май
2004
Экологический ежемесячник
Об осуществлении государственного экологического контроля в Нижегородской области

Климов Константин Николаевич - начальник управления по экологическому контролю
Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области,
заместитель руководителя Комитета



Управление по экологическому контролю Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года №7-ФЗ, Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г. №196-ФЗ, Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях от 24 апреля 2003 г. №475-III, постановления Правительства Нижегородской области «О перечне должностных лиц комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области, осуществляющих государственный экологический контроль» от 24.05.2002 г. №102, постановления Правительства Нижегородской области от 18.12.2001 г. №60 «Об утверждении Положения о комитете охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области», постановления Правительства Российской Федерации «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» от 29.10.2002 года №777 и других нормативно - правовых актов Российской Федерации и Нижегородской области.

За 2003 год в соответствии со своими функциональными задачами управлением по экологическому контролю Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области осуществлено 1295 проверок соблюдения природоохранного законодательства, в том числе комплексных - 709, по охране водных ресурсов - 134, по охране атмосферного воздуха - 258, по обращению с отходами - 140, по охране растительного и животного мира - 23, по охране земельных ресурсов - 31.

Так, например, управлением осуществлена проверка воздухоохранной деятельности асфальто - бетонных заводов области. Выявлено, что на территории Нижегородской области находится 137 АБЗ. В ходе проверок сделаны следующие выводы: в основном АБЗ на территории области - стандартные, проектировались 30 и более лет назад. На сегодняшний день с экологической точки зрения они устарели. Для стимулирования воздухоохранной деятельности АБЗ необходимо проводить работы по введению технических нормативов выбросов на основе современных достижений науки и техники, что позволит перевести данные предприятия на использование экологически более чистого топлива (с мазута на природный газ) и внедрить современное пылеочистное оборудование.

Особое внимание в течение года было уделено природоохранной деятельности предприятий агропромышленного комплекса. В ходе проверок ОАО «Линдовская птицефабрика - племенной завод» Борского района (в феврале), МУП «Маслосырзавод «Починковский» Починковского района (в марте), сельскохозяйственного производственного кооператива «Ждановский» Кстовского района (в сентябре), ОАО «Ильиногорское» Володарского района (в октябре), ОАО Птицефабрика «Ворсменская» Павловского района (в декабре), проведённых Нижегородским отделом по экологическому контролю и методическому обеспечению, выявлено, что:

  • в нарушение Федерального закона «Об охране окружающей среды» природопользователи сбрасывают недостаточно-очищенные сточные воды в водоемы рыбохозяйственного значения и на рельеф местности с содержанием загрязняющих веществ, превышающих нормы предельно-допустимых сбросов;
  • очистные сооружения биологической очистки работают не в проектных параметрах, техническое состояние некоторых узлов очистных сооружений неудовлетворительное;
  • в нарушение Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона и Закона Нижегородской области «Об отходах производства и потребления» у предприятий отсутствуют проекты лимитов размещения отходов и разрешение на размещение (захоронение, складирование), прием, передачу и использование отходов производства и потребления;
  • производится несанкционированное складирование отходов на необорудованных площадках, не ведётся учет сбора и передачи всех видов отходов на утилизацию.

По результатам проверок 2003 года выдано 4874 предписания об устранении экологических правонарушений, вынесено 889 постановлений о наложении штрафов (181 постановление на предприятия, 618 - на должностных лиц, 90 - на граждан) на общую сумму 2379900 рублей.

Со вступлением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. №196-ФЗ и Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях от 24 апреля 2003 г. № 475-III значительно возросли размеры административных штрафов за нарушение природоохранного законодательства. Наиболее крупные штрафы, наложенные в 2003 году:

  • Богородским районным отделом по экологическому контролю вынесено постановление о наложении штрафа в размере 50000 рублей на ООО «Промтрио», осуществлявшего производственную деятельность без проекта, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы;
  • Дзержинским городским отделом по экологическому контролю вынесено постановление о наложении штрафа в размере 40000 рублей на ООО «Грай», осуществлявшего свою деятельность без документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, территория которого захламлена строительными отходами.


В течение года сотрудниками комитета расследовано 35 аварийных ситуаций, носивших локальный характер. К виновным приняты необходимые меры. Так, например:

  • 23 июня на магистральном нефтепродуктопроводе «Горький - Арзамас» вследствие несанкционированной врезки с целью хищения топлива произошёл разлив дизельного топлива на площади 360 м2 около д. Юловка. Затем по той же причине 5 июля произошёл разлив нефти на 2094 км нефтепровода «Сургут - Полоцк» около д. Криуша на площади 30 м2. В результате оперативно принятых мер по предписаниям и под контролем Дальнеконстантиновского районного отдела по экологическому контролю удалось избежать значительного загрязнения окружающей среды. Последствия аварий ликвидированы, ущерб в сумме 21546 рублей возмещен. В 2004 году будет произведено контрольное обследование данных участков.
  • 15 июля произошёл сброс нефтепродуктов в количестве 0,8 тонн на территории ООО ДСК «Вираж» Краснобаковского района при демонтаже цистерны. Семёновским межрайонным отделом по экологическому контролю выданы предписания по устранению последствий этого разлива и вынесено постановление о наложении штрафа в размере 30000 рублей.


Выдано 88 предписаний о приостановке деятельности объектов, в основном в связи с отсутствием положительного заключения государственной экологической экспертизы по проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую природную среду. Так, например:

  • Борским районным отделом по экологическому контролю совместно с Нижегородским отделом по экологическому контролю и методическому обеспечению приостановлено строительство свинокомплекса на 12 тысяч голов в д. Каликино Борского района, начатое ООО «Агрофирма «Золотой колос» без положительного заключения государственной экологической экспертизы (в ноябре);
  • Богородским отделом по экологическому контролю приостановлена деятельность ЗАО «Дока»,ЗАО «ГК Ретал», ООО «Промтрио» в г. Богородске, осуществлявших свою деятельность без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • Выксунским межрайонным отделом по экологическому контролю в связи с отсутствием лицензии на обращение с опасными отходами (гальваношламами) приостановлена деятельность ОАО «Старт» в г. Кулебаки;
  • Дзержинским городским отделом по экологическому контролю приостановлена деятельность ООО «ТЕЯ», филиала ООО «Дзержинскпромхиминвест», ЧП Крикун О.Е., ООО «ЛК Тимбер - Рус», ПФК «Бакос», не имеющих положительного заключения государственной экологической экспертизы.


Управлением выявлен 121 факт образования несанкционированных свалок твёрдых бытовых отходов. Приняты меры по их ликвидации и рекультивации земель. Так, например:

  • По предписаниям Борского районного отдела по экологическому контролю ликвидировано 5 несанкционированных свалок ТБО объёмом 24 м3, стихийные свалки общим объемом 12 м3 в лесу у п.Рекшино, у станции Киселиха, у озера Бездонное Борского района.
  • По инициативе Володарского районного отдела по экологическому контролю в апреле-июне в районе была организована очистка территорий населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, полос вдоль дорог, территорий, прилегающих к свалкам, от твердых бытовых отходов и мусора различного происхождения. Работа проведена организованно в большинстве населенных пунктов района. Необходимое финансирование работ по уборке территорий (41000 руб.) осуществлялось из райэкофонда. Эта работа будет продолжена и в 2004 году.
  • По предписаниям Городецкого межрайонного отдела по экологическому контролю в Чкаловском районе ликвидированы несанкционированные свалки на площади 750 м2, в Ковернинском районе обустроены в соответствии с экологическими требованиями свалки бытовых отходов Понуровской, Шадринской, Хохломской и Белбажской сельских администраций.
  • По предписаниям Дальнеконстантиновского районного отдела по экологическому контролю произведено обустройство существующей санкционированной свалки твердых бытовых отходов в п. Нижегородец.
  • По предписаниям Уренского межрайонного отдела по экологическому контролю в Уренском и Шахунском районе ликвидировано несколько возникших стихийных несанкционированных свалок ТБО возле автомобильных дорог и в самих населенных пунктах.


За 2003 год в управление поступило 295 обращений граждан по фактам нарушений природоохранного законодательства. По всем жалобам приняты необходимые меры: даны ответы, вынесены предупреждения, приостановлены строительства, выданы предписания. Так, например, отделом экологиеской экспертизы и природоохранных согласований при рассмотрении жалобы жителей домов №№ 33, 37, 17 «А» по Московскому шоссе г. Н.Новгорода на уничтожение сквера и строительство на его месте гаражей составлен акт о нарушении природоохранного законодательства заказчиком (ЖСК - 40) с предписанием немедленной приостановки строительства с отступлением от проекта, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы. Материалы комитета помогли заявителями выиграть дело в суде. В результате в адрес Губернатора Нижегородской области было направлено благодарственное письмо за подписью 400 человек.

При правительстве Нижегородской области, по инициативе комитета, в 2003 г. была организована Межведомственная комиссия, утвержденная Распоряжением Губернатора Нижегородской области, задачей которой стало выявление и устранение неблагоприятных факторов окружающей среды, отрицательно влияющих на гигиенические условия проживания населения. Комиссия объединила и координировала действия различных служб: госсанэпиднадзора, коммунального хозяйства, УВД, Нижегородского НИИ гигиены и профпатологии, Комитета охраны природы и природных ресурсов г. Н.Новгорода, а также общественной экологической организации «Дронт» при рассмотрении обращений и заявлений граждан. Вся подготовительная работа по организации работы комиссии велась в отделе. Всего в процессе работы было подготовлено 40 документов. За период работы по утверждённому плану за 2003г. организовано 14 выездов по жалобам заявителей, обследовано 11 жилых помещений, проведено 3 заседания комиссии, 6 заседаний рабочей группы. Комиссия установила, что причиной неблагоприятных гигиенических условий проживания является загрязнённость воздуха жилых помещений химическими веществами, которые появляются в результате бытового использования, применения и хранения различных продуктов производства, содержащих соединения химических веществ. Заявители проинформированы о выводах комиссии, и им выданы рекомендации по улучшению состояния воздуха в своих квартирах.

В течение года управление приняло участие в согласовании 639 материалов по размещению нового строительства; в выявлении мест потенциального загрязнения паводковыми водами, нефтепродуктами, разгрузки сыпучих строительных материалов на берегах рек; поддерживалась и обновлялась база данных по затонувшим судам. Работниками управления в течение всего года осуществлялись работы по отводу земельных участков под строительство объектов и приемке их в эксплуатацию.

Большое внимание уделялось проверке и согласованию плановых и фактических платежей за негативное воздействие на окружающую среду, природопользователям оказывалась методическая помощь по данному вопросу. Так, например:

  • Богородским районным отделом по экологическому контролю проведена огромная работа по проверке расчетов платежей за природопользование. Налажено взаимопонимание с налоговой инспекцией г. Богородска. Произведен перерасчёт платежей и введено начисление платы за размещение отходов, которая ранее не начислялась. Вследствие упорядочения процедуры начисления платы за природопользование и взыскания накопленной задолженности поступление денежных средств в экофонд в 2003 г. составило 3050000 рублей, что превысило на 250% запланированное.


Сотрудники управления осуществили организацию представления природопользователями области статотчётности по формам 2-ТП /водхоз/, 2-ТП /воздух/, 2-ТП /отходы/ и её согласование.

Работа управления осуществляется во взаимодействии с органами местного самоуправления, органами законодательной власти городов и районов области. Так, например:

  • Со вступлением в действие Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях от 24 апреля 2003 г. № 475-III наделены полномочиями на осуществление отдельных контрольных функций и составление протоколов об административных правонарушениях лица, не являющиеся должностными лицами органов и учреждений органов исполнительной власти области (МУ Горкомэкологии г. Н.Новгорода, ФГУ заповедник «Керженский», МУ «Лесопарковое хозяйство г. Н.Новгорода).
  • Выксунским межрайонным отделом по экологическому контролю совместно с отделом охраны природы и управления природопользованием администрации Выксунского района подготовлены: отчет о выполнении программы «Экологической безопасности населения Выксунского района на 2001-2003 годы», новая программа «Экологической безопасности населения Выксунского района на 2004-2006 годы». Проведён конкурс на проведение проектных работ по строительству очистных сооружений на ГОСООДЦ «Лазурный». Данное природоохранное мероприятие запланировано по предписанию Выксунского МРО. Финансирование работ по разработке проекта предусмотрено из средств районного целевого бюджетного экологического фонда. Совместно с администрацией района в 2003 году проведена работа по восстановлению водосброса Досчатинского водохранилища. Разработана проектная документация и проведены строительно-монтажные работы. За 2003 год освоено 8,5 млн. рублей.


Осуществлялось взаимодействие с Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой. Так, например:

  • Материалы расследования, проведённого Кстовским районным отделом по экологическому контролю, по фактам вырубки деревьев (ущерб окружающей среде составил 492000 рублей), а также строительства объектов на особо охраняемой природной территории в д. Зименки переданы в природоохранную прокуратуру.


Работа по осуществлению государственного экологического контроля проводилась в тесном взаимодействии с Нижегородским областным Советом Всероссийского общества охраны природы (например, Семёновский межрайонный отдел по экологическому контролю провёл с ВООП акцию по очистки реки Санохта, берегов реки Керженец, выставки и смотры) и другими общественными экологическими организациями, самой активной из которых является «Дронт» (по результатам рассмотрения жалобы жителей отделом экологической экспертизы и природоохранных согласований совместно с экологическим центром «Дронт» разработаны предложения об организации рекреационной и охранной зоны вокруг Мещерского озера, памятника природы областного значения, где ранее по предписаниям отдела ликвидирована несанкционированная свалка на площади более чем 60 га, предложения направлены Правительству Нижегородской области).

Основными проблемами, требующими приоритетного решения на территории Нижегородской области являются:

  1. Аварийное состояние большей части очистных сооружений канализации сельских администраций.
  2. Огромное количество несанкционированных свалок в городах и сельской местности. Неэффективная работа органов местного самоупраления в области обращения с отходами.
  3. Размещение производственных объектов и строительство без экологической экспертизы.
  4. Браконьерство по всем видам природных ресурсов, а именно: массовые незаконные рубки лесов сельхозформирований, несанкционированная добыча и продажа общераспространённых полезных ископаемых, браконьерство в лесах, угодьях и на водоёмах. Назревает необходимость создания экологической милиции.