май
2004
Экологический ежемесячник
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ И ОХРАНОЙ ПРИРОДЫ

В течение мая 2004 года управлением по экологическому контролю комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области осуществлено 102 проверки соблюдения природоохранного законодательства, в т.ч.:

  • комплексных - 52;
  • по охране водных ресурсов - 5;
  • по охране атмосферного воздуха - 8;
  • по обращению с отходами - 31;
  • по охране растительного и животного мира - 3;
  • по охране земельных ресурсов - 3.

В результате проверок выявлено 394 нарушения, выдано 476 предписаний об устранении экологических правонарушений, вынесено 65 постановлений о наложении штрафов (18 постановлений - на предприятия, 45 - на должностных лиц, 2 - на граждан), наложено штрафов на сумму 260600 рублей.

В мае управлением подведены итоги комплексной проверки наиболее крупных природопользователей г. Богородска, за исключением Богородского завода хромовых кож (объект подлежит федеральному государственному экологическому контролю), осуществлённой в 2004 году. Водоохранная деятельность, деятельность по обращению с отходами предприятий города признана неудовлетворительной, воздухоохранная - удовлетворительной.


Справка по результатам комплексной проверки промпредприятий г. Богородска
Нижегородской области.
  1. Водоохранная обстановка в г. Богородске.

    Сточные воды г. Богородска проходят биологическую очистку на очистных сооружениях ООО «ЭТЭП», пущенных в эксплуатацию в 1977 г. Учредителем предприятия с 25.04.2003 г. является МУП ЖЭУ и КХ г. Богородска. Проектная мощность очистных сооружений 25000 м3/сут., однако, в связи с заниженным объемом аэротенков производительность очистных сооружений составляет 19600 м3/сут. Фактическое среднесуточное поступление стока - 9000 м3/сут.

    Последняя проверка очистных сооружений органами государственного экологического контроля проводилась в октябре-ноябре 2002 г. Результаты проверки отражены в акте №86/16 от 25.11.2002 г.

    В выводах Акта №86/16 отмечены нарушения статей 34, 39, 67 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ. Это выражается:

    • в сбросе недостаточно очищенных сточных вод в водоем рыбохозяйственного значения р. Рязанку;
    • в неудовлетворительном техническом состоянии, и, в ряде случаев, полном разрушении узлов очистки;
    • в грубом нарушении технологического режима эксплуатации очистных сооружений;
    • в отсутствии производственного экологического контроля;
    • в невыполнении предписаний актов предыдущих проверок 2000-2001 гг. по соблюдению норм природоохранного законодательства.

    Сточные воды, поступающие на очистные сооружения г. Богородска, по своему составу чрезвычайно агрессивны, так как, кроме хозяйственно-бытовых стоков, их формируют стоки кожевенной, машиностроительной, пищевой промышленности в объеме 1500 м3/сут., что составляет 17% от общего объема стока, поступающего на очистные сооружения ООО «ЭТЭП».

    Для оценки возможного реального воздействия промстоков на техническое состояние и эксплуатацию БОС в 2004 г. были комплексно обследованы в ходе государственного экологического контроля предприятия г. Богородска, которые имеют наибольший объем сбросных сточных вод или наибольшее количество загрязняющих веществ в сбросных сточных водах, подаваемых в горколлектор и далее на очистные сооружения.

    В целом, по договорам, заключенным с предприятиями на услуги по приему и очистке сточных вод ООО «ЭТЭП» принимает на очистные сооружения биологической очистки сточные воды от 69 предприятий города Богородска.

    Предприятия, обследованные при государственном экологическом контроле в 2004 г.


    п/п
    Наименование предприятия Годовой объем сброса
    сточных вод, м3
    Среднесуточный объем
    сброса сточных вод, м3
    1 ЗАО «Хромтан» 186702 512
    2 ОАО «Им. А.Ю. Юргенса» 60292 165
    3 ЗАО «БОКОЗ» 54895 150
    4 ОАО «БМЗ» 24844 68
    5 ЗАО «Оканит» 112283 307
    6 ЗАО «СТЭЛП» 101731 278
    7 ОАО «Кожевенное»
    Богородского райпо
    3740 10

    Вышеупомянутые предприятия относятся к кожевенной, машиностроительной, пищевой промышленности и промышленности по выпуску искусственных кож.

    Обследованы эксплуатационные характеристики очистных сооружений перечисленных предприятий.

    Три предприятия кожевенной промышленности (ЗАО «БОКОЗ», ЗАО «СТЭЛП», ОАО «Им. А.Ю. Юргенса») из четырех, где проведен государственный экологический контроль, имеют ветхие очистные сооружения и дают низкий эффект очистки от хрома, жиров, СПАВ, нефтепродуктов и т.д.

    Четвертое предприятие, ЗАО «Хромтан», имея совершенные очистные сооружения, принятые в эксплуатацию в 1997 году, не соблюдает технологический регламент эксплуатации, что выражается в недогрузке очистных сооружений по гидравлике (1500 м3/сут. - проект, 512 м3/сут. - фактически); отсутствии постоянной аэрации в резервуаре накопителя и, в результате, допускает залповый сброс сточных вод в горколлектор. В итоге, предприятие подает в систему общесплавной канализации сточные воды, загрязненные трехвалентным хромом, жирами, взвешенными веществами, нефтепродуктами и т.д. с превышением норм сброса в горколлектор в 9 раз, 4 раза, 2.3 раза и 9 раз соответственно.

    Неприглядная картина по очистке сточных вод наблюдается на Богородском машиностроительном заводе (ОАО «БМЗ»). При имеющейся и эксплуатируемой гальванике на предприятии отсутствуют локальные очистные сооружения. В итоге в горколлектор поступают неочищенные сточные воды ОАО «БМЗ», загрязненные медью, цинком, железом, сульфидами.

    В ходе комплексной проверки были отобраны среднесуточные пробы сбросных сточных вод предприятий кожевенной промышленности и разовые пробы сточных вод, сбрасываемых в горколлектор с ОАО «БМЗ» и ЗАО «Оканит».

    Результаты химанализов загрязнений в пробах, отобранных в ходе проверки, осуществленной управлением по экологическому контролю, оказались в десятки раз выше результатов анализов, которыми с 2001 по 2003 год пользовались предприятия при расчете платы за очистку недостаточно очищенных сточных вод на очистных сооружениях ООО «ЭТЭП». В результате плата за очистку стоков обследованных предприятий на очистных сооружениях ООО «ЭТЭП», возросла.

    Все вышеизложенное свидетельствует о негативном воздействии недостаточно очищенных сбросных сточных вод, загрязненных хромом, жирами, нефтепродуктами, тяжелыми металлами на очистные сооружения г. Богородска. Руководство проверенных предприятий реально не оценивает вред, наносимый промышленными сточными водами очистным сооружениям г. Богородска, что выражается:

    • в отсутствии материальных затрат на строительство, модернизацию и правильную эксплуатацию локальных очистных сооружений;
    • в нежелании оплачивать в полном объеме очистку промышленных сточных вод, поступающих на очистные сооружения ООО «ЭТЭП».
    По причине этого ООО «ЭТЭП» только в 2002-2003 гг. недополучило от выше перечисленных предприятий за услуги по очистке сточных вод сотни тысяч рублей, которые могли бы быть использованы на капитальный ремонт и реконструкцию очистных сооружений. По результатам проверки эта величина составила в январе 2004 года 76000 руб.

    Выводы:
    1. Очистные сооружения г. Богородска, именуемые ООО «ЭТЭП», фактически не функционируют и нуждаются в реконструкции.
    2. Существующая технологическая схема очистных сооружений г. Богородска не рассчитана на залповое поступление тяжелых металлов, в частности хрома.
    3. Установлено что предприятия г. Богородска, сбрасывающие агрессивные воды в горколлектор, имеют ветхие очистные сооружения или не имеют их вовсе и нуждаются в строительстве и модернизации последних.
    4. На предприятиях кожевенной, машиностроительной, пищевой промышленности г. Богородска отсутствует адекватная оценка загрязненности агрессивных промышленных стоков:
      • не учитывается залповый сброс последних;
      • отсутствует среднесуточный отбор сбросных сточных вод.
      • Плата за очистку сбросных сточных вод на очистные сооружения ООО «ЭТЭП» в последние годы осуществлялась не в полном объеме, т.к. при отборе проб промышленных сточных вод не учитывали фактор неравномерности поступления стока в горколлектор в течение суток и количественные показатели загрязнения были занижены.


  2. Деятельность по обращению с отходами.


    Результаты проверки соблюдения предприятиями г. Богородска природоохранного законодательства в части обращения с отходами показали, что организация этой деятельности на предприятиях неудовлетворительна.

    Выявлены нарушения ст. 9, 11, 18, 19 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления», которые выражаются в:

    • отсутствии на всех предприятиях лицензии на право обращения с отходами;
    • отсутствии согласованных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Действующие нормативы имеет лишь у ОАО «Хромтан»;
    • отсутствии учета образующихся отходов, объемов их накопления, хранения, передачи на переработку или захоронение (исключение - ОАО «Хромтан»);
    • неудовлетворительной организации раздельного сбора твердых промышленных и бытовых отходов.

    Обследованными предприятиями в 2003 году на полигон вывезено более 1500 тонн ТБО, содержащих твердые промышленные отходы 3-4 класса опасности, около 1000 тонн осадка локальных очистных сооружений (жидкие отходы), около 50 т хромсодержащих осадков этих ЛОС, более 500 т мездры, кожевенной и гольевой обрези.

    Причиной совместного сбора на предприятиях различных видов отходов, по всей вероятности, является тот факт, что полигон ТБО г. Богородска используется для захоронения как ТБО, так и промышленных отходов 3 и 4 классов опасности, при этом захоронение отходов производится без учета вида и класса отходов.

    В течении 2003 года, по сведениям полигона ТБО, было вывезено 27145 м3 ТБО, из них 5827 м3 (22% общего количества) промышленных отходов, в том числе 528 м3 хромсодержащих отходов, 2300 м3 мездры.

    Полигон расположен в юго-восточной части г. Богородска, в 800 м от города. Территорию полигона пересекает естественный овраг глубиной до 25 м. Овраг перегорожен тремя плотинами для задержания поверхностных вод, фильтрата и жидких отходов с целью недопущения их попадания в ручей оврага и далее в р. Рязанку. С южной стороны полигон граничит с полями ГСП «Богородское». Почвы территории полигона в основном суглинистые и глины. Грунтовые воды залегают на глубине 8 м. Имеются 4 наблюдательных скважины.

    Городская свалка существует на данном месте с 1965 года. В результате несанкционированного (стихийного) складирования ТБО и промышленных отходов с 1965 по 1992 год было захламлено 44,5 га земель. Распоряжением №1894-р от 08.12.92 г. главы администрации Богородского эти были изъяты у с/х «Богородский» и произведен их отвод ПКФ «Экология» под городской полигон бытовых отходов, который позднее распоряжением №1228-р от 24.11.2000 г. был передан МУП ЖЭУ и КХ. Распоряжением главы администрации Богородского района №77-р от 20.01.93 г. разрешено временно, сроком на 5 лет, производить прием промышленных отходов 3-4 классов опасности. Срок действия последнего распоряжения истек и вывоз промышленных отходов на полигон ТБО с февраля 1998 г. является несанкционированным. Для захоронения промышленных отходов на полигоне отсутствуют специально обустроенные карты с основанием, препятствующим попаданию загрязняющих веществ в грунтовые и подземные воды.

    Эксплуатация полигона ведется с нарушением СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов»:

    • отсутствует проект на полигон для захоронения промышленных и бытовых отходов;
    • отсутствует разрешительная документация на работу полигона (проект лимитов размещения отходов);
    • отсутствует технологический контроль-проект мониторинга полигона;
    • недостаточен контроль за качеством поступающих отходов;
    • территория полигона не имеет ограждения и осушительной траншеи;
    • складирование ведется хаотично по всей территории;
    • территория полигона занята старыми отходами, требующими захоронения.

    Поступление отходов осуществляется транспортом предприятия, мусоровозами ЖКХ. Прием промышленных и бытовых отходов производится по талонам трех видов различной стоимости, которые служат пропуском на полигон для размещения отходов:

    • жидкие промотходы (мездра, хромсодержащий осадок, ил очистных);
    • твердые промышленные отходы (отходы, обрезки натуральных и искусственных кож);
    • твердые бытовые отходы.

    Классификация видов принимаемых отходов не соответствует федеральному классификатору, подразделяющему разные виды отходов на 1-5 классы опасности.

    МУП ЖЭУ и КХ г. Богородска для обеспечения эксплуатации полигона обслуживается штатом из 7 человек и имеет 2 ед. техники, которые находятся в эксплуатации более 20 лет. Согласно справки МУП ЖЭУ и КХ предприятие не располагает финансами для приобретения новой техники.

    Результаты проведенного управлением по экологическому контролю обследования позволяют сделать выводы:

    1. Деятельность по обращению с отходами на предприятиях и полигоне ТБО г. Богородска организована неудовлетворительно.
    2. Нарушения требований природоохранного законодательства по обращению с отходами на предприятиях города связаны с несоблюдением санитарных правил по устройству и содержанию полигона ТБО г. Богородска (СП 2.1.7.1038-01).
    3. Отсутствие в полном объеме учета вывозимых с предприятий и принимаемых на полигоне промышленных и бытовых отходов не позволяет в полной мере оценить негативное воздействие на окружающую среду и взимать плату за это воздействие в соответствии с существующими нормативными документами.


  3. Воздухоохранная обстановка в г. Богородске.

    Воздухоохранную деятельность предприятий в целом можно оценить удовлетворительно.

    Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу имеют шесть из семи проверенных предприятий.

    Как положительный факт, следует отметить перевод на газ котельных всех обследованных предприятий, расположенных территориально в черте города. В настоящее время этими предприятиями проводится (ОАО «БМЗ», ОАО «Кожевенское» выполнена) работа по оформлению новых нормативов ПДВ с учетов выбросов газовой котельной (все проекты перевода или ввода вновь построенных газовых котельных получили положительное заключение государственной экологической экспертизы). В результате этого мероприятия произошло существенное снижение выбросов в атмосферу, о чем свидетельствуют данные статотчетности 2ТП-воздух за 2003 год.

    Отрицательным моментом воздухоохранной деятельности является отсутствие производственного контроля выбросов (инструментальные замеры) на предприятиях ОАО «Имени А.Ю.Юргенса», ОАО «БОКОЗ», ОАО «Хромтан» и ОАО «СТЭЛП». Однако, в соответствии с требованиями ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» этими предприятиями ежегодно проводится контроль состояния загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны предприятий. Результаты контроля удовлетворительны.

    По всем выявленным в процессе проверки предприятий нарушениям природоохранного законодательства выданы предписания об их устранении и вынесены постановления о наложении штрафов на юридических и должностных лиц в сумме 30500 рублей.


За май 2004 года в управление поступило 31 обращение граждан по фактам нарушений природоохранного законодательства. По всем жалобам приняты необходимые меры: даны ответы, вынесены предупреждения, приостановлены строительства, выданы предписания.

В апреле сотрудниками управления принято участие в согласовании 39 материалов по размещению нового строительства.


В мае 2004 г. служба государственного контроля Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Нижегородской области провела 34 проверки соблюдения требований природоохранного законодательства предприятиями-природопользователями, 4 проверки по жалобам граждан, приняла участие в комиссиях по приемке в эксплуатацию 6 объектов.

По результатам проверок природопользователям выданы предписания на устранение выявленных нарушений требований природоохранного законодательства, вынесены постановления о наложении штрафных санкций на юридических и должностных лиц. Вынесено 1 постановление по приостановке предприятий.

Так, например, в ходе проверки ООО «Экран» (Приокский центр по переработке гальваношламов) (директор Ю.И.Наумов) установлено, что предприятие осуществляет производственную деятельность в области обращения с отходами производства и потребления без проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Нарушены требования Постановления Правительства РФ от 16.06.2000 г. №461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов их размещения», СНиП 3.01.04-87, ст. 24, 33, 37 (пп. 1, 2), 39 (п. 1), 51 (п. 1) Федерального Закона «Об охране окружающей среды» и ст. 9, 11, 15, 18 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления», а именно:

  • на предприятии отсутствует проект участка по переработке гальваношламов, он не принят в эксплуатацию в установленном законом порядке;
  • отсутствует лицензия на обращение с опасными отходами;
  • временное хранение гальваношламов осуществляется с нарушением требований НД 3209-85 «Предельное накопление токсичных промышленных отходов на территории предприятия (организации)»;
  • должностные лица, осуществляющие деятельность по обращению с опасными отходами, не имеют профессиональной подготовки, дающей право работать с опасными отходами.

По итогам проверки за нарушение требований природоохранного законодательства ООО «Экран» и директор предприятия привлечены к административной ответственности.

За нарушение правил и норм безопасного обращения с отходами и на основании ст. 56, 66 (п. 1) Федерального Закона «Об охране окружающей среды» деятельность предприятия, связанная с переработкой гальваношламов, приостановлена вплоть до выполнения следующих требований: получение лицензии на обращение с опасными отходами, разработка и получение положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта на установку по переработке гальваношламов.

С целью профилактики возникновения загораний лесных массивов и торфяников на территории области госинспекторами службы госконтроля ГУПР по Нижегородской области проведены проверки соблюдения требований лесного законодательства лесхозами области. Всего было проверено 14 предприятий ФГУ «Нижегородсельлес» и МПР России.

Особое внимание при проверках было уделено проделанной работе по итогам пожароопасного сезона прошлого года, наличию приказов, оперативных и мобилизационных планов по тушению лесных пожаров, распоряжений районных администраций.

Было проверено состояние пожарной техники и мелкого инвентаря на пожарно-химических станциях (ПХС) и противопожарных пунктах, укомплектованность штатов пожарных служб на ПХС, в лесничествах, состояние радио- и телефонной связи с подразделениями Управления ГО и ЧС, районными администрациями. Также проверено наличие ГСМ, основного оборудования, технической и организационно-технической оснастки и вспомогательных материалов на предприятиях.

В ходе проверок лесхозов ГУПР по Нижегородской области установлено, что из-за недостаточного бюджетного финансирования оснащённость ПХС составляет только 50%. Готовность имеющегося пожарно-технического оборудования - 70-80%.

По результатам проверок руководителям проверенных лесхозов выдано 5 предписаний.

При проведении проверок лесхозов Министерства сельского хозяйства РФ, расположенных на территории области, выявлена их низкая готовность к пожароопасному сезону 2004 г. В проверенных сельских лесхозах (Вознесенский, Дивеевский, Перевозский, Кстовский, Тоншаевский, Уренский и Шахунский) выявлено отсутствие пожарных наблюдательных вышек (ПНВ), здания ПХС. В имеющихся ПХС укомплектованность штатами, оборудованием и технической оснасткой составляет 20-30%. Запасы ГСМ в этих лесхозах также отсутствуют.

По итогам проверок руководителям лесхозов выданы предписания по устранению выявленных нарушений требований лесного законодательства. За нарушение требований ст. 93 Лесного кодекса РФ вынесены постановления о наложении штрафов на руководителей Вознесенского, Дивеевского, Тоншаевского, Уренского и Шахунского лесхозов.