В соответствии с Уставом Нижегородской области и Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 года N 176-3 "О Правительстве Нижегородской области" Правительство Нижегородской области постановляет:
- Общие положения
1.1. Комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области (далее именуется - Комитет) входит в систему органов исполнительной власти области, является органом исполнительной власти Нижегородской области, проводящим государственную политику в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.
1.2. Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды", федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Уставом Нижегородской области, законами Нижегородской области, иными нормативными правовыми актами Нижегородской области и настоящим Положением.
1.3. Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления и иными органами и организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны природы и управления природопользованием.
1.4. Комитет подчиняется Правительству Нижегородской области и ответственен перед ним за выполнение порученных задач.
Положение о Комитете и структура Комитета утверждаются Правительством области.
Предельная численность и размер ассигнований на содержание работников Комитета устанавливаются Правительством области.
1.5. Комитет является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, бланк с изображением герба Нижегородской области и со своим наименованием, а также штампы и другие реквизиты, предусмотренные действующим законодательством.
Местонахождение Комитета и почтовый адрес: 603082, г. Нижний Новгород, Кремль, корпус 2.
1.6. Комитет является правопреемником департамента по охране природы и управлению природопользованием, комитета по экологическому контролю Нижегородской области и центра экологической безопасности Администрации Нижегородской области.
1.7. Комитет имеет расчетный счет в ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Нижегородской области, иные счета в банках, открываемые по согласованию с Министерством финансов Нижегородской области.
1.8. Финансирование деятельности Комитета осуществляется за счет средств областного бюджета.
1.9. Имущество Комитета относится к областной собственности и закрепляется за Комитетом на праве оперативного управления.
1.10. Работники Комитета являются государственными служащими Нижегородской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области о государственной службе.
- Основные задачи Комитета
Основными задачами Комитета являются:
2.1. Разработка и реализация единой государственной политики в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на территории Нижегородской области.
2.2. Координация деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления, иных организаций по охране окружающей природной среды, экологических служб организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности во взаимодействии с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти по вопросам охраны природы и рационального природопользования.
2.3. Обеспечение охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов и сохранения биологического разнообразия на территории Нижегородской области.
2.4. Осуществление функций государственного экологического контроля.
2.5. Обеспечение экологической безопасности населения и окружающей природной среды на территории области.
2.6. Управление средствами областного бюджета, выделяемыми на охрану окружающей природной среды, а также средствами областного экологического фонда.
2.7. Содействие эффективному использованию средств областного бюджета и внебюджетных средств, выделяемых на охрану окружающей природной среды в Нижегородской области, контроль за их целевым и эффективным использованием, разработка соответствующих предложений.
2.8. Организация работы по формированию системы особо охраняемых природных территорий в Нижегородской области.
- Функции Комитета
В соответствии с основными задачами Комитет осуществляет следующие функции:
3.1. Проводит анализ и оценку состояния природной среды, природных ресурсов, анализ дел в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет проблемы и тенденции в означенных сферах.
3.2. Участвует в разработке стратегии, прогнозов и программ социально-экономического развития области, в том числе, разрабатывает соответствующие разделы в прогнозах и программах с учетом федеральных программ.
3.3. Осуществляет планирование охраны окружающей природной среды, подготавливает предложения по включению мероприятий в федеральные экологические программы, участвует в реализации федеральных целевых программ.
3.4. Взаимодействует с территориальными подразделениями федеральных специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды, научными, проектными и иными организациями по вопросам планирования и прогнозирования охраны природы и управления природопользованием.
3.5. Разрабатывает проекты нормативных и иных правовых актов, направленных на охрану окружающей среды, стимулирование деятельности по охране окружающей среды и рациональному природопользованию; обеспечивает учет экологических требований при нормотворческой деятельности органов государственной власти Нижегородской области.
3.6. Взаимодействует с органами местного самоуправления и иными органами и организациями в сфере охраны окружающей природной среды.
3.7. Участвует в подготовке предложений по использованию средств областного бюджета и иных ассигнований в целях охраны окружающей природной среды, в разработке и реализации областных целевых программ и проектов; осуществляет координацию и методологическое обеспечение разработки областных экологических программ.
3.8. Управляет средствами областного бюджета, выделяемыми на охрану окружающей природной среды, а также средствами областного экологического фонда, содействует эффективному использованию этих средств; организует и проводит конкурсы по размещению заказов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд.
3.9. Реализует мероприятия, обеспечивающие внедрение современных энерго- и ресурсосберегающих, экологически чистых технологий, производство и внедрение природоохранного оборудования.
3.10. Организует работу по ведению комплексного территориального кадастра природных ресурсов на основе геоинформационных технологий и систем, включая инвентаризацию и картографическую привязку природных ресурсов (объектов) и оценку их состояния, государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, государственного кадастра объектов животного мира; ведет учет экологически вредных объектов, учет и оценку объемов образующихся отходов производства и потребления в организациях. расположенных на территории области, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, участвует в ведении государственного кадастра отходов.
3.11. Осуществляет согласование при выдаче разрешений (лицензий) на право использования природной среды и ее ресурсов, на переработку, размещение, складирование и захоронение отходов.
3.12. Участвует в отношениях в сфере экологического страхования, сертификации, лицензирования, аудита и других механизмов регулирования природопользования, в пределах своей компетенции.
3.13. Осуществляет государственный экологический контроль, контролирует соблюдение требований природоохранного законодательства гражданами, индивидуальными предпринимателями, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
3.14. В соответствии с действующим законодательством принимает решения об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности объектов, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства, и запрещении строительства экологически вредных объектов.
3.15. Делегирует экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы, осуществляет контроль за исполнением законодательства Российской Федерации и Нижегородской области об экологической экспертизе, информирует население о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и их результатах.
3.16. Проводит учет и оценку объемов образующихся отходов производства и отработанных продуктов в организациях, расположенных на территории Нижегородской области, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; осуществляет государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами, за соблюдением требований к трансграничному перемещению отходов, требований и правил транспортировки опасных отходов, за выполнением мероприятий по организации сбора и рекуперации отходов, уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья; выявляет нарушения законодательства в области обращения с отходами и осуществляет контроль за принятием мер к устранению таких нарушений; разрабатывает и реализует региональные целевые программы в области обращения с отходами.
3.17. Осуществляет согласование плановых и проверку фактических платежей за природопользование, контроль за правильностью и своевременностью платежей за природопользование.
3.18. Участвует в комиссиях по выбору земельных участков для размещения промышленных и иных объектов, в комиссиях по приемке законченных строительством объектов в части охраны окружающей среды.
3.19. Участвует в проведении аттестации и аккредитации аналитических лабораторий в области охраны окружающей природной среды и осуществляет контроль за их деятельностью.
3.20. Обеспечивает население и территориальные органы федеральных специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды необходимой информацией об экологической обстановке; организует выставки, семинары, совещания и другие мероприятия в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, участвует в организации всероссийских и международных форумов, координирует работу по организации соответствующих экспозиций и стендов.
3.21. Разрабатывает и реализует областные программы создания автоматизированной системы аварийного экологического мониторинга и контроля радиационной обстановки; осуществляет управление эксплуатацией и развитием автоматизированной системы аварийного экологического мониторинга и контроля радиационной обстановки.
3.22. Оказывает содействие гражданам и общественным объединениям в реализации их экологических прав и обязанностей.
3.23. Организует внедрение современных телекоммуникационных и геоинформационных технологий в деятельность природоохранных организаций Нижегородской области.
3.24. Организует проведение научных исследований и экспертиз по различным экологическим проблемам.
3.25. Организует экологическое образование и просвещение, развитие системы подготовки кадров в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
3.26. Организует внешнеэкономическую деятельность в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
3.27. Осуществляет иные функции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
- Полномочия Комитета
Комитет в целях выполнения возложенных на него задач вправе:
4.1. Давать в пределах своей компетенции, установленной настоящим Положением, обязательные для выполнения предписания, предусмотренные соответствующим законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
4.2 Обеспечивает целевое и эффективное использование средств областного бюджета и внебюджетных средств, направленных на охрану окружающей природной среды и рациональное природопользование, и реализацию на территории области областных экологических программ.
4.3. Определять приоритетные природоохранные объекты, подлежащие финансированию, за счет средств областного бюджета развития, и вносить предложения по включению их в план капитального строительства, а также перечень важнейших природоохранных объектов и работ, включаемых в областной заказ, участвовать в согласовании соответствующих правовых актов и распределении финансовых ресурсов, направляемых на эти цели.
4.4. Посещать с целью проверки организации (в том числе и режимные - в установленном порядке) и другие объекты и охраняемые территории независимо от их формы собственности, расположенные и осуществляющие свою деятельность на территории Нижегородской области, знакомиться с документами, результатами анализов, иными материалами, необходимыми для выполнения служебных обязанностей. В соответствии с действующим законодательством составлять по результатам проверок акты, протоколы об административных правонарушениях, давать обязательные предписания по устранению нарушений природоохранительного законодательства.
4.5. В пределах своей компетенции ограничивать и приостанавливать в установленном порядке хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую с нарушением требований природоохранного законодательства, экологических норм и правил, заключений государственной экологической экспертизы, а также давать обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования этой деятельности.
4.6. Вносить предложения по изъятию в установленном законом порядке у землепользователей (землевладельцев) земельных участков в случае использования их способами, приводящими к развитию эрозии и деградации земель, снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки, химическому и радиологическому загрязнению, а также о запрещении использования (консервации) в сельском хозяйстве загрязненных и деградированных земель.
4.7. Запрашивать и получать бесплатно от различных организаций информацию, необходимую для выполнения задач в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия.
4.8. В пределах своей компетенции направлять материалы о привлечении виновных лиц к ответственности, установленной законодательством.
4.9. В пределах своей компетенции регулировать передвижение транспортных средств на территории Нижегородской области в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
4.10. Взыскивать задолженность по платежам за загрязнение окружающей среды и другие отрицательные воздействия на нее и за вред, причиненный окружающей природной среде, в судебном порядке.
4.11. Взаимодействовать в целях формирования единой экологической политики с федеральными органами исполнительной власти, регулирующими вопросы охраны окружающей природной среды и природопользования, их территориальными органами, органами местного самоуправления, другими органами, организациями и гражданами, обмениваться информацией о проводимых мероприятиях и иными материалами.
4.12. Взаимодействовать при подготовке проектов правовых актов органов государственной власти Нижегородской области по вопросам, входящим в компетенцию Комитета, с другими органами государственной власти области, а также с иными органами, организациями и гражданами.
4.13. Определять в пределах средств, выделяемых в областном бюджете на научные исследования, перечень важнейших работ в области развития охраны окружающей среды и рационального природопользования, привлекать в установленном порядке научно-исследовательские учреждения, другие организации, а также отдельных ученых и специалистов, участвовать в распределении финансовых ресурсов, направляемых на эти цели.
4.14. Участвовать в установленном порядке в рассмотрении вопросов природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, входящих в компетенцию других органов государственной власти, а также в разработке и согласовании проектов правовых актов, затрагивающих эти вопросы; участвовать в проведении экспертиз программ и проектов, выдавать заключения по проектам законов и иных нормативных правовых актов, разрабатывать методические материалы и рекомендации.
4.15. Обращаться в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в суд и в арбитражный суд, а также принимать участие в рассмотрении дела в суде.
4.16. Образовывать в случае необходимости комиссии, координационные и экспертные советы и рабочие группы по различным направлениям своей деятельности,
4.17. Направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления рекомендации и предложения о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождения от них хозяйствующих субъектов в сфере природоохранной деятельности.
4.18. Участвовать в создании государственных учреждений в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования и осуществлять функции учредителя в соответствии с распоряжениями Правительства Нижегородской области.
4.19. Созывать в установленном порядке совещания с привлечением руководителей и специалистов органов исполнительной власти Нижегородской области и иных лиц.
4.20. Участвовать в разработке и реализации международных проектов и программ.
- Руководитель Комитета
5.1. Руководитель Комитета осуществляет руководство деятельностью Комитета на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач.
5.2. Руководитель Комитета назначается на должность и освобождается от должности распоряжением Губернатора.
Руководитель Комитета подчиняется Губернатору, а в его отсутствие - лицу, исполняющему обязанности Губернатора.
Заместители руководителя Комитета назначаются на должность распоряжением Губернатора по представлению руководителя Комитета и освобождаются от должности распоряжением Губернатора.
5.3. Руководитель Комитета вносит в установленном порядке проекты правовых актов Губернатора и Правительства области по вопросам, входящим в компетенцию Комитета.
5.4. Руководитель Комитета утверждает штатное расписание Комитета в пределах установленного размера ассигнований и предельной численности работников Комитета.
5.5. Утверждает положения о структурных подразделениях Комитета и должностные инструкции руководителей и работников этих подразделений, определяет полномочия своих заместителей и распределяет обязанности между ними.
5.6. Осуществляет прием и увольнение работников Комитета.
5.7. Решает в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области о государственной службе вопросы, связанные с прохождением государственной службы в Комитете.
5.8. Применяет меры поощрения и дисциплинарного воздействия к работникам, контролирует работу структурных подразделений комитета.
5.9. Организует работу по формированию резерва кадров государственной службы Комитета.
5.10. Заключает договоры и соглашения от имени Комитета в пределах его компетенции или по специальному поручению Губернатора или Правительства Нижегородской области.
5.11. Распоряжается в установленном порядке материальными средствами и финансовыми ресурсами, выделяемыми для обеспечения деятельности Комитета.
5.12. Издает на основе законодательства Российской Федерации приказы в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования и другие приказы в пределах своей компетенции.
Акты иных наименований (положения, указания, правила, инструкции и другие) утверждаются приказами руководителя Комитета. Издание актов в виде писем и телеграмм не допускается.
- Реорганизация и ликвидация Комитета
Реорганизация и ликвидация Комитета осуществляются в порядке, установленном действующим законодательством.