май
2005
Экологический ежемесячник
ПРАВОВЫЕ АКТЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ,
принятые в январе-апреле 2005 г.

Закон Нижегородской области от 5 марта 2005 г. №17-З
«О внесении изменений в Закон Нижегородской области
«Об отходах производства и потребления»

Настоящий Закон принят постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области
от 24 февраля 2005 г. №1332-III
Текст Закона опубликован в газете «Нижегородские новости», №42 от 12 марта 2005 г.


Статья 1

Внести в Закон Нижегородской области от 23 ноября 2001 года №226-З «Об отходах производства и потребления» (с изменениями, внесенными законами области от 10 июня 2002 года №28-З, от 11 октября 2004 года №109-З) следующие изменения:

  1. в абзаце первом статьи 2 слова «другими законами и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области» заменить словами «нормативными правовыми актами Нижегородской области, а также муниципальными нормативными правовыми актами»;
  2. в статье 5:
    • в наименовании слова «Специально уполномоченные федеральные органы» заменить словами «Федеральные органы»;
    • слова «специально уполномоченными» исключить;
  3. в статье 6:
    • абзац третий пункта 1 изложить в следующей редакции: «утверждение региональных программ в области обращения с отходами;»;
    • абзац четвертый признать утратившим силу;
    • пункт 2 изложить в следующей редакции:

      «2. К полномочиям органов исполнительной власти Нижегородской области в области обращения с отходами относится:

      • участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
      • разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами; проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.»;
    • пункт 3 признать утратившим силу;
  4. статью 7 изложить в следующей редакции:

    «Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами.

    1. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
    2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
    3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.»;
  5. в абзаце девятом статьи 10 слова «специально уполномоченные» исключить;
  6. в статье 12:
    • в пункте 1 слова «специально уполномоченными» исключить;
    • в абзаце втором пункта 6 слова «органами местного самоуправления» исключить;
  7. в статье 13 слова «городских и других поселений» заменить словами «муниципальных образований»;
  8. в пунктах 1 и 2 статьи 14 слова «специально уполномоченными» исключить;
  9. в пункте 5 статьи 15 слова «специально уполномоченными» исключить;
  10. в пункте 2 статьи 17 слова «специально уполномоченные» исключить;
  11. в статье 18:
    • в пункте 1 слова «специально уполномоченные» и слова «специально уполномоченный» исключить;
    • в пункте 2 слова «специально уполномоченным» исключить, слова «по согласованию со специально уполномоченными» заменить словами «по согласованию с»;
    • в пункте 3 слова «специально уполномоченными» исключить;
  12. статью 21 признать утратившей силу;
  13. пункты 2 и 3 статьи 22 признать утратившими силу;
  14. статью 23 признать утратившей силу;
  15. в пункте 1 статьи 25 слова «специально уполномоченные» и слова «и органы исполнительной власти Нижегородской области в области обращения с отходами» исключить;
  16. в пункте 2 статьи 26 слова «по согласованию со специально уполномоченными» заменить словами «по согласованию с».

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
  Губернатор области   Г.М. Ходырев



На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации Законодательное Собрание области постановляет:

  1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы Законодательного Собрания Нижегородской области проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
  2. Направить указанный проект федерального закона на заключение в Правительство Российской Федерации.
  3. Назначить официальным представителем Законодательного Собрания Нижегородской области при рассмотрении проекта закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Сысоеву Ольгу Николаевну - председателя комитета Законодательного Собрания по экологии, природопользованию и градостроительству.
  Председатель Собрания   Е.Б. Люлин

Вносится Законодательным Собранием Нижегородской области

Проект

Российская Федерация
Федеральный закон
О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

Настоящий Закон принят постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области
от 24 февраля 2005 г. №1332-III
Текст Закона опубликован в газете «Нижегородские новости», №42 от 12 марта 2005 г.

Принят Государственной Думой

Одобрен Советом Федерации

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №2, ст. 133; 2004, №35, ст. 3607) следующие изменения:

  1. статью 6 изложить в следующей редакции:

    «Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

    К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

    • определение основных направлений охраны окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов Российской Федерации;
    • участие в разработке федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации и соответствующих программ;
    • реализация федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территориях субъектов Российской Федерации с учетом их географических, природных, социально-экономических и иных особенностей;
    • разработка и издание законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов Российской Федерации, контроль за их исполнением;
    • разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне;
    • разработка, утверждение и реализация целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
    • осуществление природоохранных и иных мер по улучшению состояния окружающей среды в зонах экологического бедствия на территориях субъектов Российской Федерации;
    • организация и осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование и обеспечение функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации;
    • государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
    • экономическая оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;
    • привлечение виновных лиц к административной и иным видам ответственности;
    • предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
    • образование особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;
    • организация и развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры на территориях субъектов Российской Федерации;
    • ограничение, приостановление и (или) запрещение хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в пределах своих полномочий на территориях субъектов Российской Федерации;
    • обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации;
    • ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территориях субъектов Российской Федерации;
    • ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;
    • осуществление экологической паспортизации; регулирование других вопросов в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий.»;
  2. пункт 1 статьи 9 изложить в следующей редакции:

    «1. Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.»;

  3. дополнить статьей 15_1 следующего содержания:

    «Статья 15_1. Федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации, целевые программы в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации и мероприятия по охране окружающей среды.

    1. В целях планирования, разработки и осуществления мероприятий по охране окружающей среды разрабатываются федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации и целевые программы в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации.

      Порядок разработки, финансирования и реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Порядок разработки, финансирования и реализации целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации устанавливается в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

    2. Разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом предложений граждан и общественных объединений.
    3. Планирование и разработка мероприятий по охране окружающей среды осуществляются с учетом государственных прогнозов социально-экономического развития, федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды.
    4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством.»;
  4. в статье 65:
    • абзац первый пункта 1 дополнить словами «и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;
    • дополнить пунктом 4_1 следующего содержания:

      «4_1. Перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственные инспектора в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации), устанавливается в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 года.

  Президент Российской Федерации   В.В. Путин

Москва, Кремль
______________ 2005 года
№_____________


Пояснительная записка к проекту федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

Необходимость принятия данного законопроекта вызвана внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ изменениями в действующее законодательство в части охраны окружающей среды, которые с 1 января 2005 года фактически лишают субъекты Российской Федерации возможности принимать реальные меры по управлению охраной окружающей среды, обеспечивать экологическую безопасность населения, выявлять, предотвращать и пресекать нарушения природоохранного законодательства, так как субъекты Российской Федерации утрачивают функции государственного экологического контроля. Федеральным законом от 29 декабря 2004 года №199-ФЗ полномочия субъектов Российской Федерации по осуществлению государственного экологического контроля были продлены до 1 января 2006 года.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Экологический контроль является одним из основных механизмов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Существующее законодательство Российской Федерации предусматривает трехуровневую систему экологического контроля: федеральный государственный экологический контроль, государственный экологический контроль, осуществляемый субъектами Российской Федерации, и муниципальный экологический контроль.

В ходе административной реформы была проведена реорганизация федеральных органов исполнительной власти. При этом были созданы Федеральная служба экологического, технологического и атомного надзора (Ростехнадзор), а также Федеральная служба по надзору в сфере природопользования МПР России (Росприроднадзор).

В положениях об этих органах имеются дублирующие друг друга полномочия по осуществлению государственной экологической экспертизы и осуществлению государственного экологического контроля. До настоящего времени четкое разграничение полномочий между Ростехнадзором и Росприроднадзором отсутствует. Штаты территориальных органов Ростехнадзора и Росприроднадзора на местах малочисленны и не в состоянии в полной мере выполнять возложенные на них функции по осуществлению федерального государственного экологического контроля и государственной экологической экспертизы, нормированию источников загрязнения, взиманию платежей за негативное воздействие на окружающую среду, согласованию и обработке госстатотчетности и так далее.

Во многих субъектах Российской Федерации созданы и эффективно функционируют структуры органов исполнительной власти, осуществляющие государственный экологический контроль за объектами хозяйственной деятельности (за исключением объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю).

Разделение объектов госконтроля между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлено на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №777 «Об утверждении Перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю».

Практическая деятельность структур субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль, показала их безусловную эффективность в деле охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В то же время эффективное и качественное осуществление муниципального экологического контроля органами местного самоуправления в ближайшие годы не представляется возможным по следующим причинам:

  1. практическое отсутствие на федеральном уровне правовой базы, обеспечивающей реализацию этих полномочий (кроме общих положений, отраженных в федеральных законах от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, от 6 октября 2003 года №131-ФЗ, от 29 декабря 2004 года №199-ФЗ);
  2. практическое отсутствие в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях возможности со стороны органов местного самоуправления привлекать к административной ответственности граждан и юридических лиц за нарушения требований природоохранного законодательства;
  3. отсутствие на уровне местного самоуправления квалифицированных кадров, способных осуществлять муниципальный экологический контроль. Подготовка и обучение специалистов потребует значительного времени;
  4. отсутствие материально-технической базы и достаточного финансового обеспечения деятельности по осуществлению муниципального контроля. Учитывая дотационный финансовый статус многих (особенно сельских) муниципальных образований, обеспечение организации муниципального экологического контроля становится весьма проблематичным.

Обстоятельство, позволяющее ставить под сомнение эффективность муниципального экологического контроля, заключается также в том, что не соблюдается принцип независимости осуществления муниципального контроля от глав местного самоуправления.

В этой ситуации считаем необходимым закрепить в законодательстве полномочия субъектов Российской Федерации по охране окружающей среды, которые они активно и плодотворно используют в своей работе в настоящее время.


Приложение к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об охране окружающей среды»
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» не повлечет дополнительных затрат из федерального бюджета.


Приложение к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об охране окружающей среды»
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.



В целях приведения в соответствие с действующим законодательством Правительство Нижегородской области постановляет:

  1. Внести изменения в постановление Правительства Нижегородской области от 11.06.2004 №139 «О закреплении рыбопромысловых участков в Нижегородской области»:
    • пункты 1 и 2 исключить.
  2. Управлению общественных связей Администрации Губернатора Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
  Губернатор области   Г.М. Ходырев


В соответствии с Законом Нижегородской области от 31 декабря 2004 года №169-З «Об областном бюджете на 2005 год» Правительство Нижегородской области постановляет:

  1. Комитету охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области:

    14.1. Предоставить право, как исполнителю сметы расходов областного экологического фонда, предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в целях охраны окружающей среды, не являющимися государственными и муниципальными унитарными предприятиями, на условиях возмездности и возвратности.

    14.2. Установить лимит средств, выделяемых на предоставление бюджетных кредитов в 2005 году за счет средств областного экологического фонда, в размере не более 3 процентов от суммы сметы расходов целевого бюджетного фонда на 2005 год.

    14.3. Ежеквартально начислять проценты за пользование бюджетным кредитом в размере 1/10 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на момент выделения кредитных ресурсов.

    14.4. Установить контроль за своевременным возвратом заемщиками бюджетных кредитов и платы за пользование кредитами в областной экологический фонд.

  1. Контроль за исполнением данного постановления оставляю за собой.
  Губернатор области   Г.М. Ходырев


Во исполнение Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» (с изменениями на 29.12.2004), Закона Нижегородской области от 28.03.2002 №17-З «Об охоте и ведении охотничьего хозяйства в Нижегородской области», Правил охоты на территории Нижегородской области, утвержденных решением областного Совета народных депутатов от 21.09.1993 №309-м:

  1. Установить следующие сроки весенней охоты на пернатую дичь на территории Нижегородской области в сезоне 2005 года:
    • с 23 апреля по 2 мая - в правобережье реки Ока, в правобережье реки Волга ниже устья Оки, включая Борский, Городецкий районы и охотничье хозяйство «Великовское»;
    • с 30 апреля по 9 мая - в левобережье реки Ока, в левобережье реки Волга ниже устья Оки, за исключением Борского, Городецкого районов и охотничьего хозяйства «Великовское».
  2. Установить, что весенняя охота в сезоне 2005 года разрешается на следующие виды охотничьих животных следующими способами:
    • на самцов глухаря на току;
    • на самцов тетерева на току из укрытия;
    • на вальдшнепов на вечерней тяге;
    • на гусей (кроме серого) из укрытия с применением гусиных профилей или чучел;
    • на селезней из укрытия с применением подсадной утки.
  3. Запретить в целях сохранения и воспроизводства охотничьих животных весеннюю охоту в сезоне 2005 года:
    • на все виды - на территории Арзамасского РООиР, в пойменной части охотхозяйства «Погорелки»;
    • на глухаря - на всей территории области за исключением Борского, Варнавинского, Ветлужского, Воротынского (Заволжская часть), Воскресенского, Ковернинского, Краснобаковского, Павловского, Семеновского, Сокольского, Тоншаевского, Уренского, Шарангского районов, охотничьего хозяйства «Мулинское»;
    • на тетерева - на всей территории области за исключением Борского, Бутурлинского, Варнавинского, Вачского, Ветлужского, Вознесенского, Воротынского (Заволжская часть), Воскресенского, Выксунского, Гагинского, Дивеевского, Ковернинского, Краснобаковского, Павловского, Первомайского, Починковского, Семеновского, Сеченовского, Сокольского, Тонкинского, Тоншаевского, Уренского, Шарангского, Шатковского, Шахунского районов, охотничьих хозяйств «Мулинское», «Дальнеконстантиновское», угодий общего пользования Пильнинского района;
    • на гуся - в Кулебакском, Сосновском районе.
  4. Установить следующие лимиты добычи охотничьих животных на одного охотника в период весенней охоты в сезоне 2005 года - 3 гуся, 2 глухаря, 5 тетеревов, 10 селезней.
  5. Рекомендовать главам районов области выделить районным подразделениям управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Нижегородской области горюче-смазочные материалы для проведения выездных мероприятий по контролю за соблюдением гражданами правил охоты.
  6. Рекомендовать управлению по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Нижегородской области совместно с главным управлением внутренних дел МВД РФ по Нижегородской области рассмотреть возможность создания из числа сотрудников оперативных групп по выявлению и пресечению нарушений гражданами правил охоты.
  7. Управлению общественных связей Администрации Губернатора Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего распоряжения в средствах массовой информации.
  8. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области.
  Губернатор области   Г.М. Ходырев


В целях решения проблем социально-экономического развития северных районов Нижегородской области и задач по развитию экономики, предпринимательства, а также сокращения различий в обеспеченности жителей этих районов гарантированным объемом качественных услуг социальной сферы и инженерной инфраструктуры Правительство Нижегородской области постановляет:

  1. Утвердить прилагаемую Концепцию социально-экономического развития северных районов Нижегородской области до 2015 года (далее Концепция).
  2. Определить координатором реализации Концепции социально-экономического развития северных районов Нижегородской области до 2015 года министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области.
  3. Министерству экономики и развития предпринимательства Нижегородской области совместно с органами исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления северных районов области:

    3.1. Обеспечить разработку плана первоочередных мероприятий по реализации Концепции на 2005-2007 годы и представить его на рассмотрение Правительства Нижегородской области в первой декаде 2005 года.

    3.2. Одним из приоритетных направлений своей деятельности считать работу, направленную на реализацию Концепции социально-экономического развития северных районов Нижегородской области до 2015 года.

  4. Рекомендовать органам местного самоуправления северных районов Нижегородской области разработать стратегии и программы социально-экономического развития территорий с учетом Концепции и обеспечивать приоритетное финансирование этих программ.
  5. Управлению общественных связей Администрации Губернатора Нижегородской области обеспечить информирование общественности об основных положениях Концепции.
  6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора - члена Правительства Нижегородской области В.И. Попова.
  Губернатор области   Г.М. Ходырев

1. Анализ социально-экономического развития северных районов Нижегородской области
1.1. Общая характеристика северных районов области


В составе северной зоны Нижегородской области в зависимости от природно-климатических условий определены 12 районов: Варнавинский, Ветлужский, Воскресенский, Ковернинский, Краснобаковский, Семеновский, Сокольский, Тонкинский, Тоншаевский, Уренский, Шарангский, Шахунский. Общая площадь северных районов составляет 28,1 тыс. кв. км или 36,6 % от всей площади Нижегородской области.

Экологическая ситуация

Экологическую ситуацию в северных районах Нижегородской области можно охарактеризовать как напряженную, что обусловлено отсутствием системы водоотведения бытовых сточных вод и очистных сооружений канализации в райцентрах области: р.п.Тонкино, Тоншаево, Шаранга, Варнавино. Часть существующих выгребов постоянно переполняется и стоки попадают в колодцы питьевой воды и водоемы.

Хозяйственно-питьевое водоснабжение осуществляется из поверхностных и подземных источников. В большинстве населенных пунктов системы водоснабжения крайне устарели, в результате чего качество питьевой воды не соответствует установленным санитарным нормам. Наиболее неблагополучная ситуация сложилась в городах Ветлуга, Шахунья, где нет разведанных запасов подземных вод в необходимых объемах. В настоящее время проводятся поисково-оценочные и разведочные работы для водоснабжения г.Ветлуги из подземных источников.

Основными источниками загрязнения атмосферы являются выбросы в атмосферу от автомобильного транспорта (особенно вблизи автотрасс федерального и областного значений) и стационарных источников загрязнения.

В рамках областной целевой программы «Отходы» вывезено для утилизации на спецполигоне «Красный Бор» Ленинградской области около 60 тонн ядохимикатов из Семеновского, Краснобаковского, Сокольского, Ковернинского районов. Для обеспечения радиационной безопасности эксплуатации пункта захоронения радиоактивных отходов спецкомбината «Радон» в Семеновском районе продолжается строительство дополнительного хранилища радиоактивных отходов за счет средств федерального бюджета.

1.3. Основные проблемы северных районов области


В лесном комплексе:

Неэффективное использование лесосырьевой базы:

  • отсутствие крупных инвестиционных проектов на севере области в сфере ЛПК;
  • недостаток производств по глубокой переработке древесины и по переработке низкосортной лиственной древесины.

Низкая налоговая отдача.

Несовершенное лесное законодательство Российской Федерации (правила проведения аукционов; процедура выделения лесосечного фонда).

Отсутствие на уровне области единой налоговой политики (ЕНВД) к лицам, занимающимся заготовкой и переработкой древесины.

В природоохранной деятельности:

Низкое качество воды (содержание солей сверх допустимых норм), не отвечающее требованиям действующих нормативов.

Недостаток воды питьевого качества.

Отсутствие очистных сооружений канализации.

Отсутствие оборудованных полигонов для хранения твердых бытовых отходов.

Сокращение видов флоры и фауны.



3. Приоритетные направления развития и «точки роста»


Учитывая проведенный анализ социально-экономического развития северных районов области, оценку потенциала, многообразие проблем, стоящих перед ними, а также необходимость финансовых вложений для решения данных проблем представляется целесообразным определить на ближайший период следующие приоритеты:

  • Создание и развитие устойчивой экономической базы с целью улучшения уровня жизни населения, закрепления и пополнения кадров на селе, стимулирования экономической активности населения.
  • Формирование инвестиционной привлекательности северных районов области.
  • Развитие лесного хозяйства, деревообрабатывающей промышленности и переработки сельскохозяйственной продукции.
  • Дальнейшее развитие предпринимательства.
  • Развитие въездного и внутреннего туризма.

«Точками роста» в развитии реального сектора экономики и повышении налогооблагаемой базы северных районов могут быть:

  • освоение Белбажского месторождения каменной соли;
  • строительство заводов по производству кирпича;
  • строительство предприятий по переработке низкосортной лиственной древесины;
  • организация торфопредприятий;
  • выращивание и переработка льна.

Для формирования «точек роста» производства предлагаются инновационные и инвестиционные проекты, не требующие значительного увеличения численности работников, но в тоже время имеющие высокую экономическую и бюджетную эффективность. На основании проведенного анализа доступных в настоящее время производственных технологий для развития бизнеса в условиях северных районов предлагается к размещению ряд проектов:

  1. Внедрение энергосберегающих технологий, основанных на использовании древесных отходов в качестве альтернативного вида топлива. Установка комплексов по переработке древесно-стружечных отходов на лесопромышленных предприятиях для производства древесных топливных брикетов, которые будут использоваться в котельных, работающих в настоящее время на угле.
  2. Организация производства углеводородного сырья (бензин, мазут, дизельное топливо, керосин, печное топливо) с использованием малогабаритной установки по переработке нефти и газового конденсата (УПНГК - 40М).
  3. Реализация проекта по генерации электроэнергии на базе переработки газа (Краснобаковский район), а в других районах - с использованием установки по брикетированию древесно-стружечных опилок.



Основными направлениями улучшения социально-экономической ситуации в северных районах Нижегородской области определены:

В лесном комплексе:

  1. Организация небольших предприятий, не требующих высококвалифицированных кадров (предприятий по производству продукции промежуточного спроса, используемой в дальнейшем производстве конечной продукции).
  2. Развитие заготовительных производств и производств по первичной переработке сырья для деревообрабатывающей промышленности.
  3. Разработка и реализация инвестиционных проектов:
    • создание лесозаготовительного предприятия с ежегодным объемом заготовки древесины до 100 тыс. куб. м на территории Ветлужского района иностранной фирмой ООО «Кроностар», расположенной в г. Шарья Костромской области;
    • размещение в инвестиционной зоне №1 фанерного производства с импортным оборудованием и ежегодным объемом выпуска фанеры около 60 тыс. куб. м., или спичечного производства с ежегодным объемом переработки осины до 200 тыс. куб. м;
    • размещение в инвестиционной зоне №2 лесопильного производства с импортным оборудованием и ежегодным объемом выпуска пиломатериалов около 100 тыс. куб. м;
    • размещение предприятия по переработке отходов лесопиления и выпуску топливных гранул на территории Краснобаковского района;
    • реализация крупного инвестиционного проекта (лесопильное предприятие с ежегодным выпуском пиломатериала до 100 тыс. куб. м) на территории Уренского района;
    • размещение в инвестиционной зоне №3 фанерного производства с импортным оборудованием и ежегодным объемом выпуска фанеры около 60 тыс. куб. м (имеется областной приоритетный проект строительства фанерного завода на территории Семеновского района).
  4. Применение новых технологий по выращиванию посадочных материалов с закрытой корневой системой с улучшенными наследственными свойствами в целях улучшения качественного состава лесного фонда.
  5. Введение в хозяйственный оборот участков лесного фонда, исключенных из состава особо охраняемых природных территорий.

В природоохранной деятельности:

  1. Приоритетное финансирование природоохранных мероприятий северных районов по:
    • строительству очистных сооружений в районных центрах, где отсутствуют канализационные сети и очистные сооружения;
    • реконструкции очистных сооружений канализации в связи с гидравлической перегрузкой и недостаточным качеством очищенных стоков;
    • строительству полигонов бытовых отходов с целью улучшения санитарно-эпидемиологического и экологического состояния территорий и предотвращения загрязнения грунтовых вод;
    • осуществлению берегоукрепления и восстановления гидротехнических сооружений (ГТС) для предупреждения чрезвычайных ситуаций природного характера.
  2. Снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду за счет внедрения инвестиционных проектов по ресурсосбережению и переработке леса.
  3. Увеличение запасов питьевой воды за счет разведки подземных вод.
  4. Улучшение качества питьевой воды за счет установки приборов доочистки питьевой воды.

Сохранение биоразнообразия как ресурсного потенциала и дополнительного привлечения инвестиций в виде грантов.



В целях приведения в соответствие с действующим законодательством Правительство Нижегородской области постановляет:

  1. Признать утратившим силу постановление Правительства Нижегородской области от 08.06.2004 №130 «Об организации работ по использованию и охране водных объектов Нижегородской области».
  2. Управлению общественных связей Администрации Губернатора Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
  Губернатор области   Г.М. Ходырев


Рассмотрев протест Волжского межрегионального природоохранного прокурора от 15 марта 2005 года №7-5-2005 на Закон Нижегородской области от 28 марта 2002 года №17-3 «Об охоте и ведении охотничьего хозяйства в Нижегородской области», Законодательное Собрание области постановляет:

  1. Считать протест Волжского межрегионального природоохранного прокурора от 15 марта 2005 года №7-5-2005 на Закон Нижегородской области от 28 марта 2002 года №17-3 «Об охоте и ведении охотничьего хозяйства в Нижегородской области» обоснованным и подлежащим удовлетворению.
  2. Предложить Правительству области разработать и внести в установленном порядке на рассмотрение Законодательного Собрания области соответствующий проект закона Нижегородской области.
  Председатель Собрания   Е.Б. Люлин


Законодательное Собрание области постановляет:

  • признать утратившим силу постановление Законодательного Собрания области от 25 марта 1997 года №44 «Об утверждении Положения «О государственной экологической экспертизе в Нижегородской области».


  Председатель Собрания   Е.Б. Люлин