Одной из подсистем управления устойчивым развитием региона является обеспечение гидрометеорологической безопасности. Она должна решаться наряду с другими не менее важными задачами, такими как: развитие социально-экономической сферы, инвестиционных и других процессов.
Главная задача гидрометеорологической безопасности - "сделать развитие экономики и общества устойчивыми к негативному воздействию опасных гидрометеорологических явлений, неблагоприятных условий погоды и экстремальных изменений климата за счет применения в своей деятельности подхода, охватывающего все аспекты от защиты до управления гидрометеорологическими рисками".
Из определения и главной задачи гидрометеорологической безопасности видно, что ее объектами являются человек, общество и основные элементы экономической системы, включая систему государственного регулирования основных отношений в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, обеспечивающих безопасность населения и жизнедеятельность экономики страны. В связи с этим, на наш взгляд, для обеспечения эффективного управления гидрометеорологической безопасностью региона необходимо:
- дать характеристику опасных явлений как совокупности гидрометеорологических факторов, имеющих проявление на территории региона;
- провести анализ степени влияния гидрометеорологического фактора на жизненно важные экономические интересы общества и государства;
- разработать показатели гидрометеорологической безопасности, включая критерии и параметры (пороговые значения), обеспечивающие устойчивое развитие экономики;
- предложить систему мониторинга и прогнозирования факторов, определяющих угрозы гидрометеорологической безопасности и подрывающих устойчивость развития социально-экономической системы региона;
- сформировать эффективную стратегию и необходимые механизмы, устраняющие или смягчающие воздействие гидрометеорологических факторов, которые подрывают устойчивое развитие экономики;
- определить приоритетные направления деятельности органов государственной власти, инструменты экономического стимулирования и регулирования в области гидрометеорологической безопасности с учетом особенности социально-экономического положения региона, необходимости сконцентрировать ограниченные ресурсы и возможности на ключевых для данной территории направлениях.
Система программных мероприятий, направленных на обеспечение гидрометеорологической безопасности объектов экономики региона и населения, представляет собой комплекс взаимоувязанных мер, таких как:
- мониторинг состояния окружающей природной среды и производственных объектов;
- прогнозирование возникновения и масштабов опасных погодных явлений;
- программирование и планирование мероприятий и действий на случай опасных погодных явлений;
- мониторинг состояния системы инженерной защиты от опасных погодных явлений;
- мероприятия по повышение устойчивости функционирования объектов экономики и жизнедеятельности общества к опасным погодным явлениям;
- обеспечение органов государственной власти, отраслей экономики, Вооруженных Сил РФ и населения оперативной информацией о фактических и ожидаемых изменениях погодно-климатических условий, других гидрометеорологических и гелиогеофизических процессов и связанных с ними опасных природных явлений, а также загрязнения окружающей природной среды;
- защита населения, объектов экономики от неблагоприятного воздействия погодных условий методами активного воздействия на метеорологические и геофизические процессы;
- страхование населения, производственных объектов, технических средств от воздействия опасных погодных явлений и их последствий;
- заблаговременной организации эвакуационных мероприятий и др.
- смягчение социальных и экономических последствий изменения погодно-климатических условий, других гидрометеорологических и гелиогеофизических процессов и связанных с ними опасных природных явлений.
- восстановление, сохранение и техническое перевооружение государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды с целью обеспечения устойчивого ее функционирования, проведения на территории России, непрерывных наблюдений за изменением метеорологических, гелиогеофизических, климатических и др. условий, а также уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов.
Управление социально-экономическими процессами в обществе имеет смысл только тогда, когда оно существует в виде системы. Систему управления гидрометеорологической безопасностью региона необходимо рассматривать, как совокупность организационно-экономических отношений, реализуемых в процессе управления гидрометеорологической безопасностью.
Имитационная модель управления гидрометеорологической безопасностью региона может быть представлена в следующем виде:
MSH = F(O, N, P…) (1)
где: F - функция управления гидрометеорологической безопасностью, объединяющая все элементы механизма управления;
O - организационный фактор;
N - нормативно-правовой и методический факторы системы управления;
P - факторы реагирования на угрозы.
Целеполагание является исходным элементом не только в управлении гидрометеорологической безопасности, но и любых иных действиях. Однако, в области обеспечения гидрометеорологической безопасности целеполагание имеют ряд особенностей.
Во-первых, деятельность в области обеспечения гидрометеорологической безопасности, как правило, непроизводительна. Следовательно, оптимизация целеполагания служит решающим фактором, определяющим оптимизацию расходования ресурсов на защиту региональных интересов и минимальные пределы этих расходов в рамках достижения целей гидрометеороло-гической безопасности.
Во-вторых, предполагается, что цели развития региона с позиции гидрометеорологической безопасности обладают приоритетом по отношению к другим. Поэтому потребность по их реализации должны удовлетворяться в первую очередь.
В-третьих, безусловная приоритетность целей гидрометеорологической безопасности не означает, что эти цели должны всегда первенствовать, т.е. необходим постоянный анализ предпочтительности интересов.
В-четвертых, на каждом иерархическом уровне обеспечения гидрометеорологической безопасности имеются свои конкретные цели и средства их достижения. Ввиду того, что в сфере обеспечения гидрометеорологической безопасности существует рациональная цель - минимизация затрат и ущербов, то ее необходимо обеспечить на всех уровнях субъектов и объектов управления.
Исходя из вышесказанного, возникает необходимость структуризации целей.
В качестве оперативных целей управления гидрометеорологической безопасностью региона определим следующее:
- Предотвращение причин возникновения критической ситуации. Реализация этой цели подразумевает недопущение таких действий или процессов, которые несут в себе потенциальную угрозу гидрометеорологической безопасности региона.
- Предотвращение самой критической ситуации методом активного воздействия на гидрометеорологическую угрозу.
- Смягчение последствий реализации угроз гидрометеорологического происхождения. Предполагается применение мер, направленных на локализацию, нейтрализацию, ликвидацию угроз и компенсацию ущербов.
Тактические цели должны быть предельно конкретизированы с позиции следующих признаков:
- предметного, то есть с какими реальными объектами ГМБ связана цель;
- временного, то есть в течение какого периода времени эта цель является текущей, разовой и т.д.;
- пространственного, то есть какие элементы организационной структуры управления отвечают за достижение цели (функциональная служба, отдел, департамент и т.п.).
Каждый вид целей не только не исключает другие, а предполагает их совместное существование, при необходимости обеспечивающее возможность переключения с одной стратегии управления на другую. Поэтому мы полагаем, что достижение совокупности целей управления гидрометеорологической безопасностью возможно с позиции системного подхода.
Системный подход в управлении предполагает сочетание функциональных и ситуационных начал в управлении, объединение фаз управления в единый управленческий цикл, соединение различных уровней объектов и субъектов управления в целостную гибкую организационную структуру. Такой подход предполагает системное рассмотрение организационной структуры. Оно состоит в дифференцированной и взаимоувязанной совокупности действий, необходимых для достижения целей и установления того, какая часть единого цикла управления может выполняться внутри региона, а какая часть - вне его.
Сформулируем основные принципы управления при воздействии гидрометеорологиче-ской угрозы.
- Комплексность и системность управления гидрометеорологической безопасностью. Комплексность управления достигается сочетанием функционального и ситуационного подхода в управлении. Системность управления обеспечивается путем координации управления по горизонтали - между одноуровневыми субъектами управления и по вертикали - путем интеграции управления между иерархически соподчиненными, субординационными звеньями системы.
- Гибкость управления. Гибкость управления при гидрометеорологической опасности достигается путем сочетания централизованного и децентрализованного управления, административно-правовых и экономических методов.
- Превентивность. Реализация данного принципа означает, что принятию управленческого решения должен предшествовать прогноз и предупреждение об опасности, анализ и оценка потенциальных угроз гидрометеорологического происхождения для основных сфер жизнедеятельности региона, сопоставление издержек на обеспечение безопасности и прогнозируемых ущербов в случае реализации угроз. Залогом развития региона на основе гидрометеорологической безопасности должно стать законодательное закрепление приоритетов безопасности в региональной экономической политике, а также открытость и гласность управленческих решений, способных существенно повлиять на социальную, экономическую и экологическую стабильность в регионе.
Организационная структура предусматривает наличие объектов и субъектов гидрометеорологической безопасности, связей и отношений между ними на основе распределения функций, форм, методов, средств и процессов управления. В общем виде имитационная модель представлена на рисунке 1.
Объекты и субъекты гидрометеорологической безопасности региона. Как показал анализ воздействия гидрометеорологических опасностей, дестабилизирующему воздействию могут быть подвержены все сферы жизнедеятельности региона, под угрозой может быть и личная безопасность людей.
Поэтому, проблему гидрометеорологической безопасности региона необходимо рассматривать как в экономической сфере, так и в зонах пересечения экономической сферы со смежными внеэкономическими сферами жизнедеятельности: социальной, внешней средой и т.д.
Объектами гидрометеорологической безопасности региона, по нашему мнению, являются территория региона, все относящееся к экономике данной территории, а также личная безопасность граждан.
Построение системы управления гидрометеорологической безопасностью в регионе должно исходить из того, что все управляемые объекты, относящиеся к различным формам собственности, взаимодействовали в вопросах противодействия угрозам гидрометеорологического вида в органической взаимосвязи и взаимодействии.
Рис. 1. Организационно-экономическая модель управления гидрометеорологической безопасностью региона
Возможен и иной подход, основанный на разграничении зон ответственности в соответствии с принципом значимости объектов.
Управление гидрометеорологической безопасностью предусматривает стратегическое и оперативное управление.
Стратегическое управление представляет собой совокупность действий по формированию концепции, стратегии гидрометеорологической безопасности региона, программы устойчивого социально-экономического развития региона с учетом гидрометеорологической безопасности, их оценке, управлению реализацией и контролю выполнения мер управляющего воздействия.
Оперативное управление обеспечением гидрометеорологической безопасности региона должно осуществляться в следующих направлениях:
- Мониторинг состояния природной среды, прогнозирование вероятности возникновения угрозы (опасных явлений погоды и неблагоприятных изменений климата), заблаговременное предупреждение о возникновении угрозы.
- Предотвращение причин возникновения критической ситуации. Реализация этой цели подразумевает недопущение таких действий или процессов, а также состояния объектов экономики, которые несут в себе потенциальную угрозу гидрометеорологической безопасности региона.
- Предотвращение самой критической ситуации методом активного воздействия на гидрометеорологическую угрозу (активные воздействия на гидрометеорологические процессы с целью ликвидации, или локализации угрозы).
- Смягчение последствий реализации угроз гидрометеорологического происхождения. Предполагается применение мер, направленных на локализацию, нейтрализацию, ликвидацию угроз и компенсацию ущербов.
Инструменты управления. Основные формы и методы, средства и механизмы управления представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Инструментарий обеспечения гидрометеорологической безопасности региона
Мы полагаем, что эти формы и методы эффективны лишь в комплексе. В условиях рыночной экономики приоритет отдается рыночным методам регионального управления. Но рыночной экономике не противоречат административно-распорядительные методы. Более того, обеспечение гидрометеорологической безопасности региона основано на высокоэффективном функционировании государственной наблюдательной сети, оперативно-прогностических организаций Росгидромета. При этом основными формами прямого участия государства в обеспечении гидрометеорологической безопасности региона могут быть:
- размещение федерального заказа на государственные услуги в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
- участие в отдельных структурообразующих инвестиционных проектах, направленных на модернизацию и дальнейшее развитие государственной наблюдательной сети, с использованием конкурсной и контрактной системы их реализации;
- осуществление государственной поддержки федеральных программ регионального развития.
Безусловно, сами региональные особенности диктуют необходимость варьирования формами, методами и средствами реализации гидрометеорологической безопасности.
Организационную основу управления гидрометеорологической безопасностью составляют специально созданные управленческие структуры. Основным субъектом управления гидрометеорологической безопасностью является Национальная Гидрометеорологическая Служба - Росгидромет, ее региональные и территориальные организации.
Основу стратегии гидрометеорологической безопасности должен составить механизм реагирования на угрозы, модель такого реагирования на угрозы гидрометеорологической безо-пасности региона представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Имитационная модель управления гидрометеорологической безопасностью региона
|