РЅРѕСЏР±СЂСЊ
2003
Экологический ежемесячник
Государственная экологическая экспертиза


N п/п Наименование документа Количество рассмотренных объектов
всего согласовано отклонено
1 Схемы промузлов, генпланы городов - - -
2 ТЭО строительства, расширения (реконструкции, техперевооружения) объектов хозяйственной и иной деятельности - - -
3 Проекты (рабочие) строительства, расширения (реконструкции, техперевооружения) народнохозяйственных объектов 29 29 -
4 Проекты нормативов ПДВ/ПДС 32/9 26/5 6/4
5 Выбор площадок под новое строительство 17 17 -
6 Материалы экологического обоснования к лицензии на хозяйственную деятельность 3 3 -
7 Материалы экологического обоснования к лицензии на обращение с опасными отходами 11 10 1
8 Лицензии на природоохранную деятельность - - -
9 Лицензии на водопользование 6 6 -
10 Лицензии на пользование недрами 12 12 -
11 Лимиты на водопотребление 29 29 -
12 Лимиты на размещение отходов 8 6 2
13 Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу 39 39 -
14 Разрешения на размещение отходов 19 18 1
15 Заключения о трансграничной перевозке опасных отходов и СДЯВ 2 - 2
16 Согласование расчетов предприятий РїРѕ отнесению отходов Рє классам опасности для окружающей РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ среды РІ ФГУ «Р¦Р­РљРђ» РњРџР  Р РѕСЃСЃРёРё 15 15 -
  ИТОГО: 233 217 16

В ноябре 2003 г. наиболее значительными объектами, представленными на государственную экологическую экспертизу в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Нижегородской области, были:

  • проект системы газоочистки отходящих газов РѕС‚ вагранок литейного цеха РћРђРћ «РўСЂР°РЅСЃРїРЅРµРІРјР°С‚РёРєР°» РІ Рі. РџРµСЂРІРѕРјР°Р№СЃРєРµ Нижегородской области;
  • материалы обоснования лицензии РїРѕ обращению СЃ опасными отходами предпринимателя без образования юридического лица Р•.Рђ.Мельникову.

Проект системы газоочистки отходящих газов РѕС‚ вагранок литейного цеха РћРђРћ «РўСЂР°РЅСЃРїРЅРµРІРјР°С‚РёРєР°» РІ Рі. Первомайске Нижегородской области разработан РћРђРћ «РќРёР¶РµРіРѕСЂРѕРґСЃРєРёР№ Сантехпроект» РІ 2003 Рі.

Р’ литейном цехе РћРђРћ «РўСЂР°РЅСЃРїРЅРµРІРјР°С‚РёРєР°» установлены три вагранки открытого типа для выплавки чугуна производительностью 7 тонн каждая. РџСЂРё РёС… работе РІ атмосферу выбрасываются такие загрязняющие вещества, как РґРёРѕРєСЃРёРґ азота, РѕРєСЃРёРґ углерода, РґРёРѕРєСЃРёРґ серы, пыль неорганическая СЃ содержанием SiO2 > 70%, углерод черный (сажа), РѕРєСЃРёРґ железа, РѕРєСЃРёРґ кальция, РѕРєСЃРёРґ алюминия, РѕРєСЃРёРґ магния, РіРёРґСЂРѕРѕРєРёСЃСЊ натрия, РѕРєСЃРёРґ цинка, пятиокись фосфора. Поскольку РЅР° предприятии одновременно работает только РѕРґРЅР° вагранка, то РІ представленных материалах запроектирована РѕРґРЅР° система газоочистки СЃ РґРІСѓРјСЏ дымососами (РѕРґРёРЅ - резервный).

В настоящее время газы от вагранок выбрасываются в атмосферу естественным путем на отметке 30 м.

Р’ представленном проекте предусмотрен организованный отвод отходящих РѕС‚ вагранок газов СЃ последующей РёС… очисткой РІ рукавных фильтрах Р—РђРћ «РЎРїРµР№СЃ-моторс» (Рі. Санкт - Петербург). Отходящие РѕС‚ вагранок газы после искрогасителя поступают РІ общее укрытие (помещение над вагранками), затем СЃ помощью дымососа направляются РІ РґРІР° рукавных фильтра. После этого очищенные РѕС‚ пыли газы выбрасываются РІ атмосферу через дымовую трубу высотой 31,8 Рј. Концентрация пыли РІ газах после очистки РІ рукавных фильтрах РїРѕ данным завода-изготовителя будет составлять 5 РјРі/Рј3, что РЅРµ превышает установленные нормативы.

Анализ результатов расчетов рассеивания показал, что в настоящее время в жилой застройке наблюдаются значительные превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) по гидроксиду натрия, марганцу, саже, пыли неорганической с содержанием SiO2 > 70%, оксиду углерода и твердым веществам.

На перспективу, исходя из проектных данных, при очистке отходящих газов в рукавных фильтрах превышений ПДК ни по одному из ингредиентов не будет. Снижение приземных концентраций по оксиду углерода произошло из-за изменения условий рассеивания (значительно возросла скорость выхода газов из трубы).

Предлагаемая схема очистки отходящих газов - сухая, поэтому водопотребление отсутствует.

Члены экспертной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, рассмотрев материалы проекта системы газоочистки отходящих газов РѕС‚ вагранок литейного цеха РћРђРћ «РўСЂР°РЅСЃРїРЅРµРІРјР°С‚РёРєР°» РІ Рі. Первомайске Нижегородской области, отметили, что степень проработанности материалов, касающихся РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ применения Рё соблюдения правовых РЅРѕСЂРј природоохранного законодательства Р Р¤ является достаточной Рё предлагаемая система газоочистки отходящих газов РѕС‚ вагранок обоснованной. Внедрение данных проектных решений позволит сократить выброс пыли РІ атмосферу РЅР° 124,4 С‚/РіРѕРґ Рё значительно снизить содержание загрязняющих веществ РІ атмосферном РІРѕР·РґСѓС…Рµ жилой застройки Рё РЅР° границе санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹. Данный проект получил положительное заключение государственной экологической экспертизы.


Материалы обоснования лицензии по обращению с опасными отходами предпринимателя без образования юридического лица Е.А.Мельникова, представленные на государственную экологическую экспертизу в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Нижегородской области, получили отрицательное заключение.

Предприниматель без образования юридического лица Е.А.Мельников занимается сбором и доставкой для переработки отработанных нефтепродуктов с июля 1995 года. Он имеет лицензии на осуществление утилизации, складирования, перемещения, размещения, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов (кроме радиоактивных) и на работы (услуги) природоохранного назначения в части проведения на территориях (акваториях) хозяйственных и природных объектов рекультивационных и иных восстановительных работ (за исключением последствий чрезвычайных ситуаций), выданные в 2000 г. Государственным комитетом по охране окружающей среды Нижегородской области.

Р•.Рђ.Мельников осуществляет СЃР±РѕСЂ Рё доставку РІ РЎРѕСЂРјРѕРІСЃРєРёР№ цех РћРђРћ «Р›СѓРєРѕР№Р»-Нижегороднефтепродукт» масел моторных отработанных (РњРњРћ), масел индустриальных отработанных (МИО) Рё смеси нефтепродуктов отработанных (РЎРќРћ), Р° также РЅР° очистные сооружения специализированных предприятий (Р—РђРћ «РђРІРёР°С‚ехмас») РІРѕРґРѕ-топливных смесей.

По отчетным данным 2002 г., предприниматель собрал и доставил на переработку 456,5 т отработанных нефтепродуктов групп МИО, ММО и СНО и доставил на очистные сооружения 308 м3 нефтесодержащих стоков. Сбор отработанных нефтепродуктов осуществлялся на предприятиях и в организациях г. Н.Новгорода и области.

Предприниматель также осуществляет деятельность по сбору и транспортировке опасных отходов, принадлежащих иным юридическим лицам.

Собственных производственных мощностей Рё транспортных средств Р•.Рђ.Мельников РЅРµ имеет, для транспортировки используется привлекаемый РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ аренды автотранспорт. РџСЂРё обращении СЃ опасными отходами РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ СЃ РњРЈРџ «Р”РѕСЂРѕР¶РЅРёРє» привлекается спецавтомашина РљРћ-50Р—Р’ 1999 Рі. выпуска, ее РёР·РЅРѕСЃ составляет 25%. Сведения Рѕ наличии Сѓ контрагента, предоставляющего автомашину РІ пользование, разрешающих документов РЅР° транспортировку опасных РіСЂСѓР·РѕРІ экспертной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РЅРµ представлены.

Кроме того, представленные на государственную экологическую экспертизу сведения, не содержат информации о воздействии намечаемой деятельности на окружающую среду.

Экспертная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ, рассмотрев представленные материалы обоснования лицензии РїРѕ обращению СЃ опасными отходами предпринимателя без образования юридического лица Р•.Рђ.Мельникова, пришла Рє выводу, что РѕРЅРё РїРѕ объему Рё содержанию РЅРµ соответствуют требованиям Приказа РњРџР  Р Р¤ РѕС‚ 09.07.03 Рі. № 575 «РћР± утверждении Методических рекомендаций РїРѕ подготовке материалов представляемых РЅР° Государственную экологическую экспертизу», Приказа РњРџР  Р Р¤ РѕС‚ 15.06.01 Рі. № 511 «РћР± утверждении Критериев отнесения опасных отходов Рє классу опасности для окружающей РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ среды», Приказа РњРџР  Р Р¤ РѕС‚ 30.07.03 Рі. № 663 «Рћ внесении дополнений РІ Федеральный классификационный каталог отходов».

Экспертной комиссией заказчику были даны следующие рекомендации:

  1. Составить материалы Экологического обоснования РІ формате Рё РІ объеме, определенных Приказом РњРџР  Р Р¤ РѕС‚ 09.07.03 Рі. № 575 «РћР± утверждении Методических рекомендаций РїРѕ подготовке материалов, представляемых РЅР° Государственную экологическую экспертизу».
  2. Указать класс опасности находящихся РІ обращении отходов РІ соответствие СЃ Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом РњРџР  Р Р¤ РѕС‚ 30.07.03 Рі. № 663 «Рћ внесении дополнений РІ Федеральный классификационный каталог отходов», утвержденный Приказом РњРџР  Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 02.12.02 Рі. № 786 «РћР± утверждении Федерального классификационного каталога отходов» Рё зарегистрированным РІ Минюсте Р Р¤ 14.08.03 Рі. № 4981, Р° также РІ соответствии СЃ Приказом РњРџР  Р Р¤ РѕС‚ 15.06.01 Рі. № 511 «РћР± утверждении Критериев отнесения опасных отходов Рє классу опасности для окружающей РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ среды».
  3. Представить необходимые согласования с государственной противопожарной службой, органами ГО и ЧС на заявляемый вид деятельности.
  4. Предлагается проинформировать общественность о подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду осуществления намечаемой деятельности. Информирование произвести через общегородские или районные печатные средства массовой информации.

По результатам рассмотрения представленных материалов обоснования на получение лицензии по обращению с опасными отходами предпринимателя без образования юридического лица Е.А.Мельникова экспертная комиссия отметила, что они по объему и содержанию имеют существенные недостатки, что не позволяет оценить воздействие заявленного вида деятельности на окружающую среду. Представленные материалы не подтверждают возможность заявителя проводить работы с соблюдением установленных требований природоохранного законодательства, санитарно-эпидемиологических, гигиенических и противопожарных норм и правил.

По результатам анализа представленных материалов экспертная комиссия посчитала невозможным выдачу заявителю лицензии по обращению с опасными отходами, посчитав, что материалы Экологического обоснования могут быть переработаны с учетом рекомендаций и повторно представлены для прохождения государственной экологической экспертизы.