апрель
2005
Экологический ежемесячник
Государственный контроль за состоянием и охраной природы

В течение апреля 2005 года управлением по экологическому контролю комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области осуществлено 136 проверок соблюдения природоохранного законодательства, в т.ч.:

  • комплексных - 84;
  • по охране водных ресурсов - 11;
  • по охране атмосферного воздуха - 2;
  • по обращению с отходами - 36;
  • по охране растительного и животного мира - 2;
  • по охране земельных ресурсов - 1.

В результате проверок выявлено 377 нарушений, выдано 454 предписания об устранении экологических правонарушений, вынесено 84 постановления о наложении штрафов (11 постановлений - на предприятия, 65 - на должностных лиц, 8 - на граждан) на сумму 198400 рублей.

Так, например, в ходе проверки Разинского филиала ООО «НИВ» в Лукояновском районе (генеральный директор Н.И.Воеводин) выявлены нарушения требований природоохранного законодательства, а именно: предприятие по металлообработке проводит реконструкцию без проекта, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы; не имеет разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, не получены лимиты на водопользование, отсутствует лицензия на пользование недрами. По результатам проверки деятельности предприятию выданы предписания об устранении нарушений, на исполнительного директора вынесено постановление о наложении штрафа в размере 5000 рублей.

В связи с поручением Нижегородской природоохранной прокуратуры (исх. №1400 от 22.04.2005 г.) комитет совместно с другими заинтересованными органами расследовал факт замора рыбы на оз. Мещерское, являющимся памятником природы областного значения. В соответствии с результатами лабораторных исследований проб воды из Мещерского озера, проведенных аккредитованной лабораторией ГУ «Дирекция программы «Экология региона» 22.04.05 - 27.04.05, содержание загрязняющих веществ (по всем ингредиентам) ниже ПДК для водоемов культурно-бытового назначения и для водоемов рыбохозяйственного назначения, кроме содержания нефтепродуктов, концентрация которых составила 1,6 - 2,2 ПДК. Таким образом, в момент проверки содержание загрязняющих веществ в водоеме не могло вызвать гибель рыбы. Предположительно, гибель рыбы могла произойти в период с января по март 2005 года из-за недостаточного насыщения воды озера кислородом.

За апрель 2005 года в управление поступило 27 обращений граждан по фактам нарушений природоохранного законодательства. По всем жалобам приняты необходимые меры: даны ответы, вынесены предупреждения, приостановлены строительства, выданы предписания. Так, например, по жалобе жителей р.п. Д.Константиново проведена проверка ОАО «Успех», канализационные сточные воды которого, вследствие засорения коллектора, текли по рельефу местности, засоряя поверхность водосбора. В результате выданы предписания по устранению нарушения природоохранного законодательства, на предприятие вынесено постановление о наложении штрафа в размере 5000 рублей.

Всего выявлено 25 фактов образования несанкционированных свалок твердых бытовых отходов. Приняты меры по их ликвидации и рекультивации земель.

Управление принимало участие в согласовании 55 материалов по размещению нового строительства.

В апреле сотрудники управления участвовали в работе областных и районных противопаводковых комиссий.


В апреле 2005 г. отделом надзора за водными ресурсами и безопасностью гидротехнических сооружений Управления Росприроднадзора по Нижегородской области было проведено 17 проверок выполнения требований природоохранного и водного законодательства, из них 1 внеплановая проверка по заданию Главного управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, 6 внеплановых проверок по заданию природоохранной прокуратуры. По результатам проведенных проверок по выявленным нарушениям выданы предписания и вынесены постановления о наложении штрафных санкций на должностных и юридических лиц.

Проведена плановая проверка соблюдения требований водного законодательства при использовании акватории для размещения и зимнего отстоя понтонного моста МУП МПП ЖКХ г. Павлово, нарушений водного законодательства не выявлено.

Была проведена проверка по факту замора рыбы, проверено водохранилище «Цимлян» Вачского района, в ходе проверки было установлено, что 20 апреля 2005 года предприятием ООО «Русская сыродельная артель», директор Т.А.Мамаев, был осуществлен сброс сточных вод из отстойника без предварительной очистки в приблизительном объеме 100 м3 в р. Вачку, что является нарушением ст. 92, 98 Водного Кодекса РФ.

Сброс неочищенных сточных вод в р. Вачка и далее в водохранилище «Цимлян» мог послужить причиной замора рыбы в водохранилище. Производственный экологический контроль за сбрасываемыми сточными водами на время утечки не был произведен в нарушение ст. 67 п. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.02 г.

Предприятие не информировало природоохранные органы своевременно об аварийной ситуации (нарушение ст. 92 Водного Кодекса РФ).

На время проверки сброс сточных вод из отстойника ликвидирован, при обследовании водохранилища «Цимлян» на водной акватории погибшей рыбы не обнаружено.

За выявленные нарушения привлечен к административной ответственности зам. директора ООО «Русская сыродельная артель» В.В.Колпашников.

Также проведена проверка ОАО «Вита-Сом» г. Лукоянов (директор А.И.Змеев).

В ходе проведенной проверки установлено: ОАО «Вита-Сом» г. Лукоянов, - не оформлена лицензия на право пользования водными объектами для сброса сточных вод в р. Ломовку (нарушение ст. 28, 46 Водного Кодекса РФ и ст. 30 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Было установлено, что предприятие осуществляет сброс сточных вод после биологических очистных сооружений, в р. Ломовку с превышением установленных нормативов, что является нарушением ст. 39 п. 2 ФЗ «об охране окружающей среды» и ст. 92, 98, 106 Водного Кодекса РФ.

В ходе проведенной проверки был составлен протокол об административном правонарушении на гл. инженера Е.А.Квасникова по ст. 8.14 п. 1 КоАП.

В апреле 2005 года инспекторами отдела надзора за использованием и охраной водных объектов и безопасностью гидротехнических сооружений (ГТС) было проверено 10 гидротехнических сооружений: 2 ГТС Дивеевского района, 3 ГТС Павловского района, 2 ГТС г. Лысково, 2 ГТС г. Лукоянов, 1 ГТС Д-Константиновского района.

В ходе проведения проверок было выявлено не соблюдение требований Федерального Закона № 117 от 21.07.97 «О безопасности гидротехнических сооружений»:

  1. В нарушение ст. 9 Федерального Закона №117 от 21.07.97 «О безопасности гидротехнических сооружений» на ГТС водохранилища на реке Кишма в г. Ворсма отсутствует техническая документация, не разработаны правила эксплуатации ГТС.
  2. В нарушение ст. 10 Федерального Закона №117 от 21.07.97 «О безопасности гидротехнических сооружений» отсутствует декларация безопасности ГТС.
  3. В нарушение ст. 10 Федерального Закона №117 от 21.07.97 «О безопасности гидротехнических сооружений» отсутствует декларация безопасности ГТС каскада двух прудов на реке Валава в г. Лысково.
  4. В нарушение ст. 9 Федерального Закона № 117 от 21.07.97 «О безопасности гидротехнических сооружений» отсутствуют правила эксплуатации и техническая документация на ГТС каскада 2-х прудов в с. Гремячая Поляна Д-Константиновского района и в нарушении ст. 10 Федерального Закона № 117 от 21.07.97 «О безопасности гидротехнических сооружений» отсутствует декларация безопасности ГТС.

По результатам проверок было выдано 35 предписаний.


Отделом надзора в сфере лесного хозяйства, землепользования и ООПТ в апреле 2005 года были проведены проверки готовности к пожароопасному сезону 2005 года совместно с Агентством лесного хозяйства по Нижегородской области и Комитетом гражданской защиты и пожарной безопасности по Нижегородской области. Проверками были охвачены Уренский, Краснобаковский, Балахнинский, Дзержинский, Володарский, Ардатовский и Выксунский административные районы, а также предприятия, ведущие лесное хозяйство на территории этих районов.

Проверялось наличие приказов, оперативных и мобилизационных планов по тушению лесных пожаров, распоряжений районных администраций, а также состояние пожарной техники и мелкого инвентаря на пожарно-химических станциях и противопожарных пунктах, укомплектованность штатов пожарных служб на ПХС, в лесничествах, состояние радиосвязи и телефонной связи с подразделениями ГО и ЧС, районными администрациями, наличие ГСМ, основного оборудования, технической оснастки, организационно-технической оснастки и вспомогательных материалов на предприятиях.

В результате проверок выявлено:

  • Оперативные планы по привлечению сил и средств на тушение лесных пожаров из 7 проверенных наиболее горимых районов Нижегородской области согласованы и утверждены главами администраций только г. Дзержинска, г. Выкса и р.п. Красные Баки, в остальных районах области находятся в стадии подготовки. Главами администраций всех проверенных районов, кроме Володарского, изданы распоряжения «О мерах по усилению охраны лесов и торфяников от пожаров в 2005 году».
  • Во всех лесхозах Агентства лесного хозяйства по Нижегородской области созданы запасы горюче смазочных материалов (ГСМ), которые получены централизованно. В сельских лесхозах ФГУ «Нижегородсельлес» запасы ГСМ не созданы.
  • Всеми лесхозами Агентства лесного хозяйства по Нижегородской области заключены соглашения с пожарными службами районов о взаимодействии при тушении лесных пожаров, а также договора с организациями, привлекаемыми к тушению пожаров в соответствии с оперативными планами.
  • Установлено также, что добровольные пожарные дружины (ДПД) созданы только лесхозами. Администрациями районов ДПД в населенных пунктах не создавались.
  • Также в ходе проверки было установлено, что администрациями районов не уделяется должного внимания противопожарному обустройству населенных пунктов, примыкающих к лесным массивам.

Таким образом, проверки показали, что готовность лесхозов Агентства лесного хозяйства по Нижегородской области осталась на уровне прошлого года, сельские лесхозы - филиалы ФГУ «Нижегородсельлес» к пожароопасному сезону 2005 года подготовлены слабо: из 7 проверенных административных районов только 3 готовы к пожароопасному сезону 2005 года.

По результатам проверок главам администраций Уренского, Балахнинского, Володарского и Ардатовского районов выданы предписания об утверждении оперативных планов по привлечению сил и средств на тушение лесных пожаров.