сентябрь
2004
Экологический ежемесячник
Решения Комитета по экологии Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Большая Волга» от 23.09.04 г.

РЕШЕНИЕ № 1 (8)

г. Чебоксары                                                                                                    23.09.04 г.

О компетенции, полномочиях и формировании органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды

Достижение целей государственной политики в области охраны окружающей среды связано в первую очередь с обеспечением баланса экономических и экологических интересов общества.

Однако, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»», в преамбуле которого указано, что он принят «в целях защиты прав и свобод граждан России на основе разграничения полномочий между федеральным центром и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», принятым без учета какого бы то ни было принципа разграничения полномочий, природоохранной сфере деятельности нанесен серьезный удар, которым природоохранные органы субъектов Федерации, муниципальных образований низводятся до роли пассивных наблюдателей, не способных принимать самостоятельные решения на земле, хозяевами которой они являются.

Вразрез со статьей 72 Конституции РФ, закон сосредотачивает практически все функции и полномочия в федеральных органах исполнительной власти, однако контроль на федеральном уровне физически не в состоянии будет охватить всех природопользователей, число которых постоянно растет. Последствия от принятия этого закона предсказать на сегодняшний момент сложно, но очевидно, что они будут негативными и приведут к массовым нарушениям конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Анализ изменений, внесенных в законодательство, показывает следующее.

В области охраны недр: с внесением последних изменений в закон Российской Федерации «О недрах», предусмотренных законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ субъекты Федерации лишаются полномочий по участию при принятии решения о предоставлении права на пользование недрами. Право пользования недрами предоставляется лишь по решению Правительства Российской Федерации, федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа (за исключением общераспространенных полезных ископаемых). Принцип принятия совместных с субъектом Федерации решений применяется в единственном случае - при рассмотрении заявок на получение права пользования недрами (ст. 10.1, пункт 4).

В результате внесенных изменений субъект Федерации не сможет также реализовать свои полномочия по разработке и реализации территориальных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы, поскольку это, по сути, предоставление права пользования недрами. А такие полномочия, как было сказано выше, представляется только федеральным органам власти. Кроме того, статья 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 г. №95-ФЗ) не предусматривает финансирование территориальных программ геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы из бюджета субъекта Федерации, что делает это теоретически возможным, но практически не осуществимым, поскольку сохраняется единственный источник финансирования - субвенции из федерального бюджета.

В области ведения лесного хозяйства: с внесением последних изменений в Лесной кодекс Российской Федерации субъекты Федерации полностью устраняются от участия в управлении лесным фондом, городскими лесами. Из Лесного кодекса полностью исключается статья, ранее определявшая полномочия субъекта Федерации, что совершенно недопустимо.

В области охраны водных ресурсов, атмосферного воздуха, в сфере экологической экспертизы: изменения, внесенные в Водный кодекс РФ, Федеральные законы «Об охране атмосферного воздуха», «Об экологической экспертизе», значительно урезают полномочия субъектов Федерации, которые позволяли эффективно регулировать вопросы, в указанных сферах, ущемляют права и интересы субъектов Федерации и противоречат принципам федеративного устройства, установленным Конституцией Российской Федерации (ст. 72 Конституции).

В области охраны и управления ООПТ: изменения, внесенные в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», существенно урезают полномочия органов государственной власти субъектов Федерации. В частности, передаются в исключительное федеральное ведение такие категории ООПТ, как природные парки, дендрологические парки и ботанические сады (в соответствии с ранее действующим федеральным законодательством об ООПТ природные парки создаются субъектами РФ и находятся в их ведении, дендрологические парки и ботанические сады могут находиться как в федеральном ведении, так и в ведении субъектов РФ). Реализация данных предложений приведет к существенному снижению эффективности функциональной деятельности ООПТ указанных категорий, в первую очередь, по причине минимального уровня их финансового обеспечения. Кроме этого, при рассмотрении этого вопроса необходимо учитывать специфику функционального назначения этих категорий ООПТ. Так, природные парки предназначены для максимального вовлечения ценных природных комплексов и объектов в процесс развития экологического туризма и рекреации, экологического образования и просвещения населения, т.е. решения тех вопросов, которые являются важнейшими элементами устойчивого социально-экономического развития региона. Следовательно, лишение субъекта РФ права создания природных парков, будет в значительной степени препятствовать устойчивому развитию региона.

В области обращения с отходами производства и потребления: полномочия, которые у субъектов Федерации сохранились (например, «обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов, уменьшения их образования») станут только декларативными, так как урезано право субъектов РФ на осуществление правового регулирования в области обращения с отходами в соответствии с федеральным законодательством.

В области охраны окружающей среды: с внесением изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» субъекты Федерации лишаются своих полномочий, на базе которых была построена вся природоохранная деятельность органов государственной власти субъектов Федерации и которые реально обеспечивали сохранение экологической безопасности на территории субъектов Федерации. Это деятельность была организационно обеспечена соответствующей региональной нормативной правовой базой, которая будет полностью разрушена с передачей основных полномочий в сфере охраны окружающей среды федеральным органам государственной власти.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду является основным, а во многих субъектах Федерации единственным источником финансирования природоохранных мероприятий и программ. При этом доля средств, поступающих в качестве указанной платы в бюджеты субъектов Федерации, составляет 80%, поэтому субъекты Федерации принимают организационные и административные меры для сбора этих платежей в полном объеме, тем более, что платежи Конституционным Судом РФ признаны имеющими неналоговый характер и не подлежат принудительному взысканию налоговыми органами (постановление от 10.12.2002 г.)

Как показывает опыт работы, наиболее весомые результаты в области охраны окружающей среды там, где природоохранные вопросы решаются в тесном взаимодействии всех природоохранных органов: федерального, регионального, муниципального уровней. Именно поэтому решением Государственного Совета Российской Федерации от 4 июня 2003 года рекомендовано сохранение трехуровневой системы построения органов управления, контроля и надзора в сфере экологии и природопользования.

Исходя из изложенного, Комитет РЕШИЛ:

  1. В области охраны недр:
    • считать целесообразным сохранение за субъектами Федерации полномочий по участию в принятии решений о предоставлении прав пользования недрами на участках, расположенных в пределах их территории;
    • вернуть субъектам Федерации те полномочия, которые были у них ранее, и, следовательно, были обеспечены соответствующей нормативной правовой базой, такие как:
    • организация:
      • проведения государственного геологического изучения недр;
      • исполнения функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных функций по управлению фондом недр;
      • исполнения функций государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов;
    • осуществление подготовки:
      • материалов отнесения запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов;
      • решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном федеральным законодательством порядке;
      • решений об утверждении итогов конкурсов или аукционов на право пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
      • предложений по внесению изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензий;
      • материалов для проведения в установленном порядке конкурсов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд.
  2. В области ведения лесного хозяйства: вернуть субъектам Федерации те полномочия, которые были у них ранее, и, следовательно, были обеспечены соответствующей нормативной правовой базой, административными и организационными мероприятиями, такие как:
    • участие в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации;
    • принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование и краткосрочное пользование;
    • осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
    • приостановление, ограничение и прекращение работ, представляющих опасность для состояния и воспроизводства лесов,
    • организация выполнения мероприятий по лесовосстановлению, охране лесов от пожаров и защите лесов от вредителей и болезней леса;
    • организация воспитания, образования и просвещения населения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
  3. В области охраны атмосферного воздуха: передать субъектам Федерации следующие полномочия в этой области:
    • согласование планов воздухоохранных мероприятий и мероприятий по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды наступления неблагоприятных метеорологических условий;
    • установление нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и выдача соответствующих разрешений на выброс юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в пределах лимитов, установленных субъекту Федерации уполномоченным федеральным органом государственной власти;
    • согласование размещения объектов хозяйственной деятельности оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха;
    • согласование мест хранения и захоронения загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления.
  4. В сфере экологической экспертизы: считать целесообразным передать субъектам Федерации полномочия по осуществлению экологической экспертизы объектов, отнесенных к уровню субъектов Федерации.
  5. В области охраны водных ресурсов: считать целесообразным сохранить государственную форму собственности на водные объекты и передать субъектам Федерации полномочия в сфере отношений, связанных с охраной водных ресурсов, в части государственного экологического контроля за объектами хозяйственной деятельности, ведения учета источников негативного воздействия на состояние окружающей среды на своей территории, осуществления мониторинга и регулирования других вопросов в области охраны водных ресурсов закрепленные ст. 66, 67, 72 Водного Кодекса РФ. Поскольку вода является основой жизни и деятельности населения и обеспечивает его социальное, экологическое и экономическое благополучие, то субъекты РФ заинтересованы и несут ответственность за состояние водных объектов на своей территории, их восстановление, рациональное использование, а так же предупреждение и ликвидацию последствий отрицательного воздействия вод, вызываемых природными и техногенными явлениями.
  6. В области охраны и управления ООПТ: считать целесообразным сохранение за субъектами Федерации полномочий, установленных действующим Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях».
  7. В области обращения с отходами производства и потребления: считать целесообразным, с учетом изменений, внесенных в ФЗ «Об отходах производства и потребления», и в целях обеспечения в субъектах Федерации экологически безопасного обращения с отходами производства и потребления:
    • закрепить за субъектами Федерации полномочия по правовому регулированию в области обращения с отходами в соответствии с федеральным законодательством;
    • передать субъектам Федерации полномочия по осуществлению государственного контроля в области обращения с отходами и установление нормативов образования и лимитов на размещение отходов, лицензирования деятельности в области обращения с опасными отходами.
  8. В области охраны окружающей среды: считать целесообразным вернуть субъектам Федерации следующие полномочия, установленные в Федеральном законе «Об охране окружающей среды»:
    • разработка и издание законов и нормативных правовых актов субъектов Федерации, инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;
    • участие в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды;
    • осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъектов Федерации;
    • установление органов исполнительной власти субъекта Федерации, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;
    • подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды в субъекте Федерации;
    • участие в организации и проведении государственной экологической экспертизы объектов уровня субъекта Федерации;
    • установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и выдача разрешений на выброс, сброс, загрязняющих веществ в пределах нормативов, лимитов, установленных уполномоченными федеральными органами субъекту Федерации, установление нормативов на образование и лимитов на размещение отходов;
    • привлечение к административной и иным мерам ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
    • предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
    • организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;
    • образование ООПТ регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;
    • ведение Красной книги субъекта Федерации;
    • ведение учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на территории субъекта Федерации;
    • контроль за исчислением и внесением, сбор платы за негативное воздействие на окружающую среду.
  9. Рекомендовать каждому члену Комитета по экологии Ассоциации «Большая Волга» проанализировать возможные последствия вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ и направить для сведения и анализа остальным членам Комитета. Поручить члену Комитета Чуйкову Ю.С. обобщить представленные материалы.
  10. Просить Президента Ассоциации «Большая Волга» В.К. Бочкарева:
    • обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой организовать парламентские слушания, на которых рассмотреть возможные последствия вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ и механизм «совместного» ведения Федерации и ее субъектов в сфере охраны окружающей среды и природопользования (подпункты «в», «г», «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). Поручить члену Комитета от Республики Марий Эл выступить на слушаниях от имени Комитета по экологии Ассоциации «Большая Волга» члену Комитета от Республики Марий Эл Кусакину А.В.;
    • обратиться к Президенту Российской Федерации, палатам Федерального Собрания, органам представительной власти субъектов Российской Федерации, к другим субъектам права законодательной инициативы с предложением внести изменения в Федеральный закон от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ путем подготовки законодательных инициатив с учетом настоящего решения;
    • обратиться к руководителям других Ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации по вопросу подготовки аналогичных обращений к субъектам права законодательной инициативы с просьбой о поддержке данной законодательной инициативы.
  11. Поручить члену Комитета по экологии Ассоциации «Большая Волга» Чуйкову Ю.С. подготовить совместно с экспертами Центра экологической политики России обращение в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу о конституционности Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ.
  12. Рассмотреть на заседании Комитета по экологии Ассоциации «Большая Волга» итоги осуществления государственного экологического контроля (федерального и регионального уровней) в субъектах - членах Ассоциации за 2004 год.

            Председатель Комитета                                                                                   Н.Г.Соколов


РЕШЕНИЕ № 2 (9)

г. Чебоксары                                                                                                    23.09.04 г.

Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды
в связи с принятием постановления Правительства РФ от 31.03.2003 г. №177

Постановление Правительства России №177 от 31.03.2003г. №177 определяет понятие экологического мониторинга, органы исполнительной власти, осуществляющие организацию и реализацию экологического мониторинга, полномочия Министерства природных ресурсов России как координатора деятельности по осуществлению экологического мониторинга, цели и задачи осуществления экологического мониторинга. По своей сути этот документ не содержит ничего нового, по сравнению с ранее действовавшими и действующими нормативными документами, кроме возложения на Министерство природных ресурсов координирующей роли в сфере экологического мониторинга в Российской Федерации.

Наряду с этим постановлением в настоящее время действует Положение о государственной службе наблюдений за состоянием окружающей природной среды, утвержденное Постановлением Правительства России от 23.08.2000 г. №622 и Положение о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают и могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, утвержденное Постановлением Правительства России от 14.02.2000 г. №128.

В 2004 году произошли существенные изменения в системе федеральных органов исполнительной власти, в результате которых полномочия Министерства природных ресурсов в области государственного мониторинга окружающей природной среды существенно сузились, в то время как компетенция Росгидромета осталась без изменения и распространяется на все объекты природной среды.

Комитет РЕШИЛ:

  1. Отметить несоответствие Постановления № 177 от 31.03.03 г. существующему в настоящее время распределению полномочий в области экологического мониторинга между федеральными органами исполнительной власти.
  2. Просить Президента Ассоциации «Большая Волга» В.К.Бочкарева обратиться в Правительство России с предложением об издании взамен постановления №177 от 31.03.02 г. нового документа, отражающего фактическое положение дел в области государственного экологического мониторинга, а также о принятии нормативно-правовых актов, необходимых для дальнейшего развития экологического мониторинга:
  3. о разработке и принятии Федерального закона «Об экологическом мониторинге»;
  4. о вопросах взаимной передачи данных и информации между ведомствами природоресурсного блока;
  5. о разработке нормативно-правовых документов, регулирующих ведомственный экологический мониторинг на промышленных предприятиях;
  6. о разработке комплексных критериев оценки качества природной среды;
  7. о разработке прогностических моделей ожидаемого состояния природной среды, в том числе по сценарию «а что если…?»;
  8. о формировании и ведении банка данных экологически опасных объектов;
  9. о разработке и развитии информационных технологий экологического мониторинга.

            Председатель Комитета                                                                                   Н.Г.Соколов


РЕШЕНИЕ № 3 (10)

г. Чебоксары                                                                                                    23.09.04 г.

О разработке системы комплексного мониторинга водных объектов

Заслушав доклад директора ФГУ «Государственный центр водохозяйственного мониторинга МПР России» (ГЦВМ) Г.М.Баренбойма о реализации проекта «Создание системы комплексного мониторинга водных объектов Чувашской Республики, включая Чебоксарское водохранилище как пилотного для Волжского бассейна» (ведущие разработчики: Минприроды Чувашии, ГЦВМ, Институт водных проблем РАН, разработчики по отдельным направлениям: Московский государственный университет им Н.Э.Баумана, Российский федеральный ядерный центр - НИИ экспериментальной физики и др.), Комитет РЕШИЛ:

  1. Одобрить инициативу Министерства природопользования Чувашской Республики по организации проекта.
  2. Считать целесообразным обобщить уже имеющиеся материалы проекта (общая концепция мониторинга, данные научных исследований, методические руководства и отдельные методики аналитических исследований, технические предложения и ТЗ по автоматизированной подсистеме, принципы формирования и структуру баз данных, принципы управления рисками на основе экологического мониторинга и др.) для распространения сводных материалов по заинтересованным организациям регионов Волжского бассейна (БВУ, ГУПР МПР России, территориальные органы охраны природы и управления природопользованием, другие организации).
  3. Рекомендовать всем субъектам Федерации, непосредственно связанными водотоками с водными объектами Чувашской Республики, войти в информационную подсистему системы комплексного мониторинга Чувашской Республики с целью апробации аналитических возможностей информационной подсистемы как межсубъектной системы.
  4. Рекомендовать проведение в 2005 г. силами Минприроды Чувашии апробацию автоматизированной подсистемы системы комплексного мониторинга с участием полномочных представителей заинтересованных субъектов Федерации Волжского бассейна с целью последующего использования названной подсистемы на других водных объектах Волжского бассейна (помимо входящих в систему комплексного мониторинга водных объектов Чувашской Республики). Обратить особое внимание всех субъектов Федерации Волжского бассейна на необходимость использования автоматических постов раннего обнаружения аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в зонах высокого экологического риска, связанного с подобными разливами (зоны прохождения дюкеров, надводных и поддонных трубопроводов, нефтяные и нефтепродуктовые портовые терминалы и т.п.). Рекомендовать использование в качестве прототипов таких постов соответствующие разработки, выполненные для системы комплексного мониторинга водных объектов Чувашской Республики.
  5. Считать целесообразным создание межрегиональной рабочей группы по дистанционным исследованиям (на основе спутниковых наблюдений) состояния водохранилищ Волжского бассейна с использованием методических и практических разработок, выполненных в рамках проекта создания системы комплексного мониторинга водных объектов Чувашской Республики.
  6. Обратить внимание МПР России и Федерального агентства водных ресурсов на необходимость активного содействия развитию проекта по созданию системы комплексного мониторинга водных объектов Чувашской Республики и одновременно просить МПР России дать указания своим территориальным подразделениям в субъектах Федерации Волжского бассейна принять участие в реализации предложений, изложенных в настоящем решении.
  7. Рекомендовать разработчикам проекта: учесть практический опыт создания подобных систем в других субъектах Федерации; в целях полного соответствия проектируемой системы действующей нормативно-методической документации и во исполнение решения Правительства ХВ-П9-21167 от 08.12.01 г. включить в состав разработчиков системы органы, наделенные государственными полномочиями в области мониторинга водных объектов; направить проект в Росгидромет как организацию, лицензирующую работы в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, для независимой экспертизы.
  8. Считать необходимым рассмотреть целесообразность распространения разработанной для Чувашской Республики системы мониторинга водных объектов на другие субъекты Федерации Волжского бассейна после получения практических результатов эксплуатации системы.
  9. Просить Президента Ассоциации «Большая Волга» В.К.Бочкарева обратиться в Правительство России с предложением поручить Министерству природных ресурсов России проработать и внести на рассмотрение Правительства России следующие вопросы:
    • о регламентации контроля качества поверхностных вод водных объектов на границах сопредельных территорий;
    • о порядке расчета и возмещения экологического и экономического ущерба при транзите загрязняющих веществ с сопредельных территорий;
    • о совершенствовании статистического учета водопользования;
    • об обеспечении беспрепятственного доступа к федеральным информационным ресурсам и государственным информационным ресурсам субъектов Федерации в части использования водных ресурсов.

            Председатель Комитета                                                                                   Н.Г.Соколов


РЕШЕНИЕ № 4 (11)

г. Чебоксары                                                                                                    23.09.04 г.

О состоянии очистных сооружений сточных вод и их эксплуатации

Заслушав и обсудив информацию С.Э.Дринева, Ф.Х.Агишева (Министерство природопользования Чувашской Республики), В.И.Мельниченко (ЗАО «Федеральный центр Госстроя России «Экострой», г. Чебоксары) о состоянии биологических очистных сооружений сточных вод Чувашской Республики, Комитет РЕШИЛ:

  1. Одобрить инициативу Министерства природопользования Чувашской Республики в организации работ по обследованию биологических очистных сооружений.
  2. Просить Президента Ассоциации «Большая Волга» В.К.Бочкарёва обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой дать указание Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации увеличить финансирование на строительство и реконструкцию очистных сооружений канализации.

            Председатель Комитета                                                                                   Н.Г.Соколов


РЕШЕНИЕ № 5 (12)

г. Чебоксары                                                                                                    23.09.04 г.

О роли экологического образования и воспитания населения
в сохранении окружающей среды

Рассмотрев и обсудив вопрос «О роли экологического образования и воспитания населения в сохранении окружающей среды», Комитет отмечает, что в Российской Федерации происходит свёртывание образовательных экологических программ. В последние годы не принято новых нормативных правовых актов по развитию системы экологического образования и воспитания. Вместе с тем, следует признать, что в целом по России продолжается деградация окружающей среды, что выводит экологические проблемы в ранг национальных и создает все более серьезную угрозу устойчивому существованию населения и окружающей его биоты.

Анализируя результаты социологических исследований последних лет, мы видим картину, что в самых широких слоях населения России усиливаются настроения недовольства ухудшающейся экологической обстановкой. В ряде регионов, прежде всего в наиболее экологически неблагополучных (Московская, Самарская, Свердловская области и ряд других), они уже стали одним из основных факторов роста социальной напряженности. Очевидно, что переход к этой «кризисной модели» способен привести социально-психологическую ситуацию в стране к состоянию порочного «замкнутого круга», в котором любые события, вне зависимости от их направленности, способствуют ненормативному росту нестабильности общественной жизни, распространению экстремальных действий общественности, в том числе и в экологической сфере. Формирование общественного мнения по экологическим проблемам происходит под влиянием значительного числа общественных и субъективных факторов. Население регионов испытывает на себе непосредственное воздействие физико-химических факторов, сопровождающих функционирование таких объектов, а именно: акустических полей, задымления, органо-лептически воспринимаемых излучений состава воздуха, воды, почвы; ионизирующих излучений и т.п. Зачастую в массовом сознании населения возникают ложные связи между промышленной и иной деятельностью в регионе и ростом смертности, заболеваемости иммунной системы и т.п. Большинство экологических проблем в общественном сознании приобретают образы стереотипов.

Для понимания сущности и характера взаимосвязи экологической и социальной ситуации на национальном и региональном уровнях необходимы социально-экологические исследования. Собственно разрешение экологической проблемы в отрыве от экономических и политических реалий и создания экономических и политических реалий и создания соответствующих механизмов представляется невозможным.

В целях дальнейшего развития законодательства в сфере экологического образования и воспитания населения с учетом обсуждения выступлений Комитет РЕШИЛ:

    Просить Президента Ассоциации «Большая Волга» В.К.Бочкарёва обратиться:
    • в Правительство Российской Федерации Федеральное Собрание с предложением ускорить работу по подготовке законопроектов, направленных на развитие экологического воспитания и образования населения.
    • к органам исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации входящих в Ассоциацию «Большая Волга» с предложением:
      • ускорить разработку и принятие региональных целевых программ по развитию экологического образования и воспитания населения;
      • оказывать всяческое содействие деятельности региональных общественных экологических организаций;
      • оказать поддержку региональным СМИ экологической направленности.

            Председатель Комитета                                                                                   Н.Г.Соколов


РЕШЕНИЕ № 6 (13)

г. Чебоксары                                                                                                    23.09.04 г.

О реализации мероприятий подпрограммы «Возрождение Волги»

Рассмотрев вопрос о реализации мероприятий подпрограммы «Возрождение Волги», Комитет по экологии Ассоциации «Большая Волга» отмечает, что реализация ФЦП «Возрождение Волги» осуществляется уже седьмой год. Особенностью Программы является её комплексность. Она включает 10 направлений, а также программы 39 субъектов Волжского бассейна.

Все участники программы активно включились в выполнение Программы и за эти годы (1997-2003 гг.) выполнены сотни мероприятий на общую сумму 12,74 млрд. руб., в том числе 1,218 млрд. руб. (9,6%) - средства федерального бюджета, 7,01 млрд. руб. (55%) - средства субъектов Федерации и 4,512 млрд. руб. (35,4%) - внебюджетные источники. Это позволило провести реконструкцию и строительство новых очистных сооружений общей мощностью 638600 тыс.м3 в сутки (227 млн.м3 в год).

Таким образом, несмотря на недостаток финансовых ресурсов, принимаемые субъектами Федерации, министерствами и ведомствами меры обеспечили выполнение значительного количества программных мероприятий. Это позволило решить комплекс намеченных Программой социально-экологических задач:

  1. Завершена разработка пакета нормативно-правовых документов.
  2. Внедрена в практику субъектов Федерации платность за пользование природными ресурсами, что позволило значительно увеличить приток средств в реализацию программных мероприятий за счет субъектов Федерации и внебюджетных источников финансирования. Если в 1997 г. за счет этих источников было выполнено мероприятий на 1123,17 млн. руб., то в 2003 г. - 1409,97 млн. руб. (в ценах 2003 г.).
  3. Завершены работы на 77 объектах коммунального хозяйства. Введены в эксплуатацию 48 очистных сооружений общей мощностью 638600 м3 в сутки, завершены работы на 39 объектах водного хозяйства, в том числе берегоукрепительные работы (35,5 км). Сброс загрязненных сточных вод в 2003 г. снижен по сравнению с 1995 г. на 2,5 млрд. м3 (21,1%). Значительно снижено содержание в стоках органических загрязнителей, нефтепродуктов, фосфора, сульфатов, фенола, СПАВ и др. Выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников сократились на 2,1 млн. т (22,6%).
  4. Разработана технология процессов получения новых конкурентоспособных адсорбентов, изготовлены новые марки активированных углей «Гидросорб-3» и «Гидросорб-5» для очистки питьевой воды, которые поставляются на станции водоочистки г. Москвы. Разработана технология утилизации кислых гудронов, начаты работы по созданию опытно-промышленной установки мощностью 5000 т в год в г. Н.Новгороде. Получены и используются на хлебозаводах страны улучшители - биостимуляторы и витаминизированные лечебно - профилактические добавки для производства хлебопекарной продукции.
  5. Разработана и внедрена в практику работы Государственной водной службы уникальная информационная технология оценки и прогнозирования зон затопления прибрежных территорий реки Волги.
  6. Разработан типовой проект лесовосстановления на водоохранных территориях малых рек Волжского бассейна.
  7. Подготовлено и издано 5 учебно-методических пособий по проблемам экологии Учебно-методическим центром ООО «УНИТОН».
  8. Составлен и издан порегиональный каталог выставки учебных пособий и информационных изданий по экологии, экологическому образованию и воспитанию, в который включено более 2000 наименований изданий и рукописных работ. Каталог направлен всем субъектам Волжского бассейна.

За 6 месяцев объем выполненных работ в целом по программе «Возрождение Волги» составил 739,5 млн. руб., в т.ч. за счет средств федерального бюджета - 24,8 млн. руб.

Но, несмотря на принимаемые меры, загрязненность водоемов остается значительной и в основном за счет четырех ингредиентов: нефтепродукты, медь, железо, цинк, содержание которых на всем протяжении Волги и её притоков (Ока, Кама) превышает ПДК для рыбохозяйственных водоемов в 3 - 10 раз, а содержание меди в Волге превышает ПДК в несколько раз. Дирекция «Возрождение Волги» направила руководителям администраций 11 регионов Волжского бассейна, на долю которых приходится 70-80% сбрасываемых загрязняющих веществ в открытые водоемы (г. Москва, области Ивановская, Московская, Нижегородская, Пермская, Самарская, Тульская, Челябинская, Ярославская, республики Башкортостан, Татарстан) письма с предложением разработать дополнительные меры по снижению сброса загрязняющих веществ в водоемы.

Острой остается проблема цветения водохранилищ, особенно Волгоградского, вследствие низкой скорости течения воды, благоприятного для водорослей температурного режима, но главное - из-за наличия питательных веществ - соединений азота, фосфора. Проведенная в г. Волгограде 15-16 апреля т.г. Всероссийская научно-практическая конференция наметила пути решения проблемы борьбы с сине-зелеными водорослями методом альголизации водоемов хлореллой.

Не менее важной проблемой являются затонувшие и брошенные суда, которые сильно загрязняют воду бассейна реки Волги и прежде всего нефтепродуктами. В настоящее время совместно с Ассоциацией «Большая Волга» разрабатывается Программа на 2005-2010 годы по очистке акватории реки Волги от затонувших и брошенных судов и их утилизации.

Реализация проводимых и намеченных мероприятий позволит оздоровить экологическую обстановку в бассейне реки Волги.

Однако, в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2004 года №486 «О завершении реализации отдельных подпрограмм, входящих в ФЦП «Экология и природные ресурсы России»(2002-2010 годы)», которым предполагается, в том числе, завершение подпрограммы «Возрождение Волги», и учитывая большое значение подпрограммы «Возрождение Волги» для экологического оздоровления Волжского бассейна, активную работу регионов по реализации мероприятий подпрограммы по улучшению экологической обстановки, Комитет РЕШИЛ:

  1. Считать целесообразным подпрограмму «Возрождение Волги» сохранить как межрегиональную для дальнейшей реализации мероприятий программы субъектами Федерации Волжского бассейна.
  2. Просить Президента Ассоциации «Большая Волга» В.К.Бочкарёва обратиться:
    • к органам государственной власти субъектов Федерации Волжского бассейна с предложением о сохранении программы «Возрождение Волги» как межрегиональной для дальнейшей реализации мероприятий программы субъектами Федерации Волжского бассейна;
    • в Правительство Российской Федерации с просьбой о продолжении реализации подпрограммы «Возрождение Волги» в составе ФЦП «Экология и природные ресурсы России».
  3. Просить Президента Ассоциации «Большая Волга» В.К.Бочкарёва и Федеральную службу по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов Российской Федерации оформить Соглашение на сохранение подпрограммы «Возрождение Волги» на 2005-2006 гг., как межрегионального проекта с долевым участием субъектов Федерации Волжского бассейна.

            Председатель Комитета                                                                                   Н.Г.Соколов


РЕШЕНИЕ № 7 (14)

г. Чебоксары                                                                                                    23.09.04 г.

О «Программе первоочередных мероприятий на 2005-2010 годы
по очистке акваторий реки Волга»

Заслушав доклад президента Ассоциации «Водолазных служб России» Родионова А.Ю. о разработке «Программы первоочередных мероприятий на 2005-2010 годы по очистке акваторий реки Волга», Комитет РЕШИЛ:

  1. Одобрить работу Ассоциации «Водолазных служб России» по разработке «Программы первоочередных мероприятий на 2005-2010 годы по очистке акваторий реки Волга».
  2. Оказать содействие инициативе «Союза водопользователей» и Ассоциации «Водолазных служб России», поддержанной Комитетом по природным ресурсам и природопользованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для принятия действенных мер по восстановлению и очистке акваторий бассейна р. Волги.
  3. Просить Президента Ассоциации «Большая Волга» В.К.Бочкарёва обратиться в Правительство Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральное агентство водных ресурсов о целевом выделении финансовых средств из федерального бюджета на уборку выявленного бесхозного имущества для реализации первоочередных программных мероприятий по очистке акваторий р. Волги на 2005 - 2010 годы.
  4. Рекомендовать бассейновым водным управлениям, осуществляющим свою деятельность в бассейне р. Волга, приступить к рассмотрению и разработке конкретных мер по реализации разработанных мероприятий в границах территорий деятельности управлений.

            Председатель Комитета                                                                                   Н.Г.Соколов


РЕШЕНИЕ № 8 (15)

г. Чебоксары                                                                                                    23.09.04 г.

О плане работы Комитета по экологии Ассоциации «Большая Волга» на 2005 год

Заслушав информацию председателя Комитета по экологии Ассоциации «Большая Волга» Н.Г.Соколова и обсудив предложения членов Комитета по плану работы Комитета на 2005 год, Комитет РЕШИЛ:

Одобрить прилагаемый план работы Комитета по экологии Ассоциации «Большая Волга» на 2005 год.

            Председатель Комитета                                                                                   Н.Г.Соколов


Одобрен
Решением Комитета по экологии
Ассоциации «Большая Волга«
от 23.09.2004 № 8(15)

ПЛАН РАБОТЫ
Комитета по экологии Ассоциации «Большая Волга» на 2005 год

  1. Заседание в г. Казани.

    № п/п Вопросы повестки дня Кто вносит вопрос Кто готовит к заседанию Докладчики
    1 Об осуществлении государственного экологического контроля (в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «Об охране окружающей среды» Брагин В.В.
    Чуйков Ю.С.
    Брагин В.В.
    Чуйков Ю.С.
    Брагин В.В.
    Чуйков Ю.С.

  2. Заседание во время проведения VII Международного научно-промышленного форума «Великие реки - 2005» (май 2005 г., г. Нижний Новгород, Нижегородская ярмарка)

    № п/п Вопросы повестки дня Кто вносит вопрос Кто готовит к заседанию Докладчики
    1 О компетенции, полномочиях и формировании органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды Чуйков Ю.С. Чуйков Ю.С. Чуйков Ю.С.
    2 Об осуществлении государственного экологического контроля (в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ «Об охране окружающей среды» Брагин В.В.
    Чуйков Ю.С.
    Брагин В.В.
    Чуйков Ю.С.
    Брагин В.В.
    Чуйков Ю.С.

  3. Заседание в первой декаде сентября 2005 года (Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола). Приурачивается к проведению Международной научно-практической конференции «Научное и кадровое сопровождение подготовки специалистов лесного профиля».

    № п/п Вопросы повестки дня Кто вносит вопрос Кто готовит к заседанию Докладчики
    1 О подготовке специалистов экологического профиля в субъектах Российской Федерации - членах Ассоциации «Большая Волга» Кусакин А.В. Кусакин А.В. Кусакин А.В.

Предполагается на каждом заседании Комитета заслушивать информацию о ходе реализации ФЦП «Экология и природные ресурсы России» и подпрограммы «Возрождение Волги», об очистке акватории р. Волги и её притоков от затонувших и брошенных плавсредств, об экологическом состоянии водоёмов бассейна Волги, вопросы контроля выполнения решений Комитета.

            Председатель Комитета                                                                                   Н.Г.Соколов