ноябрь
2003
Экологический ежемесячник
Государственная экологическая экспертиза


N п/п Наименование документа Количество рассмотренных объектов
всего согласовано отклонено
1 Схемы промузлов, генпланы городов - - -
2 ТЭО строительства, расширения (реконструкции, техперевооружения) объектов хозяйственной и иной деятельности - - -
3 Проекты (рабочие) строительства, расширения (реконструкции, техперевооружения) народнохозяйственных объектов 29 29 -
4 Проекты нормативов ПДВ/ПДС 32/9 26/5 6/4
5 Выбор площадок под новое строительство 17 17 -
6 Материалы экологического обоснования к лицензии на хозяйственную деятельность 3 3 -
7 Материалы экологического обоснования к лицензии на обращение с опасными отходами 11 10 1
8 Лицензии на природоохранную деятельность - - -
9 Лицензии на водопользование 6 6 -
10 Лицензии на пользование недрами 12 12 -
11 Лимиты на водопотребление 29 29 -
12 Лимиты на размещение отходов 8 6 2
13 Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу 39 39 -
14 Разрешения на размещение отходов 19 18 1
15 Заключения о трансграничной перевозке опасных отходов и СДЯВ 2 - 2
16 Согласование расчетов предприятий по отнесению отходов к классам опасности для окружающей природной среды в ФГУ «ЦЭКА» МПР России 15 15 -
  ИТОГО: 233 217 16

В ноябре 2003 г. наиболее значительными объектами, представленными на государственную экологическую экспертизу в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Нижегородской области, были:

  • проект системы газоочистки отходящих газов от вагранок литейного цеха ОАО «Транспневматика» в г. Первомайске Нижегородской области;
  • материалы обоснования лицензии по обращению с опасными отходами предпринимателя без образования юридического лица Е.А.Мельникову.

Проект системы газоочистки отходящих газов от вагранок литейного цеха ОАО «Транспневматика» в г. Первомайске Нижегородской области разработан ОАО «Нижегородский Сантехпроект» в 2003 г.

В литейном цехе ОАО «Транспневматика» установлены три вагранки открытого типа для выплавки чугуна производительностью 7 тонн каждая. При их работе в атмосферу выбрасываются такие загрязняющие вещества, как диоксид азота, оксид углерода, диоксид серы, пыль неорганическая с содержанием SiO2 > 70%, углерод черный (сажа), оксид железа, оксид кальция, оксид алюминия, оксид магния, гидроокись натрия, оксид цинка, пятиокись фосфора. Поскольку на предприятии одновременно работает только одна вагранка, то в представленных материалах запроектирована одна система газоочистки с двумя дымососами (один - резервный).

В настоящее время газы от вагранок выбрасываются в атмосферу естественным путем на отметке 30 м.

В представленном проекте предусмотрен организованный отвод отходящих от вагранок газов с последующей их очисткой в рукавных фильтрах ЗАО «Спейс-моторс» (г. Санкт - Петербург). Отходящие от вагранок газы после искрогасителя поступают в общее укрытие (помещение над вагранками), затем с помощью дымососа направляются в два рукавных фильтра. После этого очищенные от пыли газы выбрасываются в атмосферу через дымовую трубу высотой 31,8 м. Концентрация пыли в газах после очистки в рукавных фильтрах по данным завода-изготовителя будет составлять 5 мг/м3, что не превышает установленные нормативы.

Анализ результатов расчетов рассеивания показал, что в настоящее время в жилой застройке наблюдаются значительные превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) по гидроксиду натрия, марганцу, саже, пыли неорганической с содержанием SiO2 > 70%, оксиду углерода и твердым веществам.

На перспективу, исходя из проектных данных, при очистке отходящих газов в рукавных фильтрах превышений ПДК ни по одному из ингредиентов не будет. Снижение приземных концентраций по оксиду углерода произошло из-за изменения условий рассеивания (значительно возросла скорость выхода газов из трубы).

Предлагаемая схема очистки отходящих газов - сухая, поэтому водопотребление отсутствует.

Члены экспертной комиссии, рассмотрев материалы проекта системы газоочистки отходящих газов от вагранок литейного цеха ОАО «Транспневматика» в г. Первомайске Нижегородской области, отметили, что степень проработанности материалов, касающихся вопросов применения и соблюдения правовых норм природоохранного законодательства РФ является достаточной и предлагаемая система газоочистки отходящих газов от вагранок обоснованной. Внедрение данных проектных решений позволит сократить выброс пыли в атмосферу на 124,4 т/год и значительно снизить содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе жилой застройки и на границе санитарно-защитной зоны. Данный проект получил положительное заключение государственной экологической экспертизы.


Материалы обоснования лицензии по обращению с опасными отходами предпринимателя без образования юридического лица Е.А.Мельникова, представленные на государственную экологическую экспертизу в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Нижегородской области, получили отрицательное заключение.

Предприниматель без образования юридического лица Е.А.Мельников занимается сбором и доставкой для переработки отработанных нефтепродуктов с июля 1995 года. Он имеет лицензии на осуществление утилизации, складирования, перемещения, размещения, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов (кроме радиоактивных) и на работы (услуги) природоохранного назначения в части проведения на территориях (акваториях) хозяйственных и природных объектов рекультивационных и иных восстановительных работ (за исключением последствий чрезвычайных ситуаций), выданные в 2000 г. Государственным комитетом по охране окружающей среды Нижегородской области.

Е.А.Мельников осуществляет сбор и доставку в Сормовский цех ОАО «Лукойл-Нижегороднефтепродукт» масел моторных отработанных (ММО), масел индустриальных отработанных (МИО) и смеси нефтепродуктов отработанных (СНО), а также на очистные сооружения специализированных предприятий (ЗАО «Авиатехмас») водо-топливных смесей.

По отчетным данным 2002 г., предприниматель собрал и доставил на переработку 456,5 т отработанных нефтепродуктов групп МИО, ММО и СНО и доставил на очистные сооружения 308 м3 нефтесодержащих стоков. Сбор отработанных нефтепродуктов осуществлялся на предприятиях и в организациях г. Н.Новгорода и области.

Предприниматель также осуществляет деятельность по сбору и транспортировке опасных отходов, принадлежащих иным юридическим лицам.

Собственных производственных мощностей и транспортных средств Е.А.Мельников не имеет, для транспортировки используется привлекаемый по договору аренды автотранспорт. При обращении с опасными отходами по договору с МУП «Дорожник» привлекается спецавтомашина КО-50ЗВ 1999 г. выпуска, ее износ составляет 25%. Сведения о наличии у контрагента, предоставляющего автомашину в пользование, разрешающих документов на транспортировку опасных грузов экспертной комиссии не представлены.

Кроме того, представленные на государственную экологическую экспертизу сведения, не содержат информации о воздействии намечаемой деятельности на окружающую среду.

Экспертная комиссия, рассмотрев представленные материалы обоснования лицензии по обращению с опасными отходами предпринимателя без образования юридического лица Е.А.Мельникова, пришла к выводу, что они по объему и содержанию не соответствуют требованиям Приказа МПР РФ от 09.07.03 г. № 575 «Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке материалов представляемых на Государственную экологическую экспертизу», Приказа МПР РФ от 15.06.01 г. № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», Приказа МПР РФ от 30.07.03 г. № 663 «О внесении дополнений в Федеральный классификационный каталог отходов».

Экспертной комиссией заказчику были даны следующие рекомендации:

  1. Составить материалы Экологического обоснования в формате и в объеме, определенных Приказом МПР РФ от 09.07.03 г. № 575 «Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке материалов, представляемых на Государственную экологическую экспертизу».
  2. Указать класс опасности находящихся в обращении отходов в соответствие с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом МПР РФ от 30.07.03 г. № 663 «О внесении дополнений в Федеральный классификационный каталог отходов», утвержденный Приказом МПР России от 02.12.02 г. № 786 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» и зарегистрированным в Минюсте РФ 14.08.03 г. № 4981, а также в соответствии с Приказом МПР РФ от 15.06.01 г. № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды».
  3. Представить необходимые согласования с государственной противопожарной службой, органами ГО и ЧС на заявляемый вид деятельности.
  4. Предлагается проинформировать общественность о подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду осуществления намечаемой деятельности. Информирование произвести через общегородские или районные печатные средства массовой информации.

По результатам рассмотрения представленных материалов обоснования на получение лицензии по обращению с опасными отходами предпринимателя без образования юридического лица Е.А.Мельникова экспертная комиссия отметила, что они по объему и содержанию имеют существенные недостатки, что не позволяет оценить воздействие заявленного вида деятельности на окружающую среду. Представленные материалы не подтверждают возможность заявителя проводить работы с соблюдением установленных требований природоохранного законодательства, санитарно-эпидемиологических, гигиенических и противопожарных норм и правил.

По результатам анализа представленных материалов экспертная комиссия посчитала невозможным выдачу заявителю лицензии по обращению с опасными отходами, посчитав, что материалы Экологического обоснования могут быть переработаны с учетом рекомендаций и повторно представлены для прохождения государственной экологической экспертизы.