май
2005
Экологический ежемесячник
Система управления гидрометеорологической безопасностью в регионе

Филиппов И.А. Верхне-Волжское УГМС

Одной из подсистем управления устойчивым развитием региона является обеспечение гидрометеорологической безопасности. Она должна решаться наряду с другими не менее важными задачами, такими как: развитие социально-экономической сферы, инвестиционных и других процессов.

Главная задача гидрометеорологической безопасности - "сделать развитие экономики и общества устойчивыми к негативному воздействию опасных гидрометеорологических явлений, неблагоприятных условий погоды и экстремальных изменений климата за счет применения в своей деятельности подхода, охватывающего все аспекты от защиты до управления гидрометеорологическими рисками".

Из определения и главной задачи гидрометеорологической безопасности видно, что ее объектами являются человек, общество и основные элементы экономической системы, включая систему государственного регулирования основных отношений в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, обеспечивающих безопасность населения и жизнедеятельность экономики страны. В связи с этим, на наш взгляд, для обеспечения эффективного управления гидрометеорологической безопасностью региона необходимо:

  • дать характеристику опасных явлений как совокупности гидрометеорологических факторов, имеющих проявление на территории региона;
  • провести анализ степени влияния гидрометеорологического фактора на жизненно важные экономические интересы общества и государства;
  • разработать показатели гидрометеорологической безопасности, включая критерии и параметры (пороговые значения), обеспечивающие устойчивое развитие экономики;
  • предложить систему мониторинга и прогнозирования факторов, определяющих угрозы гидрометеорологической безопасности и подрывающих устойчивость развития социально-экономической системы региона;
  • сформировать эффективную стратегию и необходимые механизмы, устраняющие или смягчающие воздействие гидрометеорологических факторов, которые подрывают устойчивое развитие экономики;
  • определить приоритетные направления деятельности органов государственной власти, инструменты экономического стимулирования и регулирования в области гидрометеорологической безопасности с учетом особенности социально-экономического положения региона, необходимости сконцентрировать ограниченные ресурсы и возможности на ключевых для данной территории направлениях.

Система программных мероприятий, направленных на обеспечение гидрометеорологической безопасности объектов экономики региона и населения, представляет собой комплекс взаимоувязанных мер, таких как:

  • мониторинг состояния окружающей природной среды и производственных объектов;
  • прогнозирование возникновения и масштабов опасных погодных явлений;
  • программирование и планирование мероприятий и действий на случай опасных погодных явлений;
  • мониторинг состояния системы инженерной защиты от опасных погодных явлений;
  • мероприятия по повышение устойчивости функционирования объектов экономики и жизнедеятельности общества к опасным погодным явлениям;
  • обеспечение органов государственной власти, отраслей экономики, Вооруженных Сил РФ и населения оперативной информацией о фактических и ожидаемых изменениях погодно-климатических условий, других гидрометеорологических и гелиогеофизических процессов и связанных с ними опасных природных явлений, а также загрязнения окружающей природной среды;
  • защита населения, объектов экономики от неблагоприятного воздействия погодных условий методами активного воздействия на метеорологические и геофизические процессы;
  • страхование населения, производственных объектов, технических средств от воздействия опасных погодных явлений и их последствий;
  • заблаговременной организации эвакуационных мероприятий и др.
  • смягчение социальных и экономических последствий изменения погодно-климатических условий, других гидрометеорологических и гелиогеофизических процессов и связанных с ними опасных природных явлений.
  • восстановление, сохранение и техническое перевооружение государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды с целью обеспечения устойчивого ее функционирования, проведения на территории России, непрерывных наблюдений за изменением метеорологических, гелиогеофизических, климатических и др. условий, а также уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов.

Управление социально-экономическими процессами в обществе имеет смысл только тогда, когда оно существует в виде системы. Систему управления гидрометеорологической безопасностью региона необходимо рассматривать, как совокупность организационно-экономических отношений, реализуемых в процессе управления гидрометеорологической безопасностью.

Имитационная модель управления гидрометеорологической безопасностью региона может быть представлена в следующем виде:

MSH = F(O, N, P…)         (1)

где: F - функция управления гидрометеорологической безопасностью, объединяющая все элементы механизма управления;

O - организационный фактор;

N - нормативно-правовой и методический факторы системы управления;

P - факторы реагирования на угрозы.

Целеполагание является исходным элементом не только в управлении гидрометеорологической безопасности, но и любых иных действиях. Однако, в области обеспечения гидрометеорологической безопасности целеполагание имеют ряд особенностей.

Во-первых, деятельность в области обеспечения гидрометеорологической безопасности, как правило, непроизводительна. Следовательно, оптимизация целеполагания служит решающим фактором, определяющим оптимизацию расходования ресурсов на защиту региональных интересов и минимальные пределы этих расходов в рамках достижения целей гидрометеороло-гической безопасности.

Во-вторых, предполагается, что цели развития региона с позиции гидрометеорологической безопасности обладают приоритетом по отношению к другим. Поэтому потребность по их реализации должны удовлетворяться в первую очередь.

В-третьих, безусловная приоритетность целей гидрометеорологической безопасности не означает, что эти цели должны всегда первенствовать, т.е. необходим постоянный анализ предпочтительности интересов.

В-четвертых, на каждом иерархическом уровне обеспечения гидрометеорологической безопасности имеются свои конкретные цели и средства их достижения. Ввиду того, что в сфере обеспечения гидрометеорологической безопасности существует рациональная цель - минимизация затрат и ущербов, то ее необходимо обеспечить на всех уровнях субъектов и объектов управления.

Исходя из вышесказанного, возникает необходимость структуризации целей.

В качестве оперативных целей управления гидрометеорологической безопасностью региона определим следующее:

  1. Предотвращение причин возникновения критической ситуации. Реализация этой цели подразумевает недопущение таких действий или процессов, которые несут в себе потенциальную угрозу гидрометеорологической безопасности региона.
  2. Предотвращение самой критической ситуации методом активного воздействия на гидрометеорологическую угрозу.
  3. Смягчение последствий реализации угроз гидрометеорологического происхождения. Предполагается применение мер, направленных на локализацию, нейтрализацию, ликвидацию угроз и компенсацию ущербов.

Тактические цели должны быть предельно конкретизированы с позиции следующих признаков:

  • предметного, то есть с какими реальными объектами ГМБ связана цель;
  • временного, то есть в течение какого периода времени эта цель является текущей, разовой и т.д.;
  • пространственного, то есть какие элементы организационной структуры управления отвечают за достижение цели (функциональная служба, отдел, департамент и т.п.).

Каждый вид целей не только не исключает другие, а предполагает их совместное существование, при необходимости обеспечивающее возможность переключения с одной стратегии управления на другую. Поэтому мы полагаем, что достижение совокупности целей управления гидрометеорологической безопасностью возможно с позиции системного подхода.

Системный подход в управлении предполагает сочетание функциональных и ситуационных начал в управлении, объединение фаз управления в единый управленческий цикл, соединение различных уровней объектов и субъектов управления в целостную гибкую организационную структуру. Такой подход предполагает системное рассмотрение организационной структуры. Оно состоит в дифференцированной и взаимоувязанной совокупности действий, необходимых для достижения целей и установления того, какая часть единого цикла управления может выполняться внутри региона, а какая часть - вне его.

Сформулируем основные принципы управления при воздействии гидрометеорологиче-ской угрозы.

  1. Комплексность и системность управления гидрометеорологической безопасностью. Комплексность управления достигается сочетанием функционального и ситуационного подхода в управлении. Системность управления обеспечивается путем координации управления по горизонтали - между одноуровневыми субъектами управления и по вертикали - путем интеграции управления между иерархически соподчиненными, субординационными звеньями системы.
  2. Гибкость управления. Гибкость управления при гидрометеорологической опасности достигается путем сочетания централизованного и децентрализованного управления, административно-правовых и экономических методов.
  3. Превентивность. Реализация данного принципа означает, что принятию управленческого решения должен предшествовать прогноз и предупреждение об опасности, анализ и оценка потенциальных угроз гидрометеорологического происхождения для основных сфер жизнедеятельности региона, сопоставление издержек на обеспечение безопасности и прогнозируемых ущербов в случае реализации угроз. Залогом развития региона на основе гидрометеорологической безопасности должно стать законодательное закрепление приоритетов безопасности в региональной экономической политике, а также открытость и гласность управленческих решений, способных существенно повлиять на социальную, экономическую и экологическую стабильность в регионе.

Организационная структура предусматривает наличие объектов и субъектов гидрометеорологической безопасности, связей и отношений между ними на основе распределения функций, форм, методов, средств и процессов управления. В общем виде имитационная модель представлена на рисунке 1.

Объекты и субъекты гидрометеорологической безопасности региона. Как показал анализ воздействия гидрометеорологических опасностей, дестабилизирующему воздействию могут быть подвержены все сферы жизнедеятельности региона, под угрозой может быть и личная безопасность людей.

Поэтому, проблему гидрометеорологической безопасности региона необходимо рассматривать как в экономической сфере, так и в зонах пересечения экономической сферы со смежными внеэкономическими сферами жизнедеятельности: социальной, внешней средой и т.д.

Объектами гидрометеорологической безопасности региона, по нашему мнению, являются территория региона, все относящееся к экономике данной территории, а также личная безопасность граждан.

Построение системы управления гидрометеорологической безопасностью в регионе должно исходить из того, что все управляемые объекты, относящиеся к различным формам собственности, взаимодействовали в вопросах противодействия угрозам гидрометеорологического вида в органической взаимосвязи и взаимодействии.

Рис. 1. Организационно-экономическая модель управления гидрометеорологической безопасностью региона


Возможен и иной подход, основанный на разграничении зон ответственности в соответствии с принципом значимости объектов.

Управление гидрометеорологической безопасностью предусматривает стратегическое и оперативное управление.

Стратегическое управление представляет собой совокупность действий по формированию концепции, стратегии гидрометеорологической безопасности региона, программы устойчивого социально-экономического развития региона с учетом гидрометеорологической безопасности, их оценке, управлению реализацией и контролю выполнения мер управляющего воздействия.

Оперативное управление обеспечением гидрометеорологической безопасности региона должно осуществляться в следующих направлениях:

  1. Мониторинг состояния природной среды, прогнозирование вероятности возникновения угрозы (опасных явлений погоды и неблагоприятных изменений климата), заблаговременное предупреждение о возникновении угрозы.
  2. Предотвращение причин возникновения критической ситуации. Реализация этой цели подразумевает недопущение таких действий или процессов, а также состояния объектов экономики, которые несут в себе потенциальную угрозу гидрометеорологической безопасности региона.
  3. Предотвращение самой критической ситуации методом активного воздействия на гидрометеорологическую угрозу (активные воздействия на гидрометеорологические процессы с целью ликвидации, или локализации угрозы).
  4. Смягчение последствий реализации угроз гидрометеорологического происхождения. Предполагается применение мер, направленных на локализацию, нейтрализацию, ликвидацию угроз и компенсацию ущербов. Инструменты управления. Основные формы и методы, средства и механизмы управления представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Инструментарий обеспечения гидрометеорологической безопасности региона


Мы полагаем, что эти формы и методы эффективны лишь в комплексе. В условиях рыночной экономики приоритет отдается рыночным методам регионального управления. Но рыночной экономике не противоречат административно-распорядительные методы. Более того, обеспечение гидрометеорологической безопасности региона основано на высокоэффективном функционировании государственной наблюдательной сети, оперативно-прогностических организаций Росгидромета. При этом основными формами прямого участия государства в обеспечении гидрометеорологической безопасности региона могут быть:

  • размещение федерального заказа на государственные услуги в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
  • участие в отдельных структурообразующих инвестиционных проектах, направленных на модернизацию и дальнейшее развитие государственной наблюдательной сети, с использованием конкурсной и контрактной системы их реализации;
  • осуществление государственной поддержки федеральных программ регионального развития.

Безусловно, сами региональные особенности диктуют необходимость варьирования формами, методами и средствами реализации гидрометеорологической безопасности.

Организационную основу управления гидрометеорологической безопасностью составляют специально созданные управленческие структуры. Основным субъектом управления гидрометеорологической безопасностью является Национальная Гидрометеорологическая Служба - Росгидромет, ее региональные и территориальные организации.

Основу стратегии гидрометеорологической безопасности должен составить механизм реагирования на угрозы, модель такого реагирования на угрозы гидрометеорологической безо-пасности региона представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Имитационная модель управления гидрометеорологической безопасностью региона