октябрь
2000
Экологический ежемесячник
Загрязнение атмосферного воздуха в г.Н.Новгороде
А.И. Иванова
И.о. заместителя руководителя Верхне-Волжского управления
по гидрометеорологии и мониторингу среды

Протекающие в приземном слое атмосферы химические процессы достаточно сложны и до настоящего времени изучены не достаточно глубоко. Одним из элементов в общей цепи познания аэрохимических процессов является мониторинг загрязнения атмосфернорго воздуха в городах, подверженных антропогенному влиянию. Регулярные наблюдения позволяют формировать статистически обеспеченные ряды, анализ которых даёт возможность проследить в динамике состояние загрязнения воздушного бассейна, трансформацию химических веществ по территории города, оценить степень антропогенного влияния.

Одним из городов, где осуществляется мониторинг загрязнения воздуха, является г.Н.Новгород. Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды производит наблюдения за загрязнением воздуха в городе более 30 лет. Анализ результатов наблюдений позволяет говорить о том, что если в 60х-70х годах шёл процесс нарастания загрязнения приземного слоя атмосферы, сопровождавший рост уровня промышленного производства, в первой половине 80 х годов имела место преимущественно стабилизация качественных показателей состояния воздушного бассейна, которой способствовало развитие природоохранной деятельности, то, начиная с 1987 года, стали преобладать тенденции снижения загрязнения воздуха в связи с постепенным спадом промышленности, приводящим к снижению антропогенной нагрузки на воздушный бассейн города. Динамика загрязнения атмосферы города Н.Новгорода в этот период и будет рассмотрена в настоящей статье.

Последние 15 лет (1986-2000 г.г.) нашей жизни характеризуются, с одной стороны, существенным снижением объёмов производства, что способствует снижению уровня загрязнения воздуха в городе, с другой стороны, постоянным ростом финансового дефицита, приводящего к отсутствию вложений в природоохранную деятельность предприятий, в результате морально устаревает воздухочистное оборудование, не производится наращивание и развитие систем очистки. Вместе с тем, в последние годы значительно возросла интенсивность движения автотранспорта, при этом на городских магистралях преобладают далеко не самые экологически чистые автомобили.

Ответить на вопрос о том, как фактически влияет на качество воздушного бассейна совокупность указанных факторов, позволяет анализ результатов наблюдений на стационарных постах Н.Новгорода, расположенных как в заречной, так и в нагорной частях города, в районах с преобладанием различных факторов загрязнения и разной степенью суммарной антропогенной нагрузки.

Характер изменения загрязнения воздуха совокупностью приоритетных примесей проиллюстрирован на рис. 1, который свидетельствует о явном значительном улучшении состояния воздушного бассейна в настоящее время по сравнению со второй половиной 80 х годов. При этом весь рассматриваемый отрезок времени можно условно разделить на три периода, которые характеризуются:

  • 1986-1989 года - резким снижением загрязнения атмосферы;
  • 1990-1994 года - плавным, незначительным снижением загрязнения воздуха;
  • 1995-1999 года - ещё более медленным и менее значительным снижением загрязнения воздуха и наметившимся в конце периода (1999г.) некоторым ростом загрязнения.

Соответственно, кривая комплексного показателя загрязнения, полученная после осреднения внутри указанных периодов, наглядно демонстрирует общую тенденцию изменения загрязнения атмосферы города в целом, а аналогичные кривые среднего содержания отдельных примесей (рис.2) дают представление о характере изменения загрязнения воздуха отдельными примесями.

В динамике уровня загрязнения отдельными примесями обращают на себя внимание следующие закономерности:

  • в течение рассматриваемого периода сохраняется тенденция к снижению уровня загрязнения воздуха всеми приоритетными примесями, кроме формальдегида, который поступает преимущественно с выбросами автотранспорта;
  • устойчивое снижение уровня загрязнения свинцом началось в сроки, по времени совпадающие с запрещением использования в области этилированного бензина;
  • наиболее существенно снизилось загрязнение на территории города, подверженной непосредственному влиянию выбросов завода "Керамик", в результате снижения концентраций взвешенных веществ (в 3 раза) и диоксида азота (2,5 раза); существенно (в 6 раз) снижение содержания диоксида серы в воздухе района, примыкающего к Сормовскому шоссе.

Характер процесса изменения загрязнения воздуха в городе Н.Новгороде подтверждается и анализом хода кривых повторяемости превышения нормативов ПДК, представленных на рис.3,4, которые свидетельствуют о резком снижении загрязнения в период с 1986 по 1994 год и существенном замедлении или приостановке этого снижения в последние 5 лет.

Рассмотрение кривых уровня загрязнения диоксидом азота (рис.5) свидетельствует об отсутствии в последние 5 лет снижения уровня загрязнения диоксидом азота в районах города, подверженных прямому влиянию автотранспорта, и наличии такого снижения в районах, не подверженных непосредственному влиянию автомобильных выбросов.

Такой же результат дает рассмотрение кривых повторяемости превышений ПДК. Так, по наблюдениям на ул.Бекетова в последние 5 лет повторяемость превышений ПДК выросла с 2 до 3 %, в районе Сормовского шоссе - с 6 до 9 %, в центре Автозаводского района (ул.Веденяпина) - с 5 до 11 %, при том, что в пунктах, удалённых от автотрасс, в тот же период наблюдалось снижение повторяемости превышений ПДК с 0,4 до 0,1 % (п.Дубки), с 4 до 3 % (ул.Сухопутная Ленинского района).

Анализ изменений состояния загрязнения воздуха в 1999 году подтвердил, что относительное увеличение показателей загрязнения по сравнению с предыдущим годом прежде всего связано с влиянием автотранспорта. Этот вывод основывается на том, что выросли, главным образом, показатели загрязнения веществами, присутствующими в выбросах автотранспорта (ароматические углеводороды, формальдегид), и повторяемости превышений ПДК концентрациями диоксида азота в районе пунктов, приближенных к автотранспортным магистралям: пл.Сенная - с1 до 2%, ул.Веденяпина - с 9 до 12 %, центр Сормова - с 2 до 4 %, что согласуется с данными Нижегородкомэкологии о росте в 1999г. выбросов от автотранспорта.

Таким образом, в 1987-1990 годах в результате совокупного снижения промвыбросов и осуществления воздухоохранных мероприятий происходило интенсивное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Процесс снижения загрязнения в соответствии со снижением выбросов продолжается и в настоящий период, но протекает более плавно, снижение менее существенно.

Наиболее существенно улучшилось состояние воздуха в зонах непосредственного влияния предприятий.

Начиная с 1996 г., процесс снижения загрязнения стал ещё медленнее и сопровождался отдельными всплесками незначительного роста. В частности, в 1999 г. загрязнение незначительно выросло по сравнению с 1998 годом, в котором состояние воздушного бассейна было наиболее благоприятным за последние 15 лет. Это связано с увеличивающимся ростом влияния автотранспорта, происходящим на фоне снижения промышленных выбросов.

Динамика изменения загрязнения атмосферы Н.Новгорода
Рис. 1. Динамика изменения загрязнения атмосферы Н.Новгорода
Рис. 2a
Содержание свинца в целом по городу
Содержание взвешенных веществ в целом по городу
Содержание взвешенных веществ в районе з-да "Керамик"
Рис. 2b
Содержание диоксида серы в целом по городу
Содержание диоксида серы в районе з-да "Керамик"
Содержание диоксида серы в районе Сормовского шоссе
Содержание формальдегида в целом по городу
Рис.2. Динамика общегородского уровня загрязнения воздуха отдельными примесями
Рис. 3a
Содержание диоксида азота в целом по городу
Содержание диоксида азота в районе з-да "Керамик"
Рис. 3b
Содержание бенз(а)пирена в целом по городу
Рис. 3c
Рис.3. Динамика суммарной повторяемости превышений ПДК концентрациями всех контролируемых в городе примесей.
Кривая повторяемости превышений ПДК концентрациями приоритетных загрязняющих веществ в целом по городу
Суммарная повторяемость в целом по городу
Суммарная повторяемость взвешенных веществ
Суммарная повторяемость диоксида азота
Рис. 4. Кривая повторяемости превышений ПДК концентрациями приоритетных загрязняющих веществ в целом по городу
Рис. 5a
пос. Дубки
ул. Сухопутная
Рис. 5b
в районе ул.Бекетова
в районе Сормовского шоссе
в районе ул.Веденяпина
Рис.5. Кривая уровня содержания в воздухе отдельных районов города диоксида азота:
а) по данным пунктов, не подверженных прямому влиянию автотранспорта
б) по данным пунктов, подверженных прямому влиянию автотранспорт