июнь
2005
Экологический ежемесячник
Государственный контроль за состоянием и охраной природы

В течение июня 2005 года управлением по экологическому контролю комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области осуществлено 123 проверки соблюдения природоохранного законодательства, в т.ч.:

  • комплексных - 82;
  • по охране водных ресурсов - 9;
  • по охране атмосферного воздуха - 7;
  • по обращению с отходами - 24;
  • по охране растительного и животного мира - 1.

В результате проверок выявлено 364 нарушения, выдано 430 предписаний об устранении экологических правонарушений, вынесено 76 постановлений о наложении штрафов (11 постановлений - на предприятия, 59 - на должностных лиц, 6 - на граждан) на сумму 183000 рублей.

Так, например, в ходе проверки ЗАО «БРИС» (генеральный директор А.Н.Илюшина) выявлены нарушения требований природоохранного законодательства, а именно:

  • предприятие не проводит контроль соблюдения установленных предельно-допустимых выбросов в атмосферу;
  • приемный бункер цемента не имеет пылеуловителя;
  • не разработан и не утвержден в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
По результатам проверки деятельности предприятию выданы предписания об устранении нарушений, на предприятие вынесено постановление о наложении штрафа в размере 10000 рублей.

УПРАВЛЕНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ РОСТЕХНАДЗОРА ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В июне 2005 г. отделом государственного экологического контроля Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Нижегородской области проверено 26 объектов; в том числе проверено 16 объектов по запросам Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры, 3 проверки проведено по запросам Комитета по экологии, природопользованию и градостроительству Законодательного собрания Нижегородской области, 4 проверки по жалобам и обращениям граждан и 3 плановые проверки.

По результатам проверок за нарушение природоохранного законодательства в июне наложено 17 штрафов на общую сумму 21500 рублей.

В июне закончена плановая проверка соблюдения требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды на ОАО «Арзамасский машиностроительный завод».

В ходе проверки установлено, что на предприятии проводится определенная работа в части охраны атмосферного воздуха:

  • разработан новый проект нормативов ПДВ, который в настоящее время находится в отделе нормирования Управления. Предприятие имеет разрешение на выброс;
  • по данным производственного экологического контроля отсутствуют превышения нормативов ПДВ и превышения ПДК в воздухе санитарно- защитной зоны.

Однако, наряду с этим имеется ряд нарушений природоохранного законодательства:

  • не соблюдаются правила эксплуатации установок очистки газа: в термическом цехе ист. 1009 (ПВМ) на момент проверки не подавалась вода, имеет небольшие подсосы воздуха в корпусе, к новому циклону СИОТ- промывателю (КПП, к-с 4) не подключена вода;
  • не разработаны паспорта ГОУ на 22 установки, остальные не заполняются в нарушение п. 3.3 и 3.4 ПЭУ;
  • отсутствует учет приема отходов на централизованную площадку хранения токсичных отходов (нарушение ст. 19. Федерального Закона «Об отходах производства и потребления»);
  • выявлено нарушение при временном накоплении нефтепродуктов (нарушение ст. 11 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления»).

По результатам проверки руководству предприятия выданы 13 предписаний, В соответствии со ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях наложен штраф на должностное лицо в размере 10 МРОТ.

По запросу Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры проведена целевая проверка исполнения природоохранного законодательства на 10 предприятиях, занимающихся деревопереработкой на территории Варнавинского района. В ходе проверок на предприятиях установлено несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Руководители 9 предприятий привлечены к административной ответственности в соответствии со ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По запросу Нижегородской межрайонной прокуратуры 02.06.05 г. сотрудниками отдела экологического контроля Управления проведена проверка факта несанкционированного размещения отходов около автодороги Уразовка-Рыбушкино в Краснооктябрьском районе Нижегородской области с выездом на место.

В ходе проверки зафиксирован факт несанкционированного размещения строительных и твердых бытовых отходов, что является нарушением п. 2 ст. 51 Федерального Закона «Об охране окружающей среды».

Территория, загрязненная отходами, находится под контролем Уразовской сельской администрации.

По окончании проверки составлен акт, выданы предписания. В соответствии со ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ наложен штраф на юридическое лицо, в размере 50 МРОТ.

РАССМОТРЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ НОРМИРОВАНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ


п/п
Наименование документации Количество
рассмотренной
документации
В том числе:
Согласовано Отклонено
Работа по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
1 Рассмотрение проектов нормативов ПДВ (ВСВ) загрязняющих веществ в атмосферу 23 23 -
2 Выдача «Разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу», всего, в т.ч.: 31 31 -
   - продлено 8 8 -
3 Выдача решений на вывоз из РФ продукции, не содержащей озоноразрушающих веществ (ОРВ) - - -
Работа по нормированию размещения отходов
4 Рассмотрение документация по ПНООЛР и утверждение лимитов на размещение отходов 52 43 9
5 Подтверждение действия установленных лимитов на размещение отходов 18 18 -
6 Согласование расчетов предприятий по отнесению отходов к классам опасности для ОПС в ФГУ «ЦЭКА» МПР России (в т.ч. проверка правильности расчетов классов опасности отходов) 2 2 -
7 Заключения о трансграничной перевозке опасных отходов и СДЯВ - - -
Работа по лицензированию
8 Оформление и выдача лицензий на обращение с отходами 41 41 -
9 Продление, переоформление лицензий на обращение с опасными отходами - - -
Работа по нормированию сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты
10 Рассмотрение проектов нормативов ПДС (ВСС) загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты 4 4 -
11 Выдача «Разрешений на сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты», всего, в т.ч.: 5 5 -
   - продлено 1 1 -

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Отделом надзора за использованием и охраной водных объектов и безопасностью ГТС проведено 19 проверок выполнения природоохранного законодательства в части исполнения требований водного законодательства, из них 11 внеплановых проверок по заданию Главного управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, 1 внеплановая проверка по заданию природоохранной прокуратуры. По результатам проведенных проверок по выявленным нарушениям выданы предписания и вынесены постановления о наложении штрафных санкций на должностных и юридических лиц.

Проведены плановые проверки соблюдения требований водного законодательства ОАО «Теплоизол» г. Выкса.

В ходе проверки установлено: ОАО «Теплоизол» занимается производством минераловатной продукции из доменных шлаков. Производство состоит из двух вагранок, двух линий производства плит повышенной жесткости и производственной котельной.

Водоснабжение предприятия осуществляется из Запасного пруда (техническая вода) и системы городского водопровода (вода на хоз.-питьевые нужды). Забор воды из пруда осуществляется двумя насосными станциями, одна из которых резервная, станции введены в эксплуатацию в 1948 г. Рыбозащитными устройствами водозабор оборудован. Имеется лицензия на водопользование (поверхностные источники, водные объекты) на срок до 1.10.2012 г.

Основными источниками образования сточных вод являются технологические линии по производству теплоизоляционных материалов и производственная котельная. Заключен договор на сброс сточных вод в канализацию МУП «Стоки» №45 от 1.01.2005 г. на объем 64742,4 м3/год.

Нарушений водного законодательства на предприятии ОАО «Теплоизол» не выявлено.

Также в июне 2005 года была проведена проверка на предприятии ООО «ЭКОИН» г. Кстово.

В ходе проведения проверки установлено: предприятие ООО «ЭКОИН» зарегистрировано в Государственном реестре юридических лиц 05 мая 2005 года за №2055220519440. Основная деятельность общества - эксплуатация систем водоснабжения, канализации и очистных сооружений. ООО «ЭКОИН» является ответсвенным за снабжение структурных подразделений ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» и сторонних организаций речной, питьевой, противопожарной, оборотной водой, прием сточных вод с последующей их очисткой и сбросом в водоем в соответствии с утвержденными нормами. Водозаборные сооружения находятся на балансе ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез».

В ходе проведенной проверки выявлены следующие нарушения водного законодательства:

  1. Содержание концентраций загрязняющих веществ в сточных водах выпуска с очистных сооружений превышает установленные нормативы сброса (ПДС), что является нарушением ст.ст. 92, 98, 106 Водного кодекса РФ.
  2. Составлен протокол об административном правонарушении на юридическое лицо ООО «Экоин» и должностное лицо - главного инженера А.Н.Костина по ст. 8.14 п. 1 КоАП.

В июле 2005 г. проведена внеплановая проверка соблюдения требований законодательства в сфере природопользования кафе «Апрель», собственник ООО «Домострой». Территория кафе находится в удовлетворительном состоянии. Однако при приемке в эксплуатацию объекта не были включены представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, в нарушение ст. 38 п. 1 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.02 г.

Кафе «Апрель» построено без наличия положительного заключения экологической экспертизы, в нарушении ст. 37 п. 1 Федерального Закона «Об охране окружающей среды».

Составлен протокол об административном правонарушении на должностное лицо - директора.

Отделом по надзору в сфере недропользования за июнь 2005 года проведено 27 плановых проверок. По результатам проверок выданы предписания и составлены протоколы на должностных и юридических лиц.

Была осуществлена проверка предприятия ОАО «Верхневолжскнефтепровод» НПС «Степаньково» (Павловский район), которая показала, что на предприятии необходимо осуществлять проведение мониторинга подземных вод в соответствие с утвержденной Программой (п. 10 ст. 22 Закон Российской Федерации «О недрах»). По результатам проверки составлен акт проверки, выдано предписание по 2 пунктам об устранении нарушений.

На предприятии ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика» (г.Н.Новгород) также выявлено нарушение (ст. 22 п. 10 Закон Российской Федерации «О недрах»). Аналогичное нарушение Закона Российской Федерации «О недрах» выявлено на НПС «Макарьево» Марийского РНУ. В ходе проверки также установлено, что на предприятии скважины не оборудованы пьезометрическими трубками для производства замеров уровней подземных вод, что является частью ведения программы мониторинга. По результатам проверки составлен акт проверки, выдано предписание по 2 пунктам об устранении нарушений.

В ходе проведенных проверок на предприятии Нижегородская нефтебаза ООО «Лукойл - Волгонефтепродукт» (Кудьминский наливной пункт) установлено, что предприятие пользуется недрами с целью добычи подземных вод без лицензии. По результатам проверок составлены акты проверок, выдано предписание об устранении нарушений, составлены протоколы на ответственные лица по ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, отдел по надзору в сфере недропользования принимал участие в проведении двух комплексных проверок Михайловского лесхоза и Затонского опытного лесхоза.

Рассмотрены 18 постановлений Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры, на основании которых вынесены постановления о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности (штрафы).

Отделом по надзору в сфере лесного хозяйства, землепользования и ООПТ проведено 48 проверок исполнения требований лесного законодательства, из них 18 плановых, 9 по поручению Росприроднадзора, 7 по запросам правоохранительных органов, 3 по жалобам, 11 прочие.

В июне 2005 года проведена плановая комплексная проверка соблюдения требований лесного законодательства ФГУ «Выксунский лесхоз» Агенства лесного хозяйства по Нижегородской области. Руководитель - директор К.А.Заторский.

В ходе проверки было установлено, что:

  • на делянке не установлены два деляночных столба в нарушение п. 88 «Наставлений по отводу и таксации лесосек в лесах», утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15 июня 1993 года №155;
  • оформление лесорубочного билета на очистку от захламленности выполнено в нарушение раздела V «Санитарных правил в лесах РФ», утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15 января 1998 года №10;
  • лесорубочные билеты выписываются с отступлениями от «Правил учета, хранения, заполнения и выдачи лесоспользователю лесорубочных билетов, ордеров», утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 12.08.2003 года №729;
  • при проведении аукционов отсутствуют извещения в средствах массовой информации, отсутствуют карточки на каждую аукционную единицу, не оформляются протоколы лесных аукционов, документы не пронумерованы, не прошнурованы и не скреплены печатью, что является нарушением пп. 7, 8 раздела III пп. 35, 42 раздела V «Положения о порядке проведения лесных аукционов», утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 11 августа 1997 года №99.

В ходе проверки ОАО «Выксалес» арендатора ФГУ «Выксунский лесхоз» (руководитель - директор В.А.Парахин) выявлено что делянки не опаханы минерализованной полосой, порубочные остатки не сожжены, что является нарушением п. 5.2.5 Договора аренды и пп. 10, 12 раздела III «Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации», утвержденных Постановлением Совета Министров РФ от 9 сентября 1993 года №886.