июнь
2004
Экологический ежемесячник
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ И ОХРАНОЙ ПРИРОДЫ

В течение июня 2004 года управлением по экологическому контролю комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области осуществлено 65 проверок соблюдения природоохранного законодательства, в т.ч.:

  • комплексных - 44;
  • по охране водных ресурсов - 13;
  • по охране атмосферного воздуха - 5;
  • по обращению с отходами - 1;
  • по охране растительного и животного мира - 1;
  • по охране земельных ресурсов - 1.

В результате проверок выявлено 270 нарушений, выдано 316 предписаний об устранении экологических правонарушений, вынесено 82 постановления о наложении штрафов (11 постановлений - на предприятия, 44 - на должностных лиц, 27 - на граждан), наложено штрафов на сумму 244300 рублей.

Так, например, в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства трёх предприятий строительной индустрии, расположенных в Сормовском районе Н.Новгорода: ОАО «Силикатный завод № 1» (генеральный директор Ю.Т.Бурлаков), ЗАО ЗДЖБ «Волга - Форм» (генеральный директор А.Б.Белковский), ЧП «Лебедева О.В.» выявлено, что, в нарушение ст. 24, 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» и ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды», предприятиями осуществляется недостаточный контроль за промвыбросами в атмосферу; в нарушение ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», не ведётся надлежащий контроль за соблюдением санитарно - экологических требований на территориях предприятий. По результатам проверок выданы предписания на устранение выявленных нарушений, вынесены постановления об административных наказаниях в виде штрафов на предприятия.


Управлением выявлено 12 фактов образования несанкционированных свалок твёрдых бытовых отходов. Приняты меры к их ликвидации и рекультивации земель.

За июнь 2004 года в управление поступило 30 обращений граждан по фактам нарушений природоохранного законодательства. По всем жалобам приняты необходимые меры: даны ответы, вынесены предупреждения, приостановлены строительства, выданы предписания. Так, например:

По заявлению экологического центра «Дронт» сотрудники управления провели проверку законности строительства жилого дома по ул. Нижне-Волжская набережная в 5 микрорайоне Мещерское озеро Канавинского района. В ходе проверки выявлено, что на участке, ограниченном береговой линией р. Волга, домами 7 и 14 по ул. Пролетарская, ведётся подготовка к строительству жилого 16 этажного монолитного трехсекционного дома, а именно: огорожена площадка с трех сторон металлическим забором, со стороны береговой линии р. Волги врыты столбы для ограждения; произведён снос растительности (7 тополей, 4 м2 кустарника ивы, 2 м2 кустарника клена ясеневидного, 6250 м2 травяного покрытия лугового типа), настил бетонных плит в трех местах: для установки 10 бытовок, сварочного цеха в пределах огороженного участка и за пределами участка по улице Пролетарская со стороны продовольственного рынка - дороги из бетонных плит. Ведутся землеройные работы и вывоз песка автомобилями марки «Камаз» для подготовки основания дороги на ул. Пролетарская. Береговая линия не имеет укрепления. Со стороны береговой линии р. Волга ведётся отсыпка краевой части берегового откоса. На территории огороженного участка на момент проверки ковшовый экскаватор производил землеройные работы, здесь же находились три грузовых автомашины «КАМАЗ» и один «МАЗ». Участок работ находится в прибрежной 100 метровой полосе р. Волга.

Инвестором строительства является ЗАО «Стройинвестрегион», г. Москва, директор И.А.Сергеева. Заказчик - ООО «ЭТЭС» (ООО «Экологическочистые технологии энергосберегающих систем»), генеральный директор А.Г.Алексеева. Подрядчиком и производителем работ является ООО «Стройспецсервис», директор Г.А.Елфимычев.

Установлено, что производством работ без положительного заключения государственной экологической экспертизы ООО «ЭТЭС» нарушило:

  • ст. 12 ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 г. № 174-ФЗ;
  • ст. 35 п. 2, 36 п. 3, 37 п. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ - «Водный Кодекс РФ» ст. 111;
  • «Положение о водоохранных зонах водных объектов и прибрежных защитных полосах», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 г. № 1404, п. 6.

По факту нарушения природоохранного законодательства на ООО «ЭТЭС» составлены акт, протокол, вынесено постановление на наложение административного наказания в виде штрафа на генерального директора А.Г.Алексееву на сумму 5000 рублей. В целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды на основании ст. 66 п. 1, 59, 34 п. 2 Закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 г., ст. 18 п. 5 Закона «Об экологической экспертизе» №174-ФЗ от 23.11.95 г. ООО «ЭТЭС» предписано приостановить строительство до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы по проекту строительства.


В июне сотрудниками управления принято участие в согласовании 68 материалов по размещению нового строительства.

На заседании Правительства Нижегородской области 22.04.2004 года (в соответствии с протоколом № 16) Комитетом охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области был сделан доклад «О мероприятиях по созданию экологической милиции Нижегородской области». По результатам доклада получено одобрение Правительства на создание экологической милиции и дано поручение подготовить совместно с ГУВД предложения в Министерство финансов по составу, численности и финансированию данного подразделения в составе ГУВД. Согласие ГУВД было подтверждено письмом от 30.06.2004 года за № 8/625. В настоящее время предложения находятся в стадии подготовки и в августе 2004 года будут представлены на утверждение.


В июне 2004 г. служба государственного контроля Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Нижегородской области провела 21 проверку соблюдения требований природоохранного законодательства предприятиями-природопользователями, 6 проверок по жалобам граждан, приняла участие в комиссиях по приемке в эксплуатацию 10 объектов.

По результатам проверок природопользователям выданы предписания на устранение выявленных нарушений требований природоохранного законодательства, вынесены постановления о наложении штрафных санкций на юридических и должностных лиц. Вынесено 6 постановлений по приостановке предприятия.

Так, например, в ходе проверки ОАО «Завод «Красное Сормово» (ген. директор Н.С.Жарков) установлено, что ежегодно на предприятии проводятся работы и мероприятия, направленные на охрану окружающей среды. Всего предприятие затратило на природоохранные мероприятия 2027000 рублей.

На предприятии ликвидированы открытые ливневые выпуски в р. Волгу, проведена реконструкция станции нейтрализации по доочистке гальванических стоков, разработан проект рыбозащитного устройства для защиты оголовков водозаборной станции и изготовлены и установлены фильтрующие кассеты, разработан проект зон санитарной охраны водозаборной станции, организован 1 пояс ЗСО.

С целью достижения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в деревообрабатывающем цехе завода установлены стружкооткосы, в корпусообрабатывающем цехе ведутся работы по ремонту и очистке вентиляционной системы от дробеметов листового металла. Ежегодно ОАО «Завод «Красное Сормово» заключаются договора на переработку гальваношламов, ртутьсодержащих ламп, отработанных шин, аккумуляторов и электролитов.

Кроме того, предприятием заключен договор с ООО «Газнадзор» на проведение режимно-наладочных работ на паровых котлах паросилового цеха для получения лицензии на обращение с отходами производства, заключен договор с ООО «НОФЭС» (Нижегородский областной фонд экологического страхования) на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Предприятие заключило договор с ЗАО «ЛО «Бизнес Консалтинг» на разработку шлакоотвала. Работы по переработке проводит ООО «Технопроминвест».

Наряду с этим ОАО «Завод «Красное Сормово» осуществляет производственную деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства, а именно:

  • на предприятии нарушаются Правила эксплуатации установок очистки газа (п. 5.2) - в корпусообрабатывающем цехе на рукавных фильтрах от листового дробемета имеются не присоединенные к фланцам рукава, шланг удаления пыли не присоединен к пылесборным емкостям, вследствие чего пыль не удаляется. Нарушены требования ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
  • станция нейтрализации очистных сооружений работает неэффективно, проектные параметры очищенных стоков не выдерживаются по содержанию в них солей меди и никеля, не предусмотрена очистка фторсодержащих стоков. Нарушены требования ст. 39 (п. 2) ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • механические очистные сооружения предприятия находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Технологический регламент работы очистных сооружений не соблюдается, что является нарушением требований ст. 39 (пп. 1, 2) ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • на предприятии не организован мониторинг подземных вод в районе пруда-отстойника и иловой площадки, что является нарушением требований «Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр» РФ;
  • производственная деятельность по обращению с отходами производства и потребления осуществляется без разрешения на данный вид деятельности, что является нарушением требований ст. 11, 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст. 24 ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • на шлакоотвале и иловых площадках предприятия не проводится мониторинг состояния загрязнения окружающей среды. Нарушены требования ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • в нарушение требований ст. 73 (п. 1) Земельного Кодекса РФ и ст. 67 (п. 1) ФЗ «Об охране окружающей среды» не проводится производственный земельный контроль,
  • шлам от мойки автотранспорта вместе с твердыми бытовыми отходами вывозится на полигон ТБО г. Н.Новгорода, нарушены требования ст. 51 (п. 1) ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • гальваношлам и отработанное масло на складе хранения МС-7 в автотранспортном цехе предприятия складируются с нарушением требований п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». Нарушены требования ст. 51 (п. 1) ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

По итогам проверки по выявленным нарушениям требований природоохранного законодательства предприятию выданы предписания на их устранение, предприятие и должностные лица привлечены к административной ответственности.