Общественная палата Нижегородской области отмечает, что в Нижнем Новгороде, в его исторической части, имеет место крупномасштабное перераспределение собственности с многочисленными нарушениями гражданского, земельного и градостроительного законодательства, массовые нарушения конституционных прав граждан.
Законодательное Собрание Нижегородской области РїРѕ результатам депутатского расследования установило грубые нарушения требований Земельного Рё Градостроительного Кодексов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё Градостроительного кодекса Нижегородской области (постановление РѕС‚ 26.09.02 Рі. № 226-III). Прокуратура области констатировала нарушения РІ С…РѕРґРµ градостроительной деятельности РІ Рі. Рќ.РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґРµ Рё отметила, что противоправная практика предоставления участков РїРѕРґ застройку СЃ РїСЂРёС…РѕРґРѕРј РЅРѕРІРѕР№ администрации РіРѕСЂРѕРґР° РЅРµ изменилась. Таким образом, принятых мер РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ реагирования оказалось недостаточно.
РЁРёСЂРѕРєРѕ распространилась практика перепланировки Рё «СѓРїР»РѕС‚нения» существующей застройки РїСЂРё размещении различного СЂРѕРґР° торговых Рё деловых центров, гаражей, автостоянок, автозаправок Рё тому подобных объектов. РџРѕРґ прикрытием программы «Р’етхий фонд», РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ противоправное изменение разрешенного использования Рё предоставления земель РїРѕРґ РЅРѕРІРѕРµ многоэтажное строительство РЅР° усадебных участках жилых РґРѕРјРѕРІ индивидуальной постройки XVIII - РҐРҐ веков без РёС… реконструкции. Часты случаи, РєРѕРіРґР° РЅР° месте существующей неветхой (неаварийной) ценной историко-архитектурной среды (застройки) РЅР° исторической территории РіРѕСЂРѕРґР° возводится РЅРѕРІРѕРµ элитное жилье. Рто вызывает протестные действия граждан РІ защиту СЃРІРѕРёС… конституционных прав - РЅР° жилище, РЅР° неприкосновенность собственности, РЅР° благоприятную окружающую среду.
Все это происходит по причине: - грубых нарушений требований Земельного кодекса РФ (предоставление земельных участков инвестору-застройщику без их изъятия или отчуждения в установленном порядке у титульных землепользователей),
- неисполнения требований Федеральных законов «Рћ землеустройстве» Рё «Рћ государственном земельном кадастре», «Рћ государственной регистрации прав РЅР° недвижимое имущество Рё сделок СЃ РЅРёРј».
Массовый характер приобрели факты: - изменения границ существующих землеотводов без землеустроительных проектов,
- изменения новыми землепользователями назначения земельных участков и их разрешенного использования без решения компетентного органа государственной власти,
- начала освоения площадки, предоставленной под строительство, без формирования земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет (ЕГРЗ) и без отвода его в натуре (на местности), до государственной регистрации прав на земельный участок, строения и сооружений на нем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним учреждением юстиции.
Возникающие при этом конфликты служат источником социальной напряженности.
Р’ целях охраны исторического наследия РіРѕСЂРѕРґР° РЅР° разных СѓСЂРѕРІРЅСЏС… Рё РІ разные РіРѕРґС‹ принимались многочисленные решения: - совместным постановлением коллегии Министерства культуры РСФСРот 19.02.90 Рі. № 12, коллегии Госстроя РСФСРот 28.02.90 Рі. №3 Рё Президиума ЦС Р’РћРћРџРёРљ РѕС‚ 16.02.90 Рі. № 12 Рі. Нижний РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґ отнесен Рє историческим поселениям федерального значения;
- в соответствии с пунктом 5 статьи 6 Градостроительного Кодекса Нижегородской области город Нижний Новгород является объектом градостроительной деятельности особого регулирования;
- решением Нижегородского областного Совета народных депутатов РѕС‚ 30.11.93 Рі. № 370-Рј установлены границы исторических территорий, РІ том числе территории «РЎС‚арый Нижний РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґ», Рё особый РїРѕСЂСЏРґРѕРє градостроительной деятельности РЅР° этих территориях;
- генеральный план города 1999 года определил устойчивое развитие его исторической территории до 2020 года.
Еще более строгие требования РїРѕ охране исторического поселения, как объекта культурного наследия, содержит вступивший РіРѕРґ назад РІ силу Федеральный закон «РћР± охране культурного наследия народов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации».
РќРѕ эти решения РЅРµ защитили исторический облик центра Поволжья РѕС‚ серьезных повреждений Рё частичного уничтожения ее культурного Рё РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ наследия. Например, РІ Советском районе РіРѕСЂРѕРґР° уничтожаются целые кварталы «РЎС‚арого Нижнего РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґР°» Рё застраиваются коммерческими многоэтажными жилыми зданиями СЃ квартирами повышенной комфортности, недоступными коренным жителям исторической части РіРѕСЂРѕРґР°, которые РІ силу указанных обстоятельств РїРѕ воле администрации РіРѕСЂРѕРґР° становятся вынужденными переселенцами. Рто кварталы РѕС‚ СѓР». Полтавская РґРѕ площади Лядова между улицами Генкиной/Тимирязева Рё Белинского. РџСЂРё этом РЅРµ исполняются рекомендации Министерства культуры Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ низкоэтажной застройке исторической территории, РЅРµ принимаются РІРѕ внимание жесткие оценки членов Федерального научно-методического экспертного Совета Министерства культуры Р Р¤ Рё экспертного совета РїСЂРё Уполномоченном РїРѕ правам человека Р Р¤. Новые многоэтажные объекты СЃ офисными помещениями РЅР° первых РґРІСѓС… этажах возводятся как РЅР° общественных землях (скверы, «Р·РµР»РµРЅС‹Рµ уголки», газоны, спортивные Рё детские площадки), так Рё РІРѕ дворах жилых РґРѕРјРѕРІ Рё земельных участках частных индивидуальных домовладений.
Реальных действий РїРѕ реализации РЅРѕСЂРј федерального законодательства, РїРѕ охране РіРѕСЂРѕРґР°, как объекта культурного наследия, РЅРµ предпринимается, Нижний РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґ стремительно теряет СЃРІРѕР№ исторический облик. Массово Рё бесконтрольно уничтожается зеленый фонд, растет загазованность Рё запыленность, историческая Р·РѕРЅР° РіРѕСЂРѕРґР° становится «РєР°РјРµРЅРЅС‹РјРё джунглями» делового центра, перегруженной автотранспортом Рё СЃРѕ средой, непригодной РЅРё для проживания, РЅРё для нормальной жизнедеятельности. Движение всех РІРёРґРѕРІ транспорта РІ центре РіРѕСЂРѕРґР° уже сегодня парализовано, Рё решения этих проблем РІ градостроительной политике главного архитектора РіРѕСЂРѕРґР° РЅРµ просматривается. Проекты типа «РћРєС‚СЏР±СЂСЊСЃРєРѕРіРѕ бульвара» СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ только обострить названные проблемы.
Вопреки требованиям федерального закона, неоднократным обращениям Министерства культуры РФ, в 2001 году был ликвидирован самостоятельный орган охраны историко-культурного наследия (подчинен Министерству культуры области). А в конце 2002 года его статус был еще более принижен - департамент в составе Министерства культуры ликвидирован и создан отдел. Многие специалисты при этом были вынуждены покинуть государственную службу. Аналогичная участь постигла и областной департамент архитектуры и градостроительства.
Общественная палата РЕКОМЕНДУЕТ: - Законодательному Собранию Нижегородской области:
- продолжить рассмотрение РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ нарушениях РІ градостроительной сфере РІ развитие постановления Законодательного Собрания Нижегородской области РѕС‚ 26.09.02 Рі. № 226-III «Рћ выводах РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ депутатскому расследованию», РЅР° заседание пригласить Губернатора Рё членов Правительства Нижегородской области, руководителей комитетов РїРѕ земельным ресурсам Рё землеустройству, РїРѕ охране РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рё управлению природопользованием. Поставить РїРѕРґ контроль исполнение данного постановления Рё предоставить депутатам Рё общественности информацию Рѕ результатах;
- ввести в Градостроительный Кодекс Нижегородской области нормы:
- о том, что не допускается предоставление земельных участков под проектирование и строительство новых объектов и выдача разрешений на строительство до завершения работ по правовому зонированию территории и инвентаризации земель, зеленых насаждений и других объектов недвижимости на данной территории и занесения информации об этих объектах в Единый государственный реестр прав, Единый государственный реестр земель и Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности;
- о механизме приостановления строительно-монтажных работ при обнаружении нарушений законодательства до полного устранения нарушений;
- о порядке реализации норм статьи 222 Гражданского Кодекса РФ, предусматривающей снос самовольной постройки за счет нарушителя, с восстановлением снесенных зеленых насаждений и иных объектов недвижимости;
- ввести в Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях нормы о юридической ответственности должностных лиц органов архитектуры и градостроительства муниципальных образований за нарушения земельного и градостроительного законодательства;
- принять Законы области «РћР± охране зеленого фонда РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… Рё сельских поселений» Рё «РћР± охране окружающей среды РѕС‚ неблагоприятного воздействия транспорта», Р° также соответствующие дополнения РІ РљРѕРђРџ Нижегородской области, предусматривающие ответственность Р·Р° РёС… нарушение.
- Губернатору Нижегородской области разработать концепцию градостроительной политики в Нижнем Новгороде и Нижегородской области. Для разработки концепции создать рабочую группу с включением представителей общественности (не менее 30 %) и независимых экспертов.
- Губернатору и Правительству Нижегородской области:
- усилить контроль за градостроительной деятельностью в Нижнем Новгороде и Нижегородской области;
- взять под контроль вопросы разработки, в развитие генерального плана города Н.Новгорода, комплексного проекта зон охраны Нижнего Новгорода, историко-архитектурного опорного плана, проектов планировки и правил землепользования и застройки, которых не имеется и без которых, согласно земельному и градостроительному законодательству, не может выделяться земля под проектирование и строительство;
- возобновить разработку градостроительной документации областного уровня и градостроительного законодательства Нижегородской области;
- не допустить утверждения проекта и строительства Октябрьского бульвара, а также утверждения и реализации иных непродуманных и незаконных проектов, наносящих вред интересам населения;
- принять экстренные меры по предотвращению незаконного предоставления застроенных земельных участков под новую застройку без согласия собственников строений, без решения уполномоченного органа государственной власти и без участия граждан и их общественных организаций (объединений);
- поручить Минстрою Нижегородской области, в случае выявления пробелов в федеральных СНиПах, в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ и Градостроительным Кодексом Нижегородской области организовать разработку и утверждение территориальных (Нижегородских) градостроительных норм и правил, которые могут конкретизировать или ужесточать (но не смягчать) федеральные нормы;
- повысить статус органа архитектуры и градостроительства Нижегородской области, а также органа охраны культурного наследия Нижегородской области, подчинив их непосредственно Губернатору Нижегородской области; создать условия для возвращения в эти органы квалифицированных кадров;
- РЅР° базе ГУП «РќРёР¶С‚ехинвентаризация» организовать единую систему органов технической инвентаризации для ведения градостроительного кадастра Рё единого реестра объектов градостроительной деятельности Рё архива БТР, как это предусмотрено постановлениями Правительства Р Р¤ РѕС‚ 13.10.97 Рі. № 1301, РѕС‚ 04.12.00 Рі. № 921; передать ГУП «РќРёР¶С‚ехинвентаризация» РІ ведение Минстроя Нижегородской области.
- Городской Думе Нижнего Новгорода:
- принять нормативный акт об охране зеленых насаждений города;
- РІ соответствии СЃ областным законом «РћР± РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территориях», взять РїРѕРґ охрану наиболее ценные зеленые насаждения (природный каркас РіРѕСЂРѕРґР°) СЃРѕ статусом охраняемых объектов РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ комплекса РіРѕСЂРѕРґР°;
- ввести в Устав города норму о том, что главный архитектор Н.Новгорода - исторического поселения федерального значения - должен назначаться на должность по согласованию с городской Думой по итогам Всероссийского конкурса;
- границу Нижегородского района перенести СЃ СѓР». Белинского Рё установить РїРѕ улице Генкиной Рё Тимирязева РІ соответствии СЃ границей исторической территории «РЎС‚арый Нижний РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґ»;
- принять решение Рѕ недопустимости разработки Рё реализации проекта «РћРєС‚СЏР±СЂСЊСЃРєРѕРіРѕ бульвара»;
- совместно СЃ администрацией Рќ.РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґР° рассмотреть варианты осуществления инвестиционного проекта РЅР° Театральной площади, РЅР° месте бывшей гостиницы «РњРѕСЃРєРІР°», предусматривающие создание сквера (зеленой Р·РѕРЅС‹), сохранение пешеходной Рё визуальной СЃРІСЏР·Рё СЃ СѓР». Большой РџРѕРєСЂРѕРІСЃРєРѕР№ РЅР° Никольскую башню Кремля Рё установку часовни или памятного знака РЅР° месте исторических захоронений, Рё возможность придания данной территории статуса мемориально-исторической.
- Органам местного самоуправления Нижнего Новгорода:
- организовать работу по инвентаризации земель, зеленых насаждений и других объектов недвижимости в первую очередь на территории исторического центра города;
- организовать разработку, в развитие генерального плана города Н.Новгорода, комплексного проекта зон охраны Нижнего Новгорода, историко-архитектурного опорного плана, проектов планировки, правил землепользования и застройки. В правилах землепользования и застройки предусмотреть недопустимость уплотнения застройки и уменьшения количества зеленых насаждений на исторических территориях города. До разработки этих правил принять временный порядок участия общественности в обсуждении градостроительной документации. Пересмотреть генеральный план города, предусмотрев в корректуре, в соответствии с проектами зон охраны и историко-архитектурным опорным планом (после их доработки по результатам экспертизы Министерства Культуры РФ), перенос делового центра ближе к геометрическому центру города, а также сохранение малоэтажной застройки на месте существующей малоэтажной застройки. Учитывая статус Н.Новгорода, как центра Приволжского федерального округа, не допускать сбоев в финансировании этих работ;
- не допускать выделения земельных участков под проектирование и строительство новых объектов до завершения работ по инвентаризации земель, зеленых насаждений и других объектов недвижимости на данной территории и занесения информации об этих объектах в Единый государственный реестр прав, Единый государственный реестр земель и Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности;
- отразить данное требование во всех нормативных документах, регулирующих порядок решения земельных и градостроительных вопросов.
- Прокуратуре Нижегородской области, Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуре усилить надзор за исполнением земельного, градостроительного, природоохранного законодательства и законодательства об охране культурного наследия в г. Нижнем Новгороде.
Принято на заседании Палаты 3 июля 2003 г. Председательствующий на заседании Палаты
на заседании Палаты Е.А.Купчинов
|