март
2001
Экологический ежемесячник
В Администрации Нижегородской области.

РЕШЕНИЕ СОВЕТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
АДМИНИСТРАЦИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 26 марта 2001 г. N 1

О территориальной системе мониторинга окружающей природной среды
Верхне-Волжского УГМС на примере Нижегородской области

Верхне-Волжское межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды является территориальным органом Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, созданной Указом Президента Российской Федерации от 22.09.98г. N1142.

Функционирующая в настоящее время в Верхневолжскгидромете система мониторинга окружающей среды на территории Нижегородской области включает в себя территориальный Гидрометцентр (ГМЦ), территориальный центр по мониторингу окружающей среды (ЦМС), Волжскую гидрометобсерваторию, 18 метеорологических станций, 55 гидрометеорологических постов, 22 стационарных пункта наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, 29 стационарных пунктов наблюдений за загрязнением воды в р.р.Волге, Оке и их основных притоках, а также в Горьковском и Чебоксарском водохранилищах, 28 стационарных пунктов радиометрических наблюдений за гамма-фоном, пункты наблюдений в г.г.Н.Новгороде и Лукоянове за радиоактивными выпадениями и пункт наблюдений в г.Н.Новгороде за радиоактивными аэрозолями.

В области гидрометеорологии задачи управления сводятся к организации и производству наблюдений за характеристиками метеорологического, гидрометеорологического и агрометеорологического режима, возникновением и развитием опасных гидрометеорологических явлений, подготовке и выпуску прогнозов на 1-3 сутки и предупреждений о возникновении опасных явлений, прогнозов притока воды в водохранилища, максимальных уровней и расходов воды в период половодья на реках области, сроков наступления весенних и осенних ледовых явлений, прогнозов сроков созревания и урожайности основных сельхозкультур, подготовки и выпуска справочных метеорологических изданий.

Существующая на территории Нижегородской области сеть пунктов наблюдений в целом отвечает требованиям поставленных задач по предупреждению уже возникших опасных явлений (ОЯ). Однако ее низкая плотность не позволяет обнаружить возникшие локальные ОЯ.

В области мониторинга загрязнения окружающей среды работы Верхне-Волжского УГМС ведутся с целью получения информации качественных показателей объектов окружающей среды: воздуха, воды, почвы, снежного покрова, атмосферных осадков. Подсистема мониторинга атмосферного воздуха Нижегородской области базируется на работе пунктов наблюдений за загрязнением воздуха.

Совершенствование этой подсистемы предполагает:

во-первых - расширение наблюдательной сети путем организации дополнительных стационарных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, а также организацию маршрутных обследований в районных центрах области, не охваченных постоянным контролем.

во-вторых - автоматизацию наблюдений с целью получения информации о реальном режиме времени.

Подсистема мониторинга водных объектов базируется на работе пунктов гидрологических, гидрохимических и гидробиологических наблюдений.

Развитие подсистемы наблюдений за качеством водных объектов предполагает:

  • увеличение числа постоянно действующих пунктов наблюдений за счет организации наблюдений на транзитных водотоках на границе области, а также на р.Теше, на р.Пьяне, на р.Сатис;
  • увеличение числа пунктов оперативного контроля, расположенных в местах питьевых водозаборов;
  • увеличение числа контролируемых водных объектов за счет организации водопользователями наблюдений на водных объектах в районах сброса сточных вод.

Подсистема мониторинга почвы городов и сельхозугодий основана на экспедиционных обследованиях.

Производятся наблюдения за химическим составом снежного покрова на фоновом уровне на метеостанциях в пгт.Воскресенское, г.Выксе и т.д. Обследование загрязнения снежного покрова непосредственно на территории промышленных городов выполнялось только для г.г.Н.Новгорода и Дзержинска.

Большое значение для области имеет созданная и введенная в эксплуатацию в г.Н.Новгороде дистанционная система непрерывного контроля за радиоактивностью атмосферы.

Систематическое обеспечение Администрации Нижегородской области данными о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнения, являлось существенным вкладом Верхне-Волжского УГМС в систему управления экологической ситуацией в масштабах области.

Для решения возложенных постановлениями Правительства задач и на основании Постановления Правительства N 3 от 04.01.2001г. "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях" необходимо:

  • провести лицензирование всех организаций, выполняющих работы в области мониторинга состояния окружающей среды, гидрометеорологического обслуживания, обслуживания информацией о загрязнении окружающей среды с последующей организацией лицензионного надзора;
  • разграничить сферы деятельности различных подсистем;
  • определиться с информационным полем каждой подсистемы;
  • совместно с держателями всех подсистем разработать программу оптимизации и развития общегосударственной системы мониторинга состояния окружающей среды.

Решить эти задачи наиболее вероятно сначала на территории отдельных областей и республик, затем в региональном масштабе, а потом по стране в целом.

Нижегородская область является одной из наиболее продвинутых в части понимания важности работ в области мониторинга окружающей среды. В частности, администрация нашей области одной из первых в стране начала финансирование разработки и конструирования автоматизированной системы мониторинга загрязнений, сбор и систематизацию в Центре экологической безопасности больших объемов получаемой различными организациями экологической информации, разработку и адаптацию программного обеспечения для обработки, анализа и представления этой информации, финансирование различных разделов работы областной службы мониторинга.

При всем этом в нашей области существуют определенные проблемы, снижающие эффективность деятельности общеобластной системы мониторинга.

  1. Сохраняется разобщенность и бессистемность в работе различных подсистем мониторинга, отсутствует координация и общеобластная программа их деятельности.
  2. Отмечается несопоставимость результатов наблюдений, выполненных различными подсистемами.
  3. Ни одна подсистема, кроме ВВУГМС, не прошла лицензирования деятельности в области гидрометеорологии, либо мониторинга загрязнения.
  4. Сохраняются изолированные информационные потоки, которые, порой, не совсем увязаны между собой.
  5. Имеет место неграмотный подход к интерпретации результатов наблюдений, когда эпизодические наблюдения пытаются представить как результат деятельности системы мониторинга.
  6. Недостаточно развита подсистема объектового мониторинга.
  7. Недостаточность сети гидрометеорологических
  8. Не всегда эффективна работа системы в условиях ЧС.

В подсистеме мониторинга состояния окружающей среды ВВУГМС наиболее остро стоит вопрос технического переоснащения и модернизации наблюдательной сети.

Как орган Федеральной исполнительной власти ВВУГМС обязано проводить надзор, контроль и регулирование деятельности системы мониторинга окружающей среды в масштабах Приволжского федерального округа. Здесь перед нами встают следующие задачи:

  • добиваться исполнения на территории округа действующих правительственных решений и законов, регламентирующих деятельность службы мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения;
  • способствовать подготовке территориальных программ работы и развития службы мониторинга состояния окружающей среды;
  • осуществлять информационное обслуживание Представителя Президента в Приволжском округе;
  • инициировать разработку программы мониторинга окружающей среды на региональном уровне в масштабах округа с разработкой системы регионального финансирования работ.

Учитывая все вышесказанное, Совет экологической безопасности предлагает:

  1. Разработать программу деятельности и совершенствования службы мониторинга состояния окружающей среды на территории Нижегородской области.
    Отв. ВВУГМС (Соколов В.В.), ЦЭБ (Козлов С. И.)
    Срок - до 31.12.01г.
  2. Подготовить проект распоряжения губернатора по выполнению на территории области Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнения и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства N 28 от 14.02.2000г.
    Отв. ВВУГМС (Соколов В.В.), ЦЭБ (Козлов С. И.)
    Срок - 01.07.01г.
  3. Разработать программу технического переоснащения и модернизации наблюдательной сети ВВУГМС на территории Нижегородской области с обоснованием источников финансирования (проект программы прилагается).
    Отв. ВВУГМС (Соколов В.В.), ЦЭБ (Козлов С.И.), департамент по охране природы и управлению природопользованием (Соколов Н.Г.).
    Срок - октябрь 2001г.
  4. ВВУГМС (Соколов В.В.) совместно с департаментом по охране природы и управлению природопользованием (Соколов Н.Г.) и департаментом ВЭСиР (Евлампиев В.Н.) разработать мероприятия по снижению выбросов парниковых газов.
    Срок - до конца 2001г.
  5. Обратиться к руководителю Росгидромета с обоснованием делегирования прав регистрации и учета проектов, направленных на снижение выбросов парниковых газов.
    Отв. ВВУГМС (Соколов В.В.)
    Срок - май 2001г.