май
2004
Экологический ежемесячник
Решения Комитета по экологии Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Большая Волга»
РЕШЕНИЕ № 1 (1)

г. Н.Новгород                                                                                                    19 мая 2004 года

Об осуществлении государственного экологического контроля
в период после ликвидации Госкомэкологии России

Комитет по экологии Ассоциации «Большая Волга» отмечает, что за период с 2000 года по настоящее время система федеральных природоохранных органов, осуществляющих государственный экологический контроль, значительно ослаблена, а уровень государственного экологического контроля федеральных органов исполнительной власти серьёзно понизился. Это связано, в первую очередь, с ликвидацией Госкомэкологии России.

Реорганизация органов исполнительной власти, проведенная в 2004 году, представляется половинчатой, так как созданная Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования находится в ведении МПР России, в связи с чем не может осуществлять реальный независимый надзор в указанной сфере.

Государственный экологический контроль на уровне субъектов Российской Федерации - членов Ассоциации «Большая Волга» реализуется в разных регионах на разном уровне. Эффективно он осуществляется в Нижегородской области, республиках Чувашия и Марий Эл, отсутствует в Астраханской области и ряде других регионов. Нормативная правовая база, обеспечивающая государственный экологический контроль, в различных субъектах, входящих в Ассоциацию, значительно отличается, а в некоторых регионах полностью отсутствует.

Комитет РЕШИЛ:

  1. Рекомендовать руководителям субъектов Российской Федерации, входящих в Ассоциацию, интенсифицировать работу по формированию органов исполнительной власти, осуществляющих государственный экологический контроль на территориях соответствующих регионов, и по формированию необходимой нормативной правовой базы.
  2. Просить Президента Ассоциации «Большая Волга», Губернатора Пензенской области В.К.Бочкарева обратиться:
    • к Президенту Российской Федерации В.В.Путину с просьбой вывести Федеральную службу по надзору в сфере экологии и природопользования из ведения МПР России и подчинить ее непосредственно Президенту Российской Федерации;
    • к Президенту и к Правительству России, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, к органам представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, к депутатам, к другим субъектам права законодательной инициативы с предложением о внесении дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором в настоящее время не упоминается возможность осуществления государственного экологического контроля органами государственной власти субъектов Российской Федерации (дополнить подпункт 10 части 1 статьи 15 и подпункт 12 части 1 статьи 16 словами «и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»);
    • к руководителям других Ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать настоящее решение.


Председатель Комитета                                                                                   Н.Г.Соколов


РЕШЕНИЕ № 2 (2)

г. Н.Новгород                                                                                                    19 мая 2004 года

О формировании органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
в области природопользования и охраны окружающей среды

Рассмотрев информацию о формировании органов исполнительной власти Республики Чувашия, Нижегородской и Кировской областей в области природопользования и охраны окружающей среды и учитывая, что информация по этому вопросу представлена только тремя регионами.

Комитет РЕШИЛ:

  1. Информацию о формировании органов исполнительной власти Республики Чувашия, Нижегородской и Кировской областей в области природопользования и охраны окружающей среды принять к сведению (прилагается).
  2. Предложить членам Комитета - представителям субъектов Федерации, не представившим информацию о формировании органов исполнительной власти соответствующих регионов в области природопользования и охраны окружающей среды, предоставить информацию по данному вопросу.
  3. Рассмотреть вопрос о формировании органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды в полном объеме на одном из следующих заседаний Комитета.


Председатель Комитета                                                                                   Н.Г.Соколов


РЕШЕНИЕ № 3 (3)

г. Н.Новгород                                                                                                    19 мая 2004 года

О нормативно-правовом обеспечении отнесения водных объектов к федеральной собственности и собственности субъектов Федерации

Комитет по экологии Ассоциации «Большая Волга» отмечает, что до настоящего времени разграничение водных объектов на водные объекты, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации и на водные объекты, принадлежащие на праве собственности субъектам Российской Федерации, предусмотренное статьями 36 и 37 Водного Кодекса РФ, а также выделение обособленных водных объектов, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям, предусмотренное статьёй 39 Водного Кодекса РФ, не произведено. Это приводит на практике к отстранению субъектов РФ от организации учета и контроля за состоянием водного фонда.

Из-за отсутствия четкого разграничения полномочий, нерешённости вопросов собственности на водные объекты между органами государственной власти Российской Федерации и её субъектов отсутствует единая информационная база по водопользованию и состоянию водных объектов и их водосборных территорий, несовершенна структура управления водными ресурсами и водохозяйственной деятельностью. В условиях интенсивной антропогенной нагрузки на водные объекты и природно-территориальные комплексы Волжского бассейна наносится колоссальный ущерб коммунальному хозяйству, разрушаются жилые и промышленные здания, объекты инфраструктуры, инженерные коммуникации, загрязняется природная среда.

Комитет РЕШИЛ:

  1. Информацию заместителя министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Хайрутдинова Фарита Юсуповича принять к сведению.
  2. Считать далее недопустимой правовую неопределенность в вопросе разграничения водных объектов на водные объекты, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации и на водные объекты, принадлежащие на праве собственности субъектам Российской Федерации.
  3. Просить Президента Ассоциации «Большая Волга», Губернатора Пензенской области В.К.Бочкарева обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой:
    • восстановить региональные целевые фонды, аккумулирующие средства за пользование природными ресурсами и за негативное воздействие на окружающую среду и наделить их функциями контроля за их расходованием;
    • переработать положения новой редакции Водного Кодекса РФ, касающиеся вопросов распределения полномочий с передачей части функций контроля и управления водным фондом субъектам Российской Федерации.


Председатель Комитета                                                                                   Н.Г.Соколов


РЕШЕНИЕ № 4 (4)

г. Н.Новгород                                                                                                    19 мая 2004 года

О заключении межсубъектных бассейновых соглашений по распределению платы за пользование водными объектами для целей гидроэнергетики

Волга - крупнейшая река Европы, гордость России. Ее длина 3531 км, площадь водосбора 1358000 км2 (8% территории страны). В Волжском бассейне расположены 39 субъектов Российской Федерации, население которых составляет около 60 млн. человек (40% населения России).

Из-за интенсивной индустриализации и урбанизации природа бассейна испытывает огромную антропогенную и техногенную нагрузку. Здесь сконцентрированы предприятия тяжелой промышленности, прежде всего, химической, черной и цветной металлургии, пищевой и легкой промышленности, энергетики и атомной промышленности. Под сельхозугодьями - 46% площади бассейна.

Загрязнение окружающей среды здесь в 3-5 раз выше, чем в среднем по стране. Чистой воды - не более 3% от общих запасов поверхностных вод. Остро стоит проблемы обеспечения населения качественной питьевой водой и качества продуктов питания. Из 100 городов страны с самой загрязненной атмосферой 65 расположены в бассейне Волги (помимо областных и республиканских центров, это Березники, Волжский, Губаха, Дзержинск, Салават, Соликамск, Тольятти, Чапаевск и др.).

Несмотря на обширную речную сеть, в бассейне сосредоточено всего 6% речного стока страны. Основные водопользователи в бассейне - гидроэнергетика, водный транспорт, коммунальное и промышленное водоснабжение, рыбное хозяйство, орошаемое земледелие.

Гидроэлектростанции Волжско-Камского каскада входят в Единую энергетическую систему (ЕЭС) страны, где играют важнейшую роль и как источники энергии, и как режимные станции, обеспечивающие суточное регулирование с учетом изменения энергопотребления. В энергосистемах Центра и Поволжья их вклад составляет около 20% (в 1999 г. ими произведено около 42 млрд. кВт/ч электроэнергии).

Практически весь сток Волги зарегулирован каскадом водохранилищ. В бассейне 21 крупное водохранилище, из которых Куйбышевское контролирует 95% стока реки и обеспечивает своими водными ресурсами Среднюю и Нижнюю Волгу.

Строительство ГЭС и создание водохранилищ при них определило многие негативные факторы их влияния на окружающую среду. Это - затопление лесов и сельхозугодий, убыль земель из-за интенсивного разрушения берегов, активизация оползневых процессов, подтопление территорий даже на значительном удалении от водохранилищ, сокращение запасов ценных видов рыб (осетровых и др.) вследствие «цветения» воды, заиление ложа водохранилищ продуктами эрозии и вторичное загрязнение воды донными отложениями из-за значительного сокращения водообмена и другие.

Например, по Куйбышевскому водохранилищу только в Ульяновской области интенсивному волновому разрушению подвергается около 600 км берегов, за год смывается около 100 га земельных угодий, включая 70 га лесов, подтоплено около 14000 га земель, в опасный зоне находятся более 10 населенных пунктов.

При проектировании и строительстве гидроузла было предусмотрено строительство защитных и берегоукрепительных сооружений для защиты городов и предприятий от затопления водами водохранилища, многие из которых не завершены, либо требуют реконструкции. Имеющиеся сооружения требуют реконструкции либо капитального ремонта, физический износ составляет до 100%. Всего же на строительство и реконструкцию защитных и берегоукрепительных сооружений водохранилища только в пределах Ульяновской области требуется порядка 5 млрд. рублей.

Сложилась парадоксальная ситуация: согласно Водному кодексу РФ Куйбышевское водохранилище отнесено к объектам федеральной собственности, использует же его и получает прибыль коммерческая организация - РАО «ЕЭС России», а затраты и убытки ложатся на население прилегающих республик и областей. Такие же проблемы стоят и перед субъектами РФ, на территории которых расположены другие водохранилища ГЭС.

Одним из источников финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации негативного воздействия водохранилищ должна быть плата за пользование водными объектами для целей гидроэнергетики, распределение которой должно определяться межсубъектными бассейновыми соглашениями.

Комитет РЕШИЛ:

  1. Информацию члена Комитета по экологии Ассоциации «Большая Волга», начальника отдела по экологии и природопользованию Администрации Ульяновской области Федорова Дмитрия Васильевича принять к сведению.
  2. Просить Президента Ассоциации «Большая Волга», Губернатора Пензенской области В.К.Бочкарева обратиться в Министерство природных ресурсов Российской Федерации с просьбой разработать и внести в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 06.05.1998 №71-ФЗ», устанавливающий четкий порядок распределения долей платы за пользование водными объектами, расположенными на территории двух и более субъектов Российской Федерации, между бюджетами этих субъектов.


Председатель Комитета                                                                                   Н.Г.Соколов


РЕШЕНИЕ № 5 (5)

г. Н.Новгород                                                                                                    19 мая 2004 года

О времени и месте проведения следующего заседания Комитета по экологии Ассоциации «Большая Волга»

Решением Комитета по экологии Ассоциации «Большая Волга» от 28.10.03 № 6(8) одобрен план работы Комитета на 2004 год, пунктом 4 которого предусмотрено проведение заседания Комитета по экологии АБВ во втором полугодии 2004 года в Республике Чувашия или Республике Марий Эл.

С другой стороны, от члена Комитета, министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Петрова Бориса Германовича поступило предложение о проведении следующего заседания Комитета по экологии Ассоциации «Большая Волга» во втором полугодии 2004 г. в г. Казани.

Комитет РЕШИЛ:

  1. Информацию членов Комитета по экологии Ассоциации «Большая Волга» - заместителя руководителя Департамента природных ресурсов и экологической безопасности Министерства экономики и промышленности Республики Марий-Эл Кусакина Александра Васильевича и заместителя министра природопользования и земельных ресурсов Чувашской Республики Агишева Фатиха Харисовича о готовности к организации и проведению заседания Комитета в Республике Марий-Эл и Чувашской Республике принять к сведению.
  2. Считать целесообразным провести следующее заседание Комитета в августе - сентябре 2004 г. в два дня, с переездом из Республики Марий-Эл в Чувашскую Республику.
  3. При необходимости провести третье заседание Комитета в 2004 году в г. Казани.


Председатель Комитета                                                                                   Н.Г.Соколов


РЕШЕНИЕ № 6 (6)

г. Н.Новгород                                                                                                    19 мая 2004 года

Об очистке акватории реки Волги от затонувших и брошенных плавсредств

В бассейне р. Волги, по предварительным оценкам, насчитывается более 1500 брошенных и затонувших судов, являющихся источниками загрязнения водных объектов. Многие суда являются бесхозными. На заседании Комитета по экологии Ассоциации «Большая Волга» 31 января 2002 года принято решение «О межрегиональной Программе «Комплекс инженерно-экологических мероприятий по очистке акватории р. Волги от затонувших и брошенных плавсредств». Во исполнение данного решения Комитетом и исполкомом Ассоциации «Большая Волга» приняты следующие меры:

  • подготовлено Соглашение о взаимодействии высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - членов Ассоциации «Большая Волга» в вопросах обеспечения разработки проекта Межрегиональной программы, в котором решены вопросы финансовой поддержки разработки проекта программы;
  • начат процесс подписания Соглашения (в настоящее время оно подписано руководителями высших органов исполнительной власти пяти субъектов Российской Федерации, входящих в Ассоциацию «Большая Волга»);
  • проведен конкурс по определению разработчика Программы. Конкурс выиграла общероссийская общественная организация «Ассоциация водолазных служб России»;
  • ООО «Ассоциация водолазных служб России» подготовлен проект «Программы первоочередных мероприятий на 2005 - 2010 гг. по очистке акваторий реки Волга»;
  • Дирекцией «Возрождение Волги» направлены в территориальные органы МПР России (ГУПР, БВУ) 39 регионов бассейна Волги письма с просьбой направить Дирекции перечень затонувших и бесхозных плавсредств, конструкций и механизмов, других опасных объектов; бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета на 2005 год; объемы финансирования первоочередных мероприятий на 2005-2010 гг.; перечень первоочередных мероприятий.


Комитет РЕШИЛ:

  1. Одобрить работу, проводимую исполкомом и Комитетом по экологии Ассоциации «Большая Волга», Дирекцией «Возрождение Волги» и ООО «Ассоциация водолазных служб России» по разработке проекта Программы.
  2. Просить руководителей ГУПР, БВУ субъектов Волжского бассейна ускорить предоставление Дирекции «Возрождение Волги» материалов о затонувших и брошенных плавсредствах и дать предложения по проекту Программы.
  3. Предложить исполкому АБВ, Дирекции «Возрождение Волги», ООО «Ассоциация водолазных служб России» ускорить доработку Программы и представить ее в МПР России для последующего утверждения и финансирования мероприятий Программы с использованием средств федерального бюджета. Предложить членам Комитета по экологии Ассоциации «Большая Волга» принять участие в доработке Программы.


Председатель Комитета                                                                                   Н.Г.Соколов


РЕШЕНИЕ № 7 (7)

г. Н.Новгород                                                                                                    19 мая 2004 года

О бассейновых Советах

Статьёй 120 Водного Кодекса Российской Федерации регулируются вопросы заключения бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов и установлено, что в рамках бассейнового соглашения может создаваться координационный орган (бассейновый совет), положение о котором утверждается Правительством Российской Федерации. Комитет по экологии Ассоциации «Большая Волга» решением от 16 мая 2001 года поддержал предложения представителей территорий о создании Волжского Бассейнового Совета. Рабочей группой Московско-Окского БВУ с участием Союза водопользователей России и ФГВУ «Центррегионводхоз» разработан проект Положения о Бассейновом Совете.

Однако реорганизация структуры федеральных органов исполнительной власти усложняет механизм реализации вышеуказанных норм Водного Кодекса. До настоящего времени Волжский Бассейновый Совет не создан, Положение о нём не утверждено.

Комитет РЕШИЛ:

  1. Информацию вице-президента Союза водопользователей России, директора Центра стратегического планирования и прогнозирования в водном хозяйстве Д.А.Пименова принять к сведению.
  2. Рекомендовать членам Комитета по экологии рассмотреть представленный проект Положения о Бассейновом Совете.
  3. Просить Президента Ассоциации «Большая Волга», Губернатора Пензенской области В.К.Бочкарева обратиться:
    • в Правительство России и Министерство природных ресурсов России с просьбой внести в проект Водного Кодекса РФ положения, содержащие в себе основные понятия, порядок формирования, функции и задачи бассейновых советов;
    • в Министерство природных ресурсов России с просьбой создать рабочую группу по созданию и созыву Бассейнового Совета, в которую войдут представители органов государственной власти субъектов Федерации, Министерство природных ресурсов РФ, представители общественных организаций.


Председатель Комитета                                                                                   Н.Г.Соколов