РёСЋРЅСЊ
2005
Экологический ежемесячник
Государственная экологическая экспертиза

УПРАВЛЕНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ РОСТЕХНАДЗОРА ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В июне 2005 г. наиболее значительными объектами, прошедшими государственную экологическую экспертизу в Управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Нижегородской области, были:

  1. Проект отработки (ликвидации) отвалов шлаков РѕС‚ металлургического производства РћРђРћ "Завод «РљСЂР°СЃРЅРѕРµ РЎРѕСЂРјРѕРІРѕ» РІ РЎРѕСЂРјРѕРІСЃРєРѕРј районе Рі. Рќ.РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґР°.
  2. Проект застройки части квартала в границах ул. Горького, М.Ямская, Ильинская в Нижегородском районе.
  3. Проекты (2 шт.) строительства АЗС на автомагистрали Москва-Н.Новгород в районе Балахнинского поворота в лесных кварталах 25,36.
  4. Проект Устройства аккумулирующей емкости для защиты водозабора г. Павлово.
№ Рї/Рї Наименование документа Количество рассмотренных материалов
всего положительный
результат
отрицательный
(некомплект)
1 Проекты нормативно-правовых актов - - -
2 Проекты (рабочие) строительства, расширения (реконструкции, техперевооружения) народнохозяйственных объектов 75 64 11
3 Предпроектные материалы (выбор площадок под новое строительство) 3 3 -
4 Материалы экологического обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами 22 22 -
5 Материалы экологического обоснования на получение лицензии на хозяйственную деятельность 1 1 -
6 Материалы, рассмотренные без процедуры ГЭЭ, в том числе предпроектные 28 23 5
7 Ответы на запросы и письма 8 - -
8 Решение по экобезопасности 2 2 -
9 Подготовлено уведомлений о необходимости доработки документации по замечаниям экспертной комиссии 6 - -
10 Отказано в рассмотрении (в связи с неоплатой) 5 - 5
  ИТОГО: 150 113 21

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

№ Рї/Рї Наименование документа Количество рассмотренных объектов
всего согласовано отклонено
1 Генпланы городов - - -
2 Проекты (рабочие) строительства, расширения (реконструкции, техперевооружения) народнохозяйственных объектов - - -
3 Материалы выбора земельного участка под намеченное строительство 6 6 -
4 ТЭО строительства, расширения (реконструкции, техперевооружения) объектов хозяйственной и иной деятельности - - -
5 Материалы по передаче в аренду участков лесного фонда - - -
6 Проведено экспертиз 5 5 -
  ИТОГО: 11 11 -

В июне 2005 г. в отделом экспертизы и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Нижегородской области было выдано 4 заключения по согласованию экспортной лицензии на вывоз грибов.

Прошли государственную экологическую экспертизу 3 проекта правовых актов. РћРґРЅРёРј РёР· таких проектов был проект распоряжения Правительства Нижегородской области «РћР± РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территориях Нижегородской области», разработанный Комитетом охраны РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рё управления природопользованием Нижегородской области.

В настоящее время на территории Нижегородской области насчитывается 412 особо охраняемых природных территорий трех категорий:

  • государственный заповедник;
  • государственные заказники;
  • памятники РїСЂРёСЂРѕРґС‹.

Общая площадь особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) - 536313 га, из них 115 ООПТ имеют охранные зоны, площадь которых составляет 92284 га. Площадь ООПТ составляет около 7% территории области. Функционирование ООПТ осуществляется за счет средств областного экологического фонда (в 2004 году сумма выделенных средств составила 3,5 млн. руб.).

Перечни существующих Рё проектируемых РћРћРџРў были утверждены решением Нижегородского областного Совета народных депутатов РѕС‚ 22.03.94 №57-Рј «РћР± утверждении Перечня РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территорий Рё объектов РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ наследия».

Данным решением было запланировано создание еще около 400 памятников природы областного значения, 15 новых комплексных заказников областного значения, 5 заказников федерального значения. Площадь ООПТ планировалось увеличить на 300-400 тыс. га, что составило бы около 11% площади области.

Через 10 лет возникла необходимость в корректировке Перечней существующих и проектируемых ООПТ, в проведении работ по инвентаризации природно-заповедного фонда области.

Р’ целях проведения инвентаризации существующих Рё проектируемых РћРћРџРў Нижегородской области Рё учета интересов охраны РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рё рационального природопользования распоряжением Правительства Нижегородской области РѕС‚ 11.04.02 №188-СЂ была создана областная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РїРѕ РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемым природным территориям, РІ которую вошли представители органов исполнительной власти области Рё территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти РІ области охраны окружающей среды. Комиссией был проведен анализ 50,9% территории области Рё рассмотрено 53,9% существующих РћРћРџРў.

По результатам работы комиссии (июнь 2002 -ноябрь 2004г.) было определено следующее количество существующих и проектируемых ООПТ: существующих- 203 государственных памятника природы, 10 заказников, проектируемых- 61 государственный памятник природы, 3 заказника, 4 территории охраняемого ландшафта (особо охраняемая территория, создаваемая для сохранения существующего ландшафта без запрета лесохозяйственных работ).

Комиссией было принято решение о снятии статуса с 4-х памятников природы, находящихся в Вачском, Тонкинском, Первомайском районах, ввиду того, что их территории значительно деградировали и перестали представлять природоохранную ценность в результате ветровала, бурелома и усыхания в очагах развития вредителей и болезней, повреждения пожарами. Было принято решение об изменении режимов охраны 12 памятников природы, находящихся в Ардатовском, Воротынском, Первомайском и Семеновском районах, для решения проблем, связанных с использованием данных территорий.

Также было принято решение Рѕ прекращении проектных работ РїРѕ организации 6 заказников: Нюжемского, Степуринского, «Р˜Р»РёРјРґРёРі», Ижменского, Краснобаковского, Керженского (комплексного). РџРѕ Нюжемскому было принято решение Рѕ необходимости увеличения площади существующего РЅР° данной территории ГПП «Р‘олото Нюжемское», РїРѕ Степуринскому - решение Рѕ необходимости организации РЅР° территории Навашинского района 12 новых памятников РїСЂРёСЂРѕРґС‹, РїРѕ «Р˜Р»РёРјРґРёРіСѓ» - решение Рѕ необходимости организации РЅР° данной территории РћРћРџРў «С‚ерритория охраняемого ландшафта «Р˜Р»РёРјРґРёРі» Рё «С‚ерритории охраняемого ландшафта «Р‘олото Сокольское», Ижменскому - решение Рѕ необходимости организации РЅР° данной территории РћРћРџРў «С‚ерритория охраняемого ландшафта «Р‘ассейн реки Ижма».

Территория Краснобаковского проектируемого заказника потеряла свое экологическое значение, так как подвергнулась пожарам.

РќР° территории Керженского (комплексного) проектируемого заказника сохраняется Керженский охотничий заказник. РљСЂРѕРјРµ того, принято решение РѕР± организации памятника РїСЂРёСЂРѕРґС‹ «РџРѕР№РјР° СЂ. Керженец между СЃ. Мериново Рё СЃ. Хахалы» РЅР° площади 1800 РіР°.

Планируется организовать 4 территории охраняемого ландшафта («Р˜Р»РёРјРґРёРі», «Р‘олото Сокольское», «РџР°РІР»РѕРІСЃРєРѕРµ Заочье», «Р‘ассейн СЂ. Ижма»), РіРґРµ РЅРµ предусматривается запрета лесохозяйственной деятельности.

Сохранены в качестве проектируемых 3 заказника (Пустынский комплексный - Арзамасский и Сосновский районы (на базе существующего охотничьего заказника), Ламненский - Борский район, Журавлиный - Воскресенский район). Планируется значительное увеличение площадей ООПТ в Воскресенском, Навашинском, Павловском районах (процент территорий, занятых ООПТ, планируется увеличить в среднем с 7,6% до 10,6%).

Проект распоряжения Правительства Нижегородской области «РћР± РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территориях Нижегородской области» разработан РІ соответствии СЃРѕ статьей 9 Закона Нижегородской области РѕС‚ 27.03.98 №118-Р— «РћР± РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территориях», РІРѕ исполнение распоряжения Правительства Нижегородской области РѕС‚ 11.04.02 №188-СЂ «РћР± РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территориях».

Проектом предусмотрено утверждение следующих перечней:

  • Перечень природных объектов Рё территорий Нижегородской области, относящихся Рє РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕ-заповедному фонду;
  • Перечень находящихся РІ стадии проектирования Рё РІРЅРѕРІСЊ выявленных уникальных природных объектов Рё территорий Нижегородской области, потенциально принадлежащих Рє РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕ-заповедному фонду;
  • Перечень территорий, входящих РІ состав РІРѕРґРЅРѕ-болотного СѓРіРѕРґСЊСЏ международного значения РЅР° территории Нижегородской области.

Проект содержит поручения Комитету охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области и Министерству финансов Нижегородской области.

Проект также включает в себя описание порядка проведения лесохозяйственных мероприятий на ООПТ, направленных на ликвидацию последствий стихийных бедствий и оздоровление насаждений; порядок проведения рубок ухода в лесных культурах существующих и проектируемых ООПТ.

Проект содержит норму о приостановке проведения работ, связанных со строительством, мелиорацией, прокладкой новых коммуникаций и дорог, добычей полезных ископаемых в пределах территорий, входящих в перечень находящихся в стадии проектирования и вновь выявленных уникальных природных объектов, потенциально принадлежащих к природно-заповедному фонду, при отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Согласно представленному Протоколу общественных обсуждений РїРѕ проекту распоряжения РѕС‚ 12.05.05 СЃ участием представителей общественных организаций: Экологического центра «Р”СЂРѕРЅС‚», Нижегородского областного Совета Р’РћРћРџ, Нижегородского отделения РЎРѕСЋР·Р° охраны птиц Р РѕСЃСЃРёРё, - корреспондента экономического еженедельника «РљСѓСЂСЃ-РќРќ», проект распоряжения получил поддержку участников обсуждения.

Экспертной комиссией были даны следующие рекомендации:

  • для дальнейшей оптимизации сети РћРћРџРў РїРѕ Нижегородской области использовать комплексный РїРѕРґС…РѕРґ РїСЂРё формировании РћРћРџРў СЃ использованием новых методических разработок РІ области заповедного дела, учитывающих как природные, так Рё экономические аспекты устойчивого развития территорий всех районов области;
  • учесть замечания Рё предложения РљРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ подготовке материалов РїРѕ выделению РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территорий Нижегородской области РѕС‚ 12.05.05.

Члены экспертной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, рассмотрев положения законодательных актов Рё нормативных документов Рё основываясь РЅР° применении правовых РЅРѕСЂРј Рє содержанию представленного РЅР° экспертизу проекта распоряжения Правительства Нижегородской области «РћР± РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территориях», отметили, что степень проработанности данного нормативного акта является достаточной.

Экспертная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ государственной экологической экспертизы сделала вывод Рѕ возможности принятие распоряжения Правительства Нижегородской области «РћР± РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территориях» СЃ учетом рекомендаций, изложенных РІ заключении.

Проект распоряжения Правительства Нижегородской области «РћР± РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территориях» РЅРµ окажет негативного воздействия РЅР° природные ресурсы Рё окружающую РїСЂРёСЂРѕРґРЅСѓСЋ среду.

(Информация приведена РІ соответствии СЃ заключением ГЭК (приказ Управления Росприроднадзора РѕС‚ 20.06.2005 Рі. №93-Р­)).


Рабочий проект РїРѕ переработке шлаков РѕС‚ металлургического производства РћРђРћ «Р—авод «РљСЂР°СЃРЅРѕРµ РЎРѕСЂРјРѕРІРѕ» разработан РћРћРћ «РќРёР¶РµРіРѕСЂРѕРґСЃРєРёР№ региональный горный центр» РЅР° основании задания РЅР° проектирование.

Линия ПДСУ запроектирована Р—РђРћ «Р”робильные машины» Рі. РњРѕСЃРєРІР°.

Карьер отработки отвалов шлаков РѕС‚ металлургического производства РћРђРћ «Р—авод «РљСЂР°СЃРЅРѕРµ РЎРѕСЂРјРѕРІРѕ» предназначен для переработки отходов производства РІ строительные материалы СЃ попутным извлечением лома черных Рё цветных металлов.

Отработка отвала шлаков предусматривается в границах земельного отвода на площади 6,0 га.

Участок расположен в Сормовском районе г.Н.Новгорода в 250 м от Сормовского затона на водоразделе между р. Черной и Сормовским затоном на намывных песках и примыкает к северо-западной границе завода.

В плане отвал шлаков представляет собой овал неправильной формы, вытянутый с северо-запада на юго-восток в среднем на 300 м и с юго-запада на северо-восток в среднем на 197 м.

Площадь отвала у его основания составляет 59100 м2. Поверхность отвала изрыта множеством котлованов.

Согласно произведенному маркшейдерскому замеру объем отвала шлаков составляет 388900 м3.

Ближайшая жилая застройка находится на расстоянии более 3,0 км от границ площадки.

Проектом предусматривается разработка отвала шлаков, переработка шлаков на ПДСУ, техническая рекультивация нарушенных земель.

Вскрытие отвала шлаков и выполнение горно-капитальных работ производится при подготовке промплощадки под строительство ПДСУ.

Проектом принята транспортная, однобортовая продольно-поперечная система разработки.

Отработка шлакоотвала средней мощностью 7,5 Рј3 будет вестись РѕРґРЅРёРј уступом экскаватором ЕТ-25 «РѕР±СЂР°С‚ная лопата» СЃ предварительным понижением высоты отвала бульдозером Рў-330, оборудованным рыхлителем.

Отрабатываемые породы грузятся в автосамосвал и транспортируются на разгрузочную площадку в промежуточный склад, где производится предварительная выборка металла.

Далее с промежуточного склада горная масса загружается в бункер-питатель при помощи погрузчика Д-660.

После отработки отвала предусматривается рекультивация нарушенных земель.

Проектная мощность карьера - 100 тыс. м3 шлаковой массы в год.

Понижение добычного уступа производится бульдозером Т-330 траншейным способом, параллельными заходами с перемещением грунта на расстояние 35 м.

Транспортировка горной массы осуществляется по внутрикарьерным автодорогам краткосрочного действия, представляющим собой спланированную бульдозером поверхность.

Проектом предусматривается переработка шлаков для получения строительных материалов: мелких наполнителей - в асфальтобетон и щебень для строительства.

Переработка ведется на передвижной дробильно-сортировочной установке (ПДСУ).

Схема переработки включает следующие технологические процессы:

  • прием шлака СЃ автотранспорта;
  • разравнивание шлака слоем 20-30 СЃРј;
  • ручная СѓР±РѕСЂРєР° металла;
  • РїРѕРіСЂСѓР·РєР° металла РІ РєРѕРІС€ погрузчика;
  • окучивание шлака Рё подача его РІ бункер питателя технологической линии;
  • подача материала РЅР° голтовочный барабан, РіРґРµ РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ отделение металлосодержащих шлаков Рё металла мелких фракций;
  • подача материала РЅР° щековую дробилку конвейером № 2;
  • подача дробленого продукта СЃ щековой дробилки РЅР° агрегат сортировки СЃ грохотами;
  • подача готовой продукции конвейерами СЃ грохотов РЅР° склады готовой продукции.

Разработка отвала шлаков ведется с целью переработки отходов в строительные материалы с попутным извлечением отходов черных и цветных металлов.

При разработке отвала имеют место следующие источники выбросов:

  • РїСЂРё работе экскаватора ЕТ-25, бульдозера Рў-330, рейсировании автомобиля РљСЂРђР— - 256 Р‘; РЅР° промежуточном складе:
  • погрузчик Р”-660 (РўРћ-11) РїСЂРё загрузке РіРѕСЂРЅРѕР№ массы РІ бункер-питатель;
  • передвижная дробильно-сортировочная установка.

В процессе разработки отвала в атмосферу будут выбрасываться следующие вещества:

  • взвешенные вещества;
  • азота РѕРєСЃРёРґ;
  • углерода РѕРєСЃРёРґ;
  • серы РґРёРѕРєСЃРёРґ;
  • сажа;
  • углеводороды РїРѕ керосину;
  • углеводороды РїРѕ бензину;
  • углеводороды предельные РЎ12-РЎ19;
  • сероводород.

В материалах проекта представлены качественные и количественные показатели загрязняющих веществ, рассчитанные по утвержденной методике.

Выполнен расчет рассеивания СЃ применением утвержденной программы серии «Р­РєРѕР»РѕРі» (версия 2.20) СЃ учетом фоновых концентраций.

Анализ результатов расчета рассеивания показал, что на границе санитарно-защитной зоны и в селитебной зоне величина приземных концентраций по всем ингредиентам ниже ПДКмр, поэтому выбросы от источников отвала могут быть классифицированы как предельно допустимые

Планируемый срок работы - 4 года, проведение работ в паводковый период (21 день) не предусмотрено.

Выполнение технического обслуживания и мелкого ремонта горно-технологического оборудования с заменой отдельных узлов на новые или предварительно отремонтированные предусмотрено непосредственно в карьере согласно планов ППР. Ремонт агрегатов и узлов будет производиться на специализированных предприятиях по договорам.

В качестве средств пылеподавления проектом предусмотрено укрытие мест пересыпок путем применения брезентовых рукавов, полив промплощадки водой в теплый период года.

После отработки отвала шлаков проектом предусматривается техническая рекультивация нарушенных земель.

Общая площадь рекультивации нарушенных земель составляет 6,38 га, в том числе : дно карьерной выемки-5,44 га, выположенные откосы -0,94 га.

Работы по рекультивации выполняются в один этап технический, который включает проведение следующих видов работ:

  • выполаживание бортов карьерной выемки СЃ уклоном 1:6;
  • планировку рекультивируемой поверхности.

После завершения работ по рекультивации рельеф поверхности будет представлять собой выемку глубиной от 0,0 до 6,0 м, имеющую естественный выход на дневную поверхность в сторону склона правого берега р. Волги.

Отвал шлаков расположен в производственной зоне. Проектируемые работы являются природоохранным мероприятием, направленным на очистку от загрязняющих веществ водоохранной зоны р. Волги.

Переработка отходов производства в строительные материалы с попутным извлечением лома черных и цветных металлов приведет к ликвидации отрицательного воздействия отходов на окружающую среду.

Экспертная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ, рассмотрев представленные материалы рабочего проекта отработки отвала шлаков РѕС‚ металлургического производства РћРђРћ «Р—авод «РљСЂР°СЃРЅРѕРµ РЎРѕСЂРјРѕРІРѕ» РІ РЎРѕСЂРјРѕРІСЃРєРѕРј районе Рі.Рќ.РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґР°, отметила, что РѕРЅРё РїРѕ объему Рё содержанию соответствуют требованиям законодательных актов Р Р¤ Рё нормативных документов РІ области охраны окружающей среды Рё природных ресурсов.

В проекте предусмотрены необходимые природоохранные мероприятия, содержатся материалы по оценке воздействия на окружающую среду и обоснована экологическая возможность реализации намечаемой деятельности.

По результатам анализа представленных материалов и с учетом положительных заключений (согласований) надзорных и контролирующих организаций, экспертная комиссия сочла допустимым уровень воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности.