В августе 2001 г. административная комиссия ДПР по Приволжскому региону рассмотрела дела об экологических правонарушениях, выявленных контролирующими органами.
В ходе заседания были вынесены постановления о привлечении к административной ответственности: 41 - на предприятия на сумму 19 500 рублей; 43 - на должностных лиц предприятий г. Н. Новгорода и области на сумму 21 000 рублей; 3 - на граждан на сумму 700 рублей.
В августе 2001 г. службой госконтроля ДПР по Приволжскому региону была проведена проверка хода строительства очистных сооружений и выполнения Постановления Нижегородгоскомэкологии от 23.10.97 г. № 12 "О запрещении строительства, приемке в эксплуатацию и выбора площадок под промышленное строительство и строительство объектов соцкультбыта и жилья в р.п. Вача".
В ходе проверки установлено, что строительство канализационных очистных сооружений (КОС) в р.п. Вача было принято решением Земского собрания Вачского района от 10.02.98 г. № 7. Администрация Вачского района неоднократно выходила с ходатайством в Департамент строительства, Департамент по охране природы и управлению природопользованием администрации Нижегородской области об оказании помощи в строительстве канализационных очистных сооружений в р.п. Вача. В результате 10.08.98 г. между администрацией Вачского района и Департаментом по охране природы и управлению природопользованием был заключен договор на долевое участие в финансировании проектирования и строительства канализационных очистных сооружений в р.п. Вача на сумму 2 млн. рублей (доли администрации Вачского района и Департамента составляют по 1 млн. рублей).
Однако, суммы в 2 млн. рублей для строительства поселковых КОС, способных принять необходимое количество канализационных стоков поселка (700 м3/сут.), недостаточно. Поэтому администрацией Вачского района совместно с Павловским межрайонным комитетом экологического контроля и Департаментом по охране природы и управлению природопользованием администрации Нижегородской области было принято решение построить первую очередь поселковых КОС на 300 м3/сут.
Первая очередь канализационных очистных сооружений была введена в эксплуатацию в январе 2001 г.
В состав КОС входят:
- установка очистных сооружений 300 м3/сут в блочном исполнении;
- канализационная насосная станция бытовых стоков;
- насосная станция дренажных вод;
- внутриплощадочные сети водопровода и канализации;
- песковые площадки и площадка компостирования;
- служебные и бытовые помещения.
Сметная стоимость 1-й очереди КОС составляет 5 361 тыс. руб. (без установки для обезвоживания осадка "Драймад").
По состоянию на 01.01.2001 г. с начала строительства освоено 5 361 тыс. руб. План капвложений на 2001 г. - всего 3 100 тыс. руб., из них:
- местный бюджет - нет.;
- областной бюджет - 100 тыс. руб.;
- областной экологический фонд - 3 000 тыс. руб.
В этот объем входит приобретение установки для обезвоживания осадка "Драймад" сметной стоимостью 1 500 тыс. руб., разработка ПСД и начало строительства 2-й очереди поселковых КОС в р.п. Вача. С начала строительства со стороны заказчика ведется технадзор за качеством строительства.
На канализационные очистные сооружения 1-й очереди поступают бытовые стоки от части жилой застройки р.п. Вача, молокозавода (АО "Янтарь"), и ОАО "Труд". Согласно проекту сточные воды данных предприятий перед подачей на КОС-300 должны быть предварительно очищены от специфических загрязнений на локальных очистных сооружениях, однако по данным анализов межрайонного центра Госсанэпиднадзора (г. Павлово) ПДК загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых на КОС-300, превышают установленные нормативы по жирам более, чем в 30 раз, по нефтепродуктам - более, чем в 10 раз и также превышения по другим показателям. Необходимо отметить, что в сточных водах ОАО "Труд" имеются такие ингредиенты (фосфаты, железо, медь), которые отсутствуют в определенном проектом перечне загрязняющих веществ, принимаемых на очистные сооружения.
Исходя из информации, полученной от этих предприятий, установлено, что решение вопроса по доведению качества сточных вод до норм приема на КОС необоснованно затягивается. В результате чего 6,7 тыс. м3/год сточных вод остались неподключенными к первой очереди очистных сооружений и вывозятся на необорудованную свалку, что является нарушением требований природоохранительного законодательства.
По итогам проверки предприятиям ОАО "Труд" и АО "Янтарь" выдано предписание к 01.10.2001 г. принять решение по упорядочению сброса сточных вод предприятий и представить в ДПР по Приволжскому региону план мероприятий по доведению качества стоков до установленных норм приема их на КОС-300 с указанием сроков, ответственных лиц и источников финансирования.
Выполнение Постановления Нижегородгоскомэкологии от 23.10.97 г. № 12 "О запрещении строительства, приемки в эксплуатацию и выбора площадок под промышленное строительство и строительство объектов соцкультбыта и жилья в р.п. Вача Нижегородской области" администрацией Вачского района осуществляется полностью. Согласно информации, представленной МПП ЖКХ р.п. Вача, технические условия на подключение к сетям канализации для сброса сточных вод не выдаются, строительство новых внеплощадочных сетей канализации в поселке в настоящее время не ведется, новые производственные мощности и объекты гражданского назначения без обеспечения очистки дополнительного количества сточных вод отсутствует.
По поручению Центральной общественной приемной полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе, Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры и депутата Государственной Думы Косарикова А.Н. ДПР по Приволжскому региону проведена проверка фактов, изложенных в обращении группы граждан, жителей ул. Садовая, Волжская и Лесная (район "Старая Гора") пос. Октябрьский Борского района, "О грубом нарушении прав жителей и угрозе экологической катастрофы пос. Октябрьский Борского района".
Проверка проводилась совместно с представителями Борского комитета по экологическому контролю и органов местного самоуправления пос. Октябрьский.
Суть обращения заключается в том, что владельцы ЗАО "Судоходная компания "Ока", пренебрегая мнением жителей поселка "Старая гора", добиваются размещения базы флота, включая строительство административно-производственных объектов и занятие акватории р. Волги в границах всего поселка и санаторно-курортной зоны (санатории "Автомобилист", "Дубки", "Лесная поляна"). Предыдущее использование береговой линии поселка (без разрешения соответствующих контролирующих органов) привело к крайне негативным последствиям.
В ходе проверки установлено, что Судоходная компания "Ока" действительно осуществляла зимний отстой судов в межнавигационный период 1999-2000 гг. на водной акватории в районе "Старая Гора" пос. Октябрьский. На момент проверки на водной акватории р. Волги была причалена баржа, принадлежащая Судоходной компании "Ока".
Одновременно с этим выявлен факт отвода администрациями Борского района и пос. Октябрьский земельных участков по ул. Волжская, которые согласно Постановлений Совета Министров СССР от 07.01.70 г. № 17 и Совета Министров РСФСР от 02.03.70 г. № 137 находятся в зоне затопления Чебоксарского водохранилища. Ранее на данных земельных участках по ул. Волжской жилые дома были снесены, жителям выплачены компенсации и они были переселены в другие места проживания.
Судоходной компанией "Ока" было получено согласование на отстой флота в межнавигационный период сроком на один год. Учитывая, что в настоящее время Судоходная компания "Ока" не имеет положительного заключения государственной экологической экспертизы на размещение базы флота в районе "Старая Гора" пос. Октябрьский, ДПР по Приволжскому региону направил письмо в адрес руководства Судоходная компания "Ока" о нарушении данной компанией требований Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (ст. 41 п. 2) и с предложением о выводе баржи, принадлежащей компании, с водной акватории р. Волги в срок до 10 сентября 2001 г.
Также направлено письмо в адрес администрации Борского района о принятии мер по недопущению нарушений требований природоохранительного законодательства (ст. 112 Водного кодекса РФ) и Постановления Правительства РФ от 23.11.96 г. № 1404 со стороны органов местного самоуправления.
|