июль
2003
Экологический ежемесячник
Рекомендации Общественной палаты Нижегородской области.
О градостроительстве в Нижнем Новгороде.

Общественная палата Нижегородской области отмечает, что в Нижнем Новгороде, в его исторической части, имеет место крупномасштабное перераспределение собственности с многочисленными нарушениями гражданского, земельного и градостроительного законодательства, массовые нарушения конституционных прав граждан.

Законодательное Собрание Нижегородской области РїРѕ результатам депутатского расследования установило грубые нарушения требований Земельного Рё Градостроительного Кодексов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё Градостроительного кодекса Нижегородской области (постановление РѕС‚ 26.09.02 Рі. № 226-III). Прокуратура области констатировала нарушения РІ С…РѕРґРµ градостроительной деятельности РІ Рі. Рќ.РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґРµ Рё отметила, что противоправная практика предоставления участков РїРѕРґ застройку СЃ РїСЂРёС…РѕРґРѕРј РЅРѕРІРѕР№ администрации РіРѕСЂРѕРґР° РЅРµ изменилась. Таким образом, принятых мер РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ реагирования оказалось недостаточно.

РЁРёСЂРѕРєРѕ распространилась практика перепланировки Рё «СѓРїР»РѕС‚нения» существующей застройки РїСЂРё размещении различного СЂРѕРґР° торговых Рё деловых центров, гаражей, автостоянок, автозаправок Рё тому подобных объектов. РџРѕРґ прикрытием программы «Р’етхий фонд», РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ противоправное изменение разрешенного использования Рё предоставления земель РїРѕРґ РЅРѕРІРѕРµ многоэтажное строительство РЅР° усадебных участках жилых РґРѕРјРѕРІ индивидуальной постройки XVIII - РҐРҐ веков без РёС… реконструкции. Часты случаи, РєРѕРіРґР° РЅР° месте существующей неветхой (неаварийной) ценной историко-архитектурной среды (застройки) РЅР° исторической территории РіРѕСЂРѕРґР° возводится РЅРѕРІРѕРµ элитное жилье. Это вызывает протестные действия граждан РІ защиту СЃРІРѕРёС… конституционных прав - РЅР° жилище, РЅР° неприкосновенность собственности, РЅР° благоприятную окружающую среду.

Все это происходит по причине:

  • грубых нарушений требований Земельного кодекса Р Р¤ (предоставление земельных участков инвестору-застройщику без РёС… изъятия или отчуждения РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ Сѓ титульных землепользователей),
  • неисполнения требований Федеральных законов «Рћ землеустройстве» Рё «Рћ государственном земельном кадастре», «Рћ государственной регистрации прав РЅР° недвижимое имущество Рё сделок СЃ РЅРёРј».

Массовый характер приобрели факты:

  • изменения границ существующих землеотводов без землеустроительных проектов,
  • изменения новыми землепользователями назначения земельных участков Рё РёС… разрешенного использования без решения компетентного органа государственной власти,
  • начала освоения площадки, предоставленной РїРѕРґ строительство, без формирования земельного участка Рё постановки его РЅР° государственный кадастровый учет (ЕГРЗ) Рё без отвода его РІ натуре (РЅР° местности), РґРѕ государственной регистрации прав РЅР° земельный участок, строения Рё сооружений РЅР° нем РІ Едином государственном реестре прав РЅР° недвижимое имущество Рё сделок СЃ РЅРёРј учреждением юстиции.

Возникающие при этом конфликты служат источником социальной напряженности.

В целях охраны исторического наследия города на разных уровнях и в разные годы принимались многочисленные решения:

  • совместным постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР РѕС‚ 19.02.90 Рі. № 12, коллегии Госстроя РСФСР РѕС‚ 28.02.90 Рі. №3 Рё Президиума ЦС Р’РћРћРџРёРљ РѕС‚ 16.02.90 Рі. № 12 Рі. Нижний РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґ отнесен Рє историческим поселениям федерального значения;
  • РІ соответствии СЃ пунктом 5 статьи 6 Градостроительного Кодекса Нижегородской области РіРѕСЂРѕРґ Нижний РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґ является объектом градостроительной деятельности РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ регулирования;
  • решением Нижегородского областного Совета народных депутатов РѕС‚ 30.11.93 Рі. № 370-Рј установлены границы исторических территорий, РІ том числе территории «РЎС‚арый Нижний РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґ», Рё особый РїРѕСЂСЏРґРѕРє градостроительной деятельности РЅР° этих территориях;
  • генеральный план РіРѕСЂРѕРґР° 1999 РіРѕРґР° определил устойчивое развитие его исторической территории РґРѕ 2020 РіРѕРґР°.


Еще более строгие требования РїРѕ охране исторического поселения, как объекта культурного наследия, содержит вступивший РіРѕРґ назад РІ силу Федеральный закон «РћР± охране культурного наследия народов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации».

РќРѕ эти решения РЅРµ защитили исторический облик центра Поволжья РѕС‚ серьезных повреждений Рё частичного уничтожения ее культурного Рё РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ наследия. Например, РІ Советском районе РіРѕСЂРѕРґР° уничтожаются целые кварталы «РЎС‚арого Нижнего РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґР°» Рё застраиваются коммерческими многоэтажными жилыми зданиями СЃ квартирами повышенной комфортности, недоступными коренным жителям исторической части РіРѕСЂРѕРґР°, которые РІ силу указанных обстоятельств РїРѕ воле администрации РіРѕСЂРѕРґР° становятся вынужденными переселенцами. Это кварталы РѕС‚ СѓР». Полтавская РґРѕ площади Лядова между улицами Генкиной/Тимирязева Рё Белинского. РџСЂРё этом РЅРµ исполняются рекомендации Министерства культуры Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ низкоэтажной застройке исторической территории, РЅРµ принимаются РІРѕ внимание жесткие оценки членов Федерального научно-методического экспертного Совета Министерства культуры Р Р¤ Рё экспертного совета РїСЂРё Уполномоченном РїРѕ правам человека Р Р¤. Новые многоэтажные объекты СЃ офисными помещениями РЅР° первых РґРІСѓС… этажах возводятся как РЅР° общественных землях (скверы, «Р·РµР»РµРЅС‹Рµ уголки», газоны, спортивные Рё детские площадки), так Рё РІРѕ дворах жилых РґРѕРјРѕРІ Рё земельных участках частных индивидуальных домовладений.

Реальных действий РїРѕ реализации РЅРѕСЂРј федерального законодательства, РїРѕ охране РіРѕСЂРѕРґР°, как объекта культурного наследия, РЅРµ предпринимается, Нижний РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґ стремительно теряет СЃРІРѕР№ исторический облик. Массово Рё бесконтрольно уничтожается зеленый фонд, растет загазованность Рё запыленность, историческая Р·РѕРЅР° РіРѕСЂРѕРґР° становится «РєР°РјРµРЅРЅС‹РјРё джунглями» делового центра, перегруженной автотранспортом Рё СЃРѕ средой, непригодной РЅРё для проживания, РЅРё для нормальной жизнедеятельности. Движение всех РІРёРґРѕРІ транспорта РІ центре РіРѕСЂРѕРґР° уже сегодня парализовано, Рё решения этих проблем РІ градостроительной политике главного архитектора РіРѕСЂРѕРґР° РЅРµ просматривается. Проекты типа «РћРєС‚СЏР±СЂСЊСЃРєРѕРіРѕ бульвара» СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ только обострить названные проблемы.

Вопреки требованиям федерального закона, неоднократным обращениям Министерства культуры РФ, в 2001 году был ликвидирован самостоятельный орган охраны историко-культурного наследия (подчинен Министерству культуры области). А в конце 2002 года его статус был еще более принижен - департамент в составе Министерства культуры ликвидирован и создан отдел. Многие специалисты при этом были вынуждены покинуть государственную службу. Аналогичная участь постигла и областной департамент архитектуры и градостроительства.

Общественная палата РЕКОМЕНДУЕТ:

  1. Законодательному Собранию Нижегородской области:
    • продолжить рассмотрение РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ нарушениях РІ градостроительной сфере РІ развитие постановления Законодательного Собрания Нижегородской области РѕС‚ 26.09.02 Рі. № 226-III «Рћ выводах РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ депутатскому расследованию», РЅР° заседание пригласить Губернатора Рё членов Правительства Нижегородской области, руководителей комитетов РїРѕ земельным ресурсам Рё землеустройству, РїРѕ охране РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рё управлению природопользованием. Поставить РїРѕРґ контроль исполнение данного постановления Рё предоставить депутатам Рё общественности информацию Рѕ результатах;
    • ввести РІ Градостроительный Кодекс Нижегородской области РЅРѕСЂРјС‹:
      • Рѕ том, что РЅРµ допускается предоставление земельных участков РїРѕРґ проектирование Рё строительство новых объектов Рё выдача разрешений РЅР° строительство РґРѕ завершения работ РїРѕ правовому зонированию территории Рё инвентаризации земель, зеленых насаждений Рё РґСЂСѓРіРёС… объектов недвижимости РЅР° данной территории Рё занесения информации РѕР± этих объектах РІ Единый государственный реестр прав, Единый государственный реестр земель Рё Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности;
      • Рѕ механизме приостановления строительно-монтажных работ РїСЂРё обнаружении нарушений законодательства РґРѕ полного устранения нарушений;
      • Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ реализации РЅРѕСЂРј статьи 222 Гражданского Кодекса Р Р¤, предусматривающей СЃРЅРѕСЃ самовольной постройки Р·Р° счет нарушителя, СЃ восстановлением снесенных зеленых насаждений Рё иных объектов недвижимости;
    • ввести РІ Кодекс Нижегородской области РѕР± административных правонарушениях РЅРѕСЂРјС‹ Рѕ юридической ответственности должностных лиц органов архитектуры Рё градостроительства муниципальных образований Р·Р° нарушения земельного Рё градостроительного законодательства;
    • принять Законы области «РћР± охране зеленого фонда РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… Рё сельских поселений» Рё «РћР± охране окружающей среды РѕС‚ неблагоприятного воздействия транспорта», Р° также соответствующие дополнения РІ РљРѕРђРџ Нижегородской области, предусматривающие ответственность Р·Р° РёС… нарушение.


  2. Губернатору Нижегородской области разработать концепцию градостроительной политики в Нижнем Новгороде и Нижегородской области. Для разработки концепции создать рабочую группу с включением представителей общественности (не менее 30 %) и независимых экспертов.

  3. Губернатору и Правительству Нижегородской области:
    • усилить контроль Р·Р° градостроительной деятельностью РІ Нижнем РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґРµ Рё Нижегородской области;
    • взять РїРѕРґ контроль РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ разработки, РІ развитие генерального плана РіРѕСЂРѕРґР° Рќ.РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґР°, комплексного проекта Р·РѕРЅ охраны Нижнего РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґР°, историко-архитектурного РѕРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ плана, проектов планировки Рё правил землепользования Рё застройки, которых РЅРµ имеется Рё без которых, согласно земельному Рё градостроительному законодательству, РЅРµ может выделяться земля РїРѕРґ проектирование Рё строительство;
    • возобновить разработку градостроительной документации областного СѓСЂРѕРІРЅСЏ Рё градостроительного законодательства Нижегородской области;
    • РЅРµ допустить утверждения проекта Рё строительства Октябрьского бульвара, Р° также утверждения Рё реализации иных непродуманных Рё незаконных проектов, наносящих вред интересам населения;
    • принять экстренные меры РїРѕ предотвращению незаконного предоставления застроенных земельных участков РїРѕРґ РЅРѕРІСѓСЋ застройку без согласия собственников строений, без решения уполномоченного органа государственной власти Рё без участия граждан Рё РёС… общественных организаций (объединений);
    • поручить Минстрою Нижегородской области, РІ случае выявления пробелов РІ федеральных СНиПах, РІ соответствии СЃ Градостроительным Кодексом Р Р¤ Рё Градостроительным Кодексом Нижегородской области организовать разработку Рё утверждение территориальных (Нижегородских) градостроительных РЅРѕСЂРј Рё правил, которые РјРѕРіСѓС‚ конкретизировать или ужесточать (РЅРѕ РЅРµ смягчать) федеральные РЅРѕСЂРјС‹;
    • повысить статус органа архитектуры Рё градостроительства Нижегородской области, Р° также органа охраны культурного наследия Нижегородской области, подчинив РёС… непосредственно Губернатору Нижегородской области; создать условия для возвращения РІ эти органы квалифицированных кадров;
    • РЅР° базе ГУП «РќРёР¶С‚ехинвентаризация» организовать единую систему органов технической инвентаризации для ведения градостроительного кадастра Рё единого реестра объектов градостроительной деятельности Рё архива БТИ, как это предусмотрено постановлениями Правительства Р Р¤ РѕС‚ 13.10.97 Рі. № 1301, РѕС‚ 04.12.00 Рі. № 921; передать ГУП «РќРёР¶С‚ехинвентаризация» РІ ведение Минстроя Нижегородской области.


  4. Городской Думе Нижнего Новгорода:
    • принять нормативный акт РѕР± охране зеленых насаждений РіРѕСЂРѕРґР°;
    • РІ соответствии СЃ областным законом «РћР± РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территориях», взять РїРѕРґ охрану наиболее ценные зеленые насаждения (природный каркас РіРѕСЂРѕРґР°) СЃРѕ статусом охраняемых объектов РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ комплекса РіРѕСЂРѕРґР°;
    • ввести РІ Устав РіРѕСЂРѕРґР° РЅРѕСЂРјСѓ Рѕ том, что главный архитектор Рќ.РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґР° - исторического поселения федерального значения - должен назначаться РЅР° должность РїРѕ согласованию СЃ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ Думой РїРѕ итогам Всероссийского РєРѕРЅРєСѓСЂСЃР°;
    • границу Нижегородского района перенести СЃ СѓР». Белинского Рё установить РїРѕ улице Генкиной Рё Тимирязева РІ соответствии СЃ границей исторической территории «РЎС‚арый Нижний РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґ»;
    • принять решение Рѕ недопустимости разработки Рё реализации проекта «РћРєС‚СЏР±СЂСЊСЃРєРѕРіРѕ бульвара»;
    • совместно СЃ администрацией Рќ.РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґР° рассмотреть варианты осуществления инвестиционного проекта РЅР° Театральной площади, РЅР° месте бывшей гостиницы «РњРѕСЃРєРІР°», предусматривающие создание сквера (зеленой Р·РѕРЅС‹), сохранение пешеходной Рё визуальной СЃРІСЏР·Рё СЃ СѓР». Большой РџРѕРєСЂРѕРІСЃРєРѕР№ РЅР° Никольскую башню Кремля Рё установку часовни или памятного знака РЅР° месте исторических захоронений, Рё возможность придания данной территории статуса мемориально-исторической.


  5. Органам местного самоуправления Нижнего Новгорода:
    • организовать работу РїРѕ инвентаризации земель, зеленых насаждений Рё РґСЂСѓРіРёС… объектов недвижимости РІ первую очередь РЅР° территории исторического центра РіРѕСЂРѕРґР°;
    • организовать разработку, РІ развитие генерального плана РіРѕСЂРѕРґР° Рќ.РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґР°, комплексного проекта Р·РѕРЅ охраны Нижнего РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґР°, историко-архитектурного РѕРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ плана, проектов планировки, правил землепользования Рё застройки. Р’ правилах землепользования Рё застройки предусмотреть недопустимость уплотнения застройки Рё уменьшения количества зеленых насаждений РЅР° исторических территориях РіРѕСЂРѕРґР°. До разработки этих правил принять временный РїРѕСЂСЏРґРѕРє участия общественности РІ обсуждении градостроительной документации. Пересмотреть генеральный план РіРѕСЂРѕРґР°, предусмотрев РІ корректуре, РІ соответствии СЃ проектами Р·РѕРЅ охраны Рё историко-архитектурным опорным планом (после РёС… доработки РїРѕ результатам экспертизы Министерства Культуры Р Р¤), перенос делового центра ближе Рє геометрическому центру РіРѕСЂРѕРґР°, Р° также сохранение малоэтажной застройки РЅР° месте существующей малоэтажной застройки. Учитывая статус Рќ.РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґР°, как центра Приволжского федерального РѕРєСЂСѓРіР°, РЅРµ допускать сбоев РІ финансировании этих работ;
    • РЅРµ допускать выделения земельных участков РїРѕРґ проектирование Рё строительство новых объектов РґРѕ завершения работ РїРѕ инвентаризации земель, зеленых насаждений Рё РґСЂСѓРіРёС… объектов недвижимости РЅР° данной территории Рё занесения информации РѕР± этих объектах РІ Единый государственный реестр прав, Единый государственный реестр земель Рё Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности;
    • отразить данное требование РІРѕ всех нормативных документах, регулирующих РїРѕСЂСЏРґРѕРє решения земельных Рё градостроительных РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ.


  6. Прокуратуре Нижегородской области, Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуре усилить надзор за исполнением земельного, градостроительного, природоохранного законодательства и законодательства об охране культурного наследия в г. Нижнем Новгороде.


Принято на заседании Палаты 3 июля 2003 г.

Председательствующий на заседании Палаты на заседании Палаты Е.А.Купчинов