сентябрь
2003
Экологический ежемесячник
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ И ОХРАНОЙ ПРИРОДЫ

В течение сентября 2003 года управлением по экологическому контролю комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области осуществлено 84 проверки соблюдения природоохранного законодательства, в т.ч.:

  • комплексных - 50;
  • по охране водных ресурсов - 8;
  • по охране атмосферного воздуха - 11;
  • по обращению с отходами - 12;
  • по охране растительного и животного мира - 1;
  • по охране земельных ресурсов - 9.

В результате проверок выявлено 309 нарушений, выдано 382 предписания об устранении экологических правонарушений, вынесено 68 постановлений о наложении штрафов (12 постановлений - на предприятия, 44 - на должностных лиц, 12 - на граждан), наложено штрафов на сумму 152,8 тыс. рублей.


Так, например, в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства сельскохозяйственным производственным кооперативом «Ждановский», п. Ждановский Кстовского района (директор - В.Г.Кисляков) выявлено, что в нарушение:

  1. п. 4 ст. 15 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» СПК «Ждановский» осуществляет хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, при отсутствии планирования и разработанных мероприятий по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством.
  2. ст. 22, 34 и 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» осуществляется:
    • несанкционированный сброс ливневых стоков совместно с условно чистыми водами котельной в ручей, протекающий по южной границе центральной усадьбы СПК «Ждановский», при отсутствии согласованных нормативов ПДС;
    • несанкционированный сброс сточных вод в ручей Безымянный с превышением расчетных норм сброса в десятки раз, а по сульфидам в четыре тысячи раз.
  3. ст. 102 Водного кодекса Российской Федерации и ст. 34 и 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды»:
    • на территории центральной усадьбы отмечается загрязнение поверхности водосбора промышленными сточными водами;
    • накопление промышленных сточных вод в несанкционированных искусственных водоемах на территории д. Ржавки.
  4. ст. 46, ст. 91 Водного кодекса Российской Федерации и ст. 30 Федерального закона «Об охране окружающей среды» на предприятии отсутствует лицензия на водопользование при имеющихся и эксплуатируемых гидротехнических сооружениях.
  5. ст. 90 Водного кодекса Российской Федерации на предприятии отсутствуют лимиты водопользования на 2003 год.
  6. ст. 92 Водного кодекса Российской Федерации на предприятии не соблюдаются условия водопользования:
    • отсутствует первичный учет забранной воды из водного объекта - р. Черной (документация по форме ПОД-11,12);
    • предприятие осуществляет выпас скота и допускает несанкционированное складирование ТБО в водоохранной зоне р. Черной;
    • не проводится периодическая чистка литоральной и донной зон прудов I и II, расположенных на р. Черной.
  7. ст. 11 Федерального закона «О недрах» на предприятии отсутствует специальное государственное разрешение на пользование недрами (лицензия) и лимиты недропользования на 2003 г.
  8. ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 10 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»:
    • при отсутствии утвержденного в установленном порядке проекта предприятие вывело из эксплуатации тепличный комбинат, расположенный на территории д. Ржавки;
    • не разработаны и не реализованы мероприятия по восстановлению природной среды на участке территории площадью 2275 кв. м;
    • на момент проверки на участке территории в водоохранной зоне р. Рахмы, отданном в аренду К.А.Гаджимогамедову, выявлены участки земель, загрязненные нефтепродуктами.
  9. ст. 51 п. 1, 2 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», статей Федерального закона «Об отходах производства и потребления»:
    • ст. 15 - отсутствует лицо, имеющее профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификат) на право работы с опасными отходами;
    • ст. 11, 18 - не проведена инвентаризация отходов и объектов их размещения; отсутствуют нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; не разработан «Проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов» в соответствии с Постановлением правительства РФ от 16.06.2000 г. № 461;
    • ст. 19 - не ведется учет образовавшихся и переданных отходов.

По результатам проверки выданы предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства и вынесены постановления о наложении штрафов: на предприятие в размере 7000 рублей, на главного инженера в размере 1000 рублей, на главного энергетика в размере 500 рублей.


Управлением выявлено 4 факта образования несанкционированных свалок твердых бытовых отходов. Приняты меры по их ликвидации и рекультивации земель.


За сентябрь 2003 года в управление поступило 8 обращений граждан по фактам нарушений природоохранного законодательства. По всем жалобам приняты необходимые меры: даны ответы, вынесены предупреждения, приостановлены строительства, выданы предписания.

Так, например, по обращению Экологического центра «Дронт» на жалобу жителей г. Н.Новгорода проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при строительстве 2-х жилых домов по ул. Рокосовского в Советском районе. Установлено, что предприятие ООО «Цитрон» (директор Ю.Ю.Ежов) осуществляет строительство домов без документации в установленном природоохранным законодательством порядке, с несоблюдением экологических требований при размещении, строительстве зданий, сооружений и иных объектов. Строительство объекта начато по проекту, не имеющему положительного заключения государственной экологической экспертизы, что является нарушением ст. 34 п. 1; ст. 36 п. 3, ст. 37 п. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 3; ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Руководству ООО «Цитрон» предписано немедленно направить проектную документацию строительства жилых домов на государственную экологическую экспертизу, на общество вынесено постановление о наложении штрафа в размере 10000 рублей.

По предписанию прокуратуры в связи с коллективным обращением жителей проведена проверка факта самовольной вырубки зеленых насаждений в Нижегородском районе г. Н.Новгорода по адресу ул. Ильинская, 79А.

В ходе проверки выявлены нарушения требований природоохранного законодательства ООО «Элтекс» при осуществлении хозяйственной деятельности - благоустройстве территории дома по Обозному переулку во дворе дома № 79А по ул. Ильинской, произведена вырубка зеленых насаждений без соответствующего разрешения органа местного самоуправления, что является нарушением ст. 34 п. 1, ст. 61 п. 2, 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 7.1.4.2 «Временных правил благоустройства города Нижнего Новгорода».

По результатам проверки вынесено постановление о наложении штрафа на главного инженера в размере 1000 рублей.


В сентябре управление приняло участие в согласовании 45 материалов по размещению нового строительства.


Проведен анализ результатов проверок воздухоохранной деятельности асфальто-бетонных заводов Нижегородской области, проведенных в 2003 году.

Выявлено, что на территории Нижегородской области имеется 137 АБЗ.

Основные характеристики установок области представлены в таблице:
 
Всего установок Вид топлива Пылеочистка Фильтры
природный газ жидкое топливо сухая очистка мокрая очистка
137 36 101 48 81 8

Количество выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от АБЗ зависит от:

  1. Вида топлива.
  2. Системы пылеочистки (типа пылеочистной установки и соблюдения оптимальных параметров работы при эксплуатации АБЗ).

Вид топлива.

Наиболее привлекательным топливом и с точки зрения экологии и с точки зрения экономики является природный газ. На природном газе работает 36 установок по производству асфальта, на 46 АБЗ планируется перевод на газ, но на многих предприятиях области газификация практически не осуществляется. Сложности перевода на газопотребление связаны с отсутствием финансовых средств на проектные работы и прокладку газопровода, с отсутствием лимитов на газопотребление.

Следует отметить, что газификация асфальто-бетонных заводов в области все-таки проводится. Так, например, «Нижегородавтодор» в 2002-2003 гг. изыскал финансовые возможности перевода на газовое топливо четырех своих ДРСП.

Система пылеочистки.

По эффективности пылеулавливания установки очистки классифицируются следующим образом: сухая очистка (наименьший КПД), мокрая очистка (средний КПД) и в рукавных фильтрах (самый высокий КПД). В обратном порядке они характеризуются по стоимости и сложности эксплуатации.

Сухое обеспыливание в циклонах - самое простое, но и малоэффективное - осуществляется на 48 АБЗ. Основное при эксплуатации - герметичность аппаратов и своевременная выгрузка уловленной ими пыли. КПД - 30-40 %.

Мокрым способом пылеочистка осуществляется на 81 АБЗ. Основные показатели - оптимальный уровень воды в аппарате и все параметры сухой очистки. КПД по паспортным данным изготовителя 60-75 %. Стоимость установки при монтаже в качестве II ступени - 600-800 тыс. руб.

В рукавных фильтрах осуществляется наиболее эффективное пылеулавливание. Эти установки наиболее сложны в эксплуатации. Основные показатели: температура входящих газов, герметичность фильтрующих элементов и регенерируемость уловленной пыли. Все параметры должны контролироваться автоматически, т.е. имеется большой набор КИПиА. Эффективность пылеулавливания до 95 %, стоимость до 3 млн. руб.

Установлено, что мероприятия по замене одной пылеочистной системы на более эффективную на подавляющем большинстве предприятий не планируются. Предельно - допустимые выбросы устанавливаются по существующему положению.

За последнее время в г. Н.Новгороде установлены 8 рукавных фильтров на средства, выделенные городским экологическим фондом предприятиям, находящимся в черте города (Подновье, Сормовский район, Автозаводский район).

В ходе проверок воздухоохранной деятельности асфальто - бетонных заводов Нижегородской области выявлено:

  1. На подавляющем большинстве АБЗ разработаны предельно - допустимые нормативы и имеются разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, но мероприятия по снижению вредных выбросов не планируются.
  2. При работе на жидком топливе используется топливо, имеющее соответствующие сертификаты, но не совпадающее с заложенным в томе ПДВ: либо мазут с повышенным содержанием серы, либо вместо более дорогого печного топлива используется мазут. Не всегда выдерживаются оптимальные параметры горения топлива, особенно при смене режима.
  3. Пылеочистные установки изношены, неоднократно подваривались и латались.
  4. На установках мокрой очистки ударно-инерционного действия крайне низок КПД: вода либо вообще не подается, либо ее уровень не соответствует оптимальному, который рекомендован заводом-изготовителем.
  5. С дорогими и высокоэффективными рукавными фильтрами также не все благополучно: отсутствует фильтровальная ткань, выдерживающая высокую температуру, при ненадежной автоматике или ее отсутствии рукава горят, взвешенные вещества через места повреждения попадают в атмосферу.
  6. Ведомственный контроль соблюдения установленных нормативов ПДВ отсутствует, наладка пылеочистного оборудования до оптимальных параметров не осуществляется.

По результатам проверок соблюдения требований природоохранного законодательства асфальто-бетонными заводами области составлено 62 акта, в которых даны предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства, вынесено 56 постановлений о наложении штрафов на сумму 128 тыс. рублей, сделаны следующие выводы:

  1. В основном АБЗ на территории области - стандартные, проектировались 30 и более лет назад. На сегодняшний день с экологической точки зрения они устарели.
  2. Для стимулирования воздухоохранной деятельности АБЗ необходимо проводить работы по введению технических нормативов выбросов на основе современных достижений науки и техники, что позволит перевести данные предприятия на использование экологически более чистого топлива (с мазута на природный газ) и внедрить современное пылеочистное оборудование.