февраль
2003
Экологический ежемесячник
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ И ОХРАНОЙ ПРИРОДЫ

В течение февраля 2003 года управлением по экологическому контролю комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области осуществлено 105 проверок соблюдения природоохранного законодательства, в т.ч.:

  • комплексных - 71;
  • по охране водных ресурсов - 14;
  • по охране атмосферного воздуха - 11;
  • по обращению с отходами - 6;
  • по охране растительного и животного мира - 2;
  • по охране земельных ресурсов - 1.

В результате проверок выявлено 371 нарушение, выдано 390 предписаний об устранении экологических правонарушений, вынесено 38 постановлений о наложении штрафов (9 постановлений - на предприятия, 29 - на должностных лиц), выявлена задолженность перед экофондом на сумму 419777 рублей.

В ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства ОАО «Линдовская птицефабрика - племенной завод», с. Линда, Борского района (ген. директор - Н.В.Крыжановский) выявлено:

  1. В нарушение статьи 39 п. 1,2 и 34 п. 1,2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» ОАО «Линдовская птицефабрика - племенной завод» ежесуточно сбрасывает 1717 м3 недостаточно очищенных сточных вод в водоем рыбохозяйственного значения - р. Линду, с концентрациями загрязняющих веществ, превышающими расчетные нормы сброса в десятки раз, а по жирам - в 190 раз (при предельно допустимой концентрации сброса 0,05 мг/дм3).
  2. Очистные сооружения биологической очистки работают не в проектных параметрах: на выходе с очистных сооружений содержание органических веществ превышает проектные нормы в 2 раза; ХПК - в 2,5 раза; аммонийного азота - в 5-7 раз.
  3. Не удовлетворительное техническое состояние отдельных узлов очистных сооружений: первичных отстойников (эмшеров), полей фильтрации.
  4. Эксплуатация очистных сооружений осуществляется с нарушением норм типового техрегламента: очистные сооружения биологической очистки работают с двукратной перегрузкой по гидравлике; не удаляется осадок из первичных отстойников - происходит загрязнение надосадочной жидкости; съем по взвешенным веществам в отстойниках составляет 32% при норме СНиП - 45 - 50%.
  5. Поля фильтрации эксплуатируются неудовлетворительно: отсутствует дренаж, за десятилетия эксплуатации без чистки дна произошла кальмотация грунта последнего; поля фильтрации превратились в биопруды с толстым слоем гнилого осадка на дне.
  6. Отсутствует дезинфекция стоков.
  7. Локальные очистные сооружения работают не эффективно. Процент снятия загрязнения, согласно результатом химанализа, выполненного аккредитованной лабораторией, следующие:
    • БПК5 - 57% при норме проекта - 70-85%;
    • БПК - 50% при норме проекта - 70-80%;
    • Взвеш. вещества - 78% при норме проекта - 90-95%
  8. Производственный экологический контроль за работой очистных сооружений и качеством сбрасываемых сточных вод ведется регулярно аттестованной лабораторией.
  9. В нарушение статьи 22 п. 1, п. 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» на п/ф «Линдовская» отсутствуют утвержденные нормы ПДС и ВСС.
  10. Плата за сброс недостаточно очищенных сточных вод производится регулярно.
  11. В нарушение ст. 51 п. 1,2 ФЗ «Об охране окружающей природной среды», ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» у ОАО «Линдовская птицефабрика-племенной завод» отсутствует Разрешение на размещение (захоронение, складирование), прием, передачу и использование отходов производства и потребления.
  12. В нарушение ст. 12 ФЗ и закона НО «Об отходах производства и потребления» организовано несанкционированное складирование помета на поле, расположенном в 400 м от пометохранилища: отсутствует разрешение на складирование помета на этом поле, проектная документация на обустройство этой площадки.
  13. В нарушение ст. 12, п. 8 закона Нижегородской области «Об отходах производства и потребления» и ст. 39 пп. 2,4 ФЗ «Об охране окружающей среды» с прекращением утилизации помета по технологии «МиБас» фабрикой не проводится контроль за состоянием и воздействием на окружающую природную среду этого компостохранилища, не выполнено требование закона по восстановлению нарушенных земель.
  14. В нарушение ст. 19 п. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» не ведется первичный учет объемов образования, накопления, захоронения, передачи утилизации отходов.
  15. В нарушение «Порядка сбора, учета и контроля за сдачей отработанных ртутьсодержащих ламп №1372-р от 30.12.92 г.» на птицефабрике не ведется журнал учета поступления новых ламп, накопления и передачи отработанных ламп на утилизацию.
  16. В нарушение ст. 15 п. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» у предприятия отсутствует план мероприятий на 2002, 2003 годы, по снижению негативного воздействия на окружающую среду образующихся отходов производства и потребления.

По результатам проверки выданы предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства и вынесено постановление о наложении штрафа на предприятие в размере 10000 рублей.


В ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства ОАО «Борская фабрика первичной обработки шерсти» Борского района (ген. директор С.М.Штурмин) выявлено:

  1. В нарушение ст. 34 п. 1,2; ст. 39 п. 1,2 ФЗ «Об охране окружающей среды» ОАО «Борская фабрика ПОШ» ежесуточно сбрасывает в водоем рыбохозяйственного значения оз. Сугробское 1600 м3 недостаточно очищенных сточных вод с концентрациями загрязняющих веществ, превышающими нормы сброса в десятки раз, а по жирам в 336 раз при предельно допустимой концентрации сброса 0,05 мг/дм3.
  2. Содержание загрязняющих веществ в сточной воде на выходе с комплекса очистных сооружений превышает нормы техрегламента по БПК5 в 1,6 раза; по ХПК в 1,2 раза.
  3. Техническое состояние и эксплуатация узла механической очистки хозяйственно-бытовых стоков; механической и химической очистки промстоков крайне неудовлетворительное - отсутствует своевременное удаление осадка из отстойников; нет полной и равномерной аэрации в усреднителях-смесителях.
  4. Технологические нормативы механо-химической очистки завышены и не соответствуют современным нормам СНИП для промстоков при сбросе их в сети горканализации или на узел биологической очистки.
  5. В нарушение статьи 30 ФЗ «Об охране окружающей среды» предприятие является самовольным водопользователем - лицензия на водопользование отсутствует.
  6. В нарушение ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» на предприятии отсутствуют нормы ПДС и лимиты ВСС на 2003 год.
  7. Производственный экологический контроль за работой БОС и качеством сбрасываемых сточных вод регулярно осуществляется аттестованной лабораторией.
  8. В нарушение ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» предприятие в течение 2002 года не платит за загрязнение окружающей среды, имеется задолженность за предыдущие годы.
  9. В нарушение ст. 11 п. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на момент проверки у предприятия отсутствует лицензия на осуществление деятельности в области обращения с отходами; не в полном объеме проведена инвентаризация всех видов отходов и объектов их размещения. Не согласована площадка хранения (накопления) жиро-грязевого осадка после химической очистки шерстомойных стоков.
  10. В нарушение ст. 12 п. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на момент проверки отсутствует (истек срок действия) разрешение на размещение отходов.
  11. В нарушение ст. 14 п. 2 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отсутствуют сведения по отнесению образующихся отходов к конкретному классу опасности в соответствии с «Критериями отнесения опасных отходов к классам опасности для окружающей природной среды», утвержденными приказом МПР России от 15.06.01 г. №115.
  12. В нарушение ст. 18 п. 1, 3, 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» не по всем видам отходов установлены и утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
  13. В нарушение ст. 19 п. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» не в полном объеме ведется учет образовавшихся, переданных, размещенных отходов. Не ведется первичный учет (журналы) объемов образования, накопления, захоронения, передачи, утилизации отходов.
  14. В перечень разрешенных к размещению, передаче и использованию отходов включены не все виды отходов, образующихся на предприятии (отработанные аккумуляторы, промасленный песок).
  15. Выявлено превышение временно согласованных лимитов размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, твердых бытовых отходов, шерстного жира, отработанного масла.
  16. На момент проверки не выполнены п. 1, 4, 5 предписаний ДПР по ПР №08-05/161 от 04.02.02 г. «О продлении срока действия разрешения на размещение отходов производства и потребления».

По результатам проверки выданы предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства и вынесено постановление о наложении штрафа на предприятие в размере 10000 рублей.


Управлением выявлено 4 факта образования несанкционированных свалок твердых бытовых отходов. Приняты меры по ликвидации несанкционированных свалок и рекультивации земель.

За февраль 2003 года в управление поступило 17 обращений граждан по фактам нарушений природоохранного законодательства. По всем жалобам приняты необходимые меры: даны ответы, вынесены предупреждения, приостановлены строительства, выданы предписания.

В январе управление приняло участие в согласовании 47 материалов по размещению нового строительства.


В январе Департаментом государственного контроля по Приволжскому федеральному округу закончена двухмесячная проверка природоохранной деятельности ОАО «Лукойл - Нижегороднефтеоргсинтез».

Это предприятие является одним из крупнейших в Нижегородской области и его производственная деятельность оказывает негативное воздействие на состояние окружающей среды Кстовского района. Задача природоохранных органов и службы производственного экологического контроля предприятия - принять все необходимые меры для обеспечения экологической безопасности и сохранения здоровья местного населения.

Обычно, предприятия - загрязнители неохотно тратят финансовые средства на природоохранную деятельность.

Результаты проверки показали, что ОАО «Лукойл - Нижегороднефтеоргсинтез» уделяет серьезное внимание вопросам выполнения требований природоохранительного законодательства.

Для решения задач по улучшению экологической обстановки в зоне влияния предприятия разработана и успешно реализуется экологическая программа, цель которой - организация работы действующих производств в соответствии с требованиями правил промышленной и экологической безопасности.

Благодаря комплексному подходу в рамках соблюдения природоохранительного законодательства на объектах предприятия удалось добиться следующих результатов:

  • снижения количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • сокращения объемов водопотребления и водоотведения;
  • увеличения глубины очистки сточных вод на сбросе в р. Волгу.

Все проектные решения технического перевооружения производств по вопросам охраны природы и обеспечению экологической безопасности прошли экологическую экспертизу и имеют положительные заключения.

С целью сокращения отходов производства на установке гидроочистки масел внедрена технология, позволяющая проводить доочистку масляного погона для производства трансформаторного масла без контактной очистки глиной.

Проведенное техническое перевооружение на установках риформирования бензинов, гидроочистки дизельного топлива позволило ликвидировать производство этилированного бензина, выпускать экологически чистое дизельное топливо и вывести из эксплуатации промежуточные резервуарные парки.

К экологически чистым производствам сегодня можно отнести комплекс по производству, затариванию и отгрузке нефтебитума, где смонтированы новые печи дожига газов окисления, осуществляется утилизация газовой фазы, образующейся при отгрузке битумов автомобильным и железнодорожным транспортом.

Выполненный комплекс природоохранных мероприятий на установке производства серной кислоты, в том числе замена электрофильтров на осадители тумана серной кислоты фирмы «Монсанто», позволил сократить вредные выбросы на 87%.

На установках селективной очистки масел, установках депарафинизации масел и деасфальтизации проведена замена динамического оборудования, смонтированы аппараты воздушного охлаждения взамен водяных холодильников.

Три года тому назад внедрена современная технология переработки нефтешлама с использованием оборудования немецкой фирмы «Флоттвег».

За это время вся поверхность прудов-накопителей и шламонакопителей общей площадью более 12 га очищена от поверхностного нефтешлама, при этом, более 60 тыс.т нефти возвращено в производство.

На ОАО «Лукойл - Нижегороднефтеоргсинтез» введен в эксплуатацию комплекс сооружений закрытой напорной флотации промышленных стоков «Вемко» производительностью 1000 м3 в час.

Содержание нефтепродуктов в стоках, поступающих на биологическую очистку, снизилось со 150 до 5 мг/л.

Вместе с тем, результаты госконтроля показали наличие серьезных нарушений природоохранительного законодательства, в том числе в сфере обращения с отходами производства и потребления:

  • осадок механических примесей от переработки нефтешлама на установке «Флоттвег» хранится на иловой карте, отсутствует инструкция технологии временного накопления осадка механических примесей;
  • временное накопление отработанных ртутьсодержащих ламп в складском помещении выполняется с нарушениями соответствующих требований;
  • работы по ликвидации копаней с кислыми гудронами были выполнены без проекта.

Лица, ответственные за соблюдение требований природоохранительного законодательства на предприятии, привлечены к административной ответственности.


В совместных проверках служб госконтроля территориальных органов Приволжского федерального округа также участвует специализированная инспекция аналитического контроля по Приволжскому региону (СИАК по ПР), созданная по приказу МПР от 08.12.2000 г. №535, которая входит в единую систему аналитической службы МПР России.

Основными задачами СИАК по ПР являются:

  • осуществление систематического контроля за источниками загрязнения окружающей среды (соблюдение предприятиями - природопользователями нормативов ПДС и ПДВ);
  • обеспечение подразделений ДГК и Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Нижегородской области необходимой аналитической информацией при осуществлении государственного контроля за источниками загрязнения природной среды и соблюдением природопользователями природоохранительного законодательства;
  • контроль за достоверностью данных, получаемых лабораториями при исследовании сточных вод и промвыбросов на промышленных предприятиях и сельхозобъектах.

Специализированная инспекция аналитического контроля совместно со службой ДГК участвовала в проверке очистных сооружений «Лукойл - Нижегороднефтеоргсинтез».

Проверка показала, что очистные сооружения работают в проектных параметрах, имеются превышения ВСС только по никелю (в 4 раза).

Лаборатория этого предприятия также работает удовлетворительно, она обеспечена всем необходимым оборудованием, приборами, реактивами и посудой. Графики контроля выполняются, внутренний контроль проводится регулярно, согласно графику работ, результаты удовлетворительные.

В 2002 г. СИАК по ПР, кроме того, проверил в Нижегородской области 11 предприятий и 2 очистных сооружения - Кудьминской птицефабрики Богородского района и МУП «Коммунальника» в г. Сергаче. Одно из 11 проверенных предприятий - «Завод им. Петровского» - сбрасывает сточные вод с превышением правил приема сточных вод в горканализацию по взвешенным веществам в 2 раза, по меди в 6,5 раза, по цинку - в 1,2 раза. Остальные предприятия превышают нормы ПДС и ВСС: например, ОАО «ГАЗ» сбрасывает нефтепродукты через устье Западно-Стрелочного канала с превышением в 5,4 раза, через канал ТЭЦ - с превышением в 25,8 раза, после очистных сооружений ливневой канализации - с превышением в 6,4 раза. К предприятию приняты административные меры.

Очистные сооружения Кудьминской птицефабрики из-за недостаточной загрузки работают не в проектных параметрах. На момент проверки очистные сооружения находились на ремонте, биологическая очистка не функционировала, отстойники работали крайне неэффективно. Лаборатория на этих очистных сооружениях не работает, отсутствуют реактивы, посуда, приборы.

Очистные сооружения МУП «Коммунальщик» работают не в проектных параметрах из-за нарушения технологии очистки и недостаточного количества поступающих сточных вод, на выходе с очистных сооружений превышаются проекты норм ПДС и ВСС.