Ремонт компьютеров рядом со мной


Об итогах работы Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области за 2005 год и задачах на 2006 г.


1. Основные направления природоохранной деятельности в Нижегородской области:

2. Комприроды является иным органом исполнительной власти Нижегородской области и, выполняя возложенные на него Правительством Нижегородской области задачи, взаимодействует с различными федеральными, муниципальными и общественными природоохранными структурами.

3. Во исполнение Указа Президента РФ от 02.07.2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов власти», Распоряжением Губернатора Нижегородской области от 10.01.2006 № 2-р утвержден новый состав Совета экологической безопасности под председательством И.Б.Живихиной.

4. Охрана водных ресурсов

В 2005 году завершено строительство следующих водоохранных объектов:

Объект Финансирование, млн. руб.
Всего В т.ч. из федерального бюджета
1 Берегоукрепление г. Городца 130,5 95,2 (56,0 - в 2005 г.)
2 Берегоукрепление п. Катунки 20,6 20,6
3 Ремонт водоспуска оз. Вадского 6,2  

Завершено строительство и ремонт очистных сооружений и объектов канализации:

За счет привлеченных средств федерального бюджета и долевого финансирования областного экологического фонда в 2005 году было начато строительство очистных сооружений канализации в северных районных центрах:

В 2005 году были завершены проектные работы по реконструкции дюкерного перехода через р. Ока в районе Канавинского моста (4,4 млн. руб. - МП «Водоканал») и произведены ремонтные работы на объекте за счет средств федерального бюджета - 26,0 млн. руб. и Н.Новгорода - 22,0 млн. руб.

В 2005 году МП «Водоканал» завершил строительство станции снеготаяния в Советском районе (19,6 млн. руб.)

В 2005 году в основном за счет финансирования из ОЭФ продолжалось строительство и реконструкция ОС в г. Городец, с. Дивеево, г. Арзамас, Вача, Ковернино, Первомайск, Вознесенское.

Несмотря на то, что в 2005 году на решение водоохранных проблем было направлено 62% (131,0 млн. руб.) из средств ОЭФ и привлечено в сумме 127 млн. руб. средств федерального бюджета, мы не смогли полностью реализовать мероприятия «Концепции развития северных районов Нижегородской области» (ремонтно-восстановительные работы на очистных сооружениях в г.г. Ветлуге, Семенове), а также приступить к строительству ОС в районных центрах Варнавино, Шаранга, Б.Мурашкино.

Основная причина для этого: изъятие у субъекта «водного налога» (310 млн. руб.) и отказ Федерального Агентства водных ресурсов в финансировании работ на ОС (для сравнения, в 2004 году мы направляли 180,0 млн. руб. на ОС, а в 2005 – только 122,0 млн. руб.)

Хотелось бы поблагодарить министерство строительства и ЖКХ за содействие в получении в 2005 году на строительство ОС средств (9,0 млн. руб.) по ФЦП «Жилище» и «Сокращение различий…» 47 млн. руб.

В настоящее время по всем вложениям в недвижимое имущество проводится работа по оформлению в собственность с последующей передачей за счет субсидий муниципалитетам, либо продаже.

5. Обеспечение качественной питьевой водой населения

В рамках реализации Плана мероприятий по обеспечению чистой питьевой водой социально значимых бюджетных учреждений Нижегородской области, созданию пунктов массового пользования питьевой водой на 2005-2008 годы, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 14.07.2004 № 168, организовано и проведено сервисное обслуживание 345 систем доочистки питьевой воды, установленных в детских образовательных и лечебных учреждениях в 14 районах области и в 18 учреждениях областного подчинения в Нижнем Новгороде. Мероприятия профинансированы из средств областного экологического фонда (ОЭФ) в сумме 6,1 млн. руб.

В 2005 году из средств ОЭФ было профинансировано строительство водовода Городец-Заволжье на 13,0 млн. руб.

За счет средств ОЭФ (1,9 млн. руб.) и федерального бюджета (7,8 млн. руб.) продолжались работы по поиску и оценке запасов подземных вод в пос. Новое Доскино (Автозаводский район Н.Новгорода), г. Ветлуге, р.п. Спасское и с. Линда.

6. Охрана воздушного бассейна

С целью охраны воздушного бассейна ведутся работы по переоборудованию автомобилей на газомоторное топливо и строительству автогазозаправочных станций. В Нижегородской области сегодня около 12 000 автомобилей оснащено газобаллонным оборудованием и переведено на газомоторное топливо, построено 32 АГЗС.

На форуме «Великие реки» по территории ярмарки курсировал первый трактор на рапсовом масле.

В 2005 г. реализован пилотный проект по установке в р.п. Татинец Кстовского района ветроагрегата мощностью 150 кВт (проект был реализован за счет кредита, предоставленного из ОЭФ).

Разработано и выпущено распоряжение Правительства Нижегородской области от 12.12.2005 № 846-р «Об использовании моторных топлив с улучшенными экологическими характеристиками».

Во исполнение поручения Губернатора силами ГУВД, РОСТЕХНАДЗОРА, РОССТАНДАРТА с участием Комприроды проводилась серия проверок АЗС, нефтебаз по выявлению и пресечению фактов использования нестандартного моторного топлива.

В настоящее время лабораторной базой для химического анализа топлив является лаборатория «Норси-Ойл».

С мая месяца данные анализы будут осуществляться в лаборатории Комприроды («Экология региона»), а в начале 2007 г. также химико-аналитической лабораторией г. Арзамаса.

7. Управление отходами в сфере охраны окружающей среды от производственных и бытовых отходов и вовлечения материальных ресурсов в хозяйственный оборот

Первым поручением Губернатора в августе 2005 г. для экологов было принятие мер по пресечению и ликвидации несанкционированных свалок. Для выполнения поручения был разработан пакет новых нормативных документов.

Разработаны и утверждены:

Были приняты конкретные меры, которые позволили ликвидировать более 600 свалок, предотвратить доступ к местам их образования. Здесь прежде всего хотелось бы отметить успешную работу по ликвидации несанкционированных свалок таких районов, как Арзамасский, Балахнинский, Борский, Городецкий, Щахунский и др. Всего на 01.15.05 в тридцати трех районах области были практически ликвидированы свалки и благоустроены места складирования мусора. 16 районов области получили для этих целей поддержку из средств областного экологического фонда.

К сожалению, должен констатировать, что несмотря на серьезную работу в Богородском, Кстовском, Шатковском, Лукояновском районах, количество несанкционированных свалок и отходов в несанкционированных местах там по-прежнему велико. Особенно проблематично решение задач по уборке мусора в Дзержинской промзоне (у полигона ТБО «Игумново») и на границах (в лесах) с Автозаводским районом.

Кроме того, во исполнение «Плана мероприятий по обращению с отходами производства и потребления на территории Нижегородской области на 2005-2007 годы», было завершено строительство полигона ТБО в р.п. Большое Мурашкино, реконструкция полигона ТБО в Д-Константиново.

Продолжалось строительство полигонов ТБО в г. Балахне, р.п. Вознесенское.

К сожалению, строительство полигонов в г. Кулебаки и г. Навашино практически заморожено. Федеральных программ, финансирующих подобные объекты (стоимостью около 40 млн. рублей) нет, а обещания глав районов по софинансированию столь дорогостоящих объектов остались не выполненными.

В 2004-2005 г.г. была проведена реконструкция мусороперерабатывающего завода № 1 и пущено в эксплуатацию итальянское оборудование по сортировке и прессованию коммунальных отходов.

За счет средств областного экологического фонда, органов местного самоуправления и Министерства АПК в 2005 году было вывезено из 15 районов области около 200 тонн пришедших в негодность и запрещенных к применению ядохимикатов.

8. Государственное регулирования отношений недропользования

С июня 2005 года Комприроды приступил к выдаче лицензий на общераспространенные полезные ископаемые: строительные пески, щебень, глину, гипс, торф. В 2005 году Комприроды было выдано 22 лицензии на этот вид деятельности.

На сайте Минэкономики и Комприроды Нижегородской области размещена информация о крупнейших разведанных месторождениях полезных ископаемых Нижегородской области (Писаревское месторождение стекольных песков, Лукояновское месторождение титано-циркониевых песков, Белбажское месторождение поваренной соли и др.), разработка которых, при наличии мощных инвесторов, приведет к существенному повышению экономического потенциала области, а также информация по месторождениям строительных песков, спрос на которые растет в связи с наблюдающимся ростом объемов дорожных и строительных работ.

Наиболее перспективным считаем разработку Волжского месторождения песчано-гравийно-валунной смеси (ПГС). Это месторождение является опорным при строительстве низконапорной плотины и мостового перехода через Волгу.

Ежегодные поступления налогов в областной бюджет при освоении Волжского месторождения ПГС составят около 80 млн. рублей.

9. Реализация федеральных целевых программ

Кроме выше указанных 127,6 млн. руб., полученных в качестве инвестиций из федерального бюджета для решения водоохранных проблем, в область привлечены средства в сумме 59,2 млн. руб. для исполнения полномочий федеральных природоохранных структур. Например, для оказания финансовой поддержки в функционировании памятников природы федерального значения «Озеро Светлояр» и ГПЗ "Керженский" выделено 2,1 млн. руб.; ФГУ по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища для проведения работ по обследованию гидротехнических сооружений и капитальному ремонту потенциально опасных объектов на территории Нижегородской области профинансировано в сумме 47,3 млн. руб. Региональное агентство по недропользованию направило 7,8 млн. руб. средств федерального бюджета для проведения разведки подземных вод и мониторинга недр. С целью формирования единой компьютерной сети природоохранных органов (федеральных и областных) Нижегородской области в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002 – 2010 гг.)» освоено 2,0 млн. руб.

Кроме того, в рамках ФЦП «Сокращение различий в развитии регионов» выделено 5,5 млн. руб. для обеспечения устойчивого водоснабжения р.п. Вача из водозаборных скважин. Всего для решения природоохранных проблем Нижегородской области в 2005 году привлечено 192,3 млн. руб. из федерального бюджета.

10. Формирование и распределение средств облэкофонда

В 2005 году в областной экологический фонд (ОЭФ) поступило 199,0 млн. рублей (108,4% от скорректированного плана на год).

Основным источником поступлений явилась плата за негативное воздействие на окружающую среду (в размере 80%), составившая 198,3 млн. рублей (выполнение годового плана 108,7%).

От платы за право пользования объектами животного мира поступило 0,53 млн. рублей или 52,9% от суммы, запланированной на 2005 год, иные доходы составили 0,2 млн. рублей.

В 2005 году заключено 392 договора на выполнение природоохранных мероприятий, направлено средств на сумму 213,6 млн. рублей (подготовлено 1343 платежных поручения).

Структура расходов средств облэкофонда остается прежней - основным приоритетным направлением финансирования является строительство водоохранных объектов области и обеспечение населения качественной питьевой водой, доля которого в общих расходах фонда составила 61,8% (131,98 млн. рублей) против 53,0% в 2004 году. Вторым по значимости является направление средств на охрану окружающей среды от производственных и бытовых отходов, составившее 15,7% (33,5 млн. рублей).

11. Осуществление государственного экологического контроля в 2005 году.

За 2005 год управлением по экологическому контролю Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области осуществлено 1420 проверок соблюдения природоохранного законодательства, в т.ч.:

В результате проверок выявлено 3956 нарушений, выдано 5000 предписаний об устранении экологических правонарушений, вынесено 902 постановления о наложении штрафов (178 постановлений - на предприятия, 658 – на должностных лиц, 66 – на граждан) на общую сумму 2245,3 тыс. рублей.

Сотрудники комитета расследовали 24 аварийные ситуации. В основном они носили локальный характер. К виновным приняты необходимые меры.

Даны ответы, вынесены предупреждения, приостановлены строительства, выданы предписания.

Сотрудники управления участвовали в согласовании 1026 материалов по размещению нового строительства.


ЗАДАЧИ 2006 года.

Во исполнение поручения Губернатора Комитетом при участии Министерства строительства и ЖКХ была разработана Адресная инвестиционная программа строительства объектов инженерной инфраструктуры Нижегородской области, которая предполагает финансирование природоохранных объектов области из 3-х источников:

В соответствии с этой программой объектами строительства в 2006 году станут:

Одним из наиболее значимых вопросов в сфере природоохранной деятельности в 2006 году считаем реализацию на территории области полномочий субъекта РФ в рамках 199-ФЗ от 31.12.2005.

Данным Законом к полномочиям субъекта, которые безусловно, внесут дополнительный вклад в пополнение областного бюджета относятся следующие:

  1. Контроль за природоохранными платежами (36 тыс. юридических лиц).
  2. Государственный экологический контроль за предприятиями в сфере:
  3. Выдача и согласование разрешений на выбросы в атмосферу, водные объекты, размещение отходов (36 тыс. юридических лиц).

Для реализации этих полномочий Комприродой подготовлены:

  1. Новое Положение о Комприроде (на согласовании в юридическом управлении).
  2. Предложения по организации на базе ГУ «Экология региона» расчетно–аналитического центра в составе 45 человек (не государственных служащих - в районах области).
  3. Подготовлено соглашение с Ростехнадзором об участии Комприроды в контроле за сбором экологических платежей в районах области.

Учитывая новую систему штрафов (КОАП) считаем, что данная мера позволит нам более полно охватить всех плательщиков и увеличить поступление платежей в консолидированный бюджет области уже в 2006 году примерно на 50% по сравнению с плановым.

[Главная] [О комитете] [Новости] [Экологическая обстановка]
[Ресурсы] [Мониторинг] [Аналитическая информация]