январь
2005
Экологический ежемесячник
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА

А.А.Коршунов (Всероссийский научно-исследовательский институт
гидрометеорологической информации - Мировой центр данных, Обнинск)
И.А.Филиппов (Верхне-Волжское межрегиональное управление
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Нижний Новгород)



На исходе двадцатого века человечество впервые подошло к осознанию важности проблем взаимодействия природы и общества, необходимостью поиска, по существу, новой модели своего развития, которая могла бы противостоять надвигающемуся глобальному экологическому кризису. После проведения в 1972 г. Конференции ООН по окружающей человека среде важность проблемы, связанных с окружающей средой, была признана во всем мире. Впервые определение понятия устойчивости развития было дано в отчете «Наше общее будущее» (1987), представленном Комиссией ООН по окружающей среде и развитию, возглавляемой премьер-министром Норвегии Г.Х. Брундтландом, называемой также Комиссией Брундтланда. В частности, в отчете было сказано, что «...Человечество способно сделать развитие устойчивым, создать такую ситуацию, когда удовлетворение запросов сегодняшнего дня не будет ставить под угрозу способность будущих поколений удовлетворить их запросы». Тем самым, уже тогда во всем мире была признана важность проблем, связанных с окружающей средой.

В мировом сообществе началось формирование теоретических основ концепции устойчивого развития. Необходимо отметить, что эта простая, но эффективная формулировка дала толчок различного рода интерпретациям термина «устойчивое развитие», определяющего отношение человека, общества и природы. Следует отметить, что концепция устойчивого развития первоначально понималась, главным образом, как концепция экологически устойчивого развития, что было обусловлено озабоченностью, связанной с глобальным и крупномасштабным региональным воздействием различных видов деятельности человека на состояние окружающей среды.

Однако экологическая составляющая является лишь необходимым, но недостаточным фактором устойчивого развития. Переход к устойчивому развитию подразумевает достижение целей социальной, экономической и экологической устойчивости, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Разных исследователей, стоящих на различных позициях по отношению к устойчивому развитию, объединяет стремление разработать концептуальную систему, способную преодолеть остроту противоречий элементов отношения человек - общество - биосфера.

В широком смысле устойчивое развитие трактуется, как процесс, обозначающий новый тип функционирования цивилизации, основанной на радикальных изменениях ее исторически сложившихся ориентиров во всех, в сущности, параметрах бытия [7].

Вторая Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР), состоявшаяся в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 1992 года, закрепила в своих документах теоретические основы концепции «устойчивого развития», приняла декларацию по окружающей среде и развитию, состоящую из 27 принципов, в которых определены права и обязанности стран в деле обеспечения последующего развития. Повестка дня на XXI век - обширная программа, определяющая систему мер по выходу цивилизации на уровень устойчивого развития. Основной документ Конференции определяет, как сделать это развитие устойчивым с социальной, экономической и экологической точек зрения (принятие национальных стратегий устойчивого развития).

Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию («Рио + 10») в Йоханнесбурге (Южная Африка), которая проходила 26 августа - 4 сентября 2002 года, подтвердила приверженность мирового сообщества принципам устойчивого развития, необходимость осуществления Повестки дня на XXI век.

Россия, подписавшая в Рио-де-Жанейро важнейшие документы, взяла на себя серьезные обязательства по реализации программы всемирного сотрудничества, принятой на основе всеобщего согласия. Последовательный переход России к устойчивому развитию должен осуществляться в соответствии с принципами, изложенными в Декларации и других документах КОСР. Вместе с тем, принимая свою национальную стратегию устойчивого развития Российская Федерация трансформирует общие принципы в соответствии с конкретными условиями, с учетом своих особенностей.

Понятие устойчивого развития было использовано при разработке серии концептуальных документов. Так Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Начальный этап перехода России к устойчивому развитию предопределен необходимостью решения острых экономических и социальных проблем. На первом этапе целью устойчивого развития России (в краткосрочной перспективе) является преодоление длительно развивающегося социально-экономического, экологического и структурного кризиса, обеспечение условий для перехода страны к стабильной, социально ориентированной рыночной экономике на базе использования преимущественно ее внутренних ресурсов. Должны быть заложены основы новой российской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство и обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста, позволяющей решать задачи повышения уровня и качества жизни, модернизации производственного аппарата, сохранения целостности и безопасности страны.

Особенности России - ее огромная территория и разнообразие природных, экономических, социальных и других условий. Поэтому, наряду с общими целями, задачами и критериями устойчивого развития региональный уровень имеет и свои отличительные особенности - свой набор, масштаб и характер проблем устойчивого развития, свои подходы к их решению, свои методы, используемые для реализации таких подходов, которые должны найти отражение в региональной политике в целом, в принципах и подходах к решению межрегиональных проблем, к перспективам развития регионов как комплексных территориальных систем.

Появление концепции «устойчивого развития» было в первую очередь обусловлено озабоченностью, связанной с глобальным и крупномасштабным региональным воздействием различных видов деятельности человека на состояние окружающей среды [8]. Однако оценка степени устойчивости общества, его нормального хозяйственного функционирования в условиях постоянно меняющихся условий погоды и климата были предметом постоянных научных дискуссий задолго до упомянутой Конференции. При этом отмечалось, что общество не только генерирует негативные воздействия на окружающую среду своей активной хозяйственной деятельностью. Оно одновременно испытывает на себе все возрастающее обратной «давление» и, прежде всего, со стороны гидрометеорологических условий, оставляя все меньше места благоприятным воздействиям условий погоды и климата. Именно поэтому, чтобы успешнее выживать, необходимо учитывать этот факт в масштабах страны.

Отличительной чертой современного этапа является резкое усиление обратной связи, а именно зависимости экономического развития от гидрометеорологических условий.

В силу этого важнейшего природного обстоятельства для обеспечения устойчивого социального и экономического развития общество неизбежно сталкивается с решением главной задачи: адаптации к существующим природным условиям - к их отрицательным и положительным воздействиям на экономику, которая не только не разрушает природную основу окружающей среды, но и черпает из нее необходимые ресурсы развития.

Это требует новых и все более сложных типов гидрометеорологического обеспечения почти в каждом секторе экономики, например, в таких, как здравоохранение, транспорт, развитие городских территорий, продовольственная безопасность, водохозяйственная деятельность, энергетика и использование других ресурсов, туризм и отдых.

Хотя на протяжении последних десяти лет прошлого века велись многочисленные дискуссии относительно истинного смысла понятия устойчивого развития, которое интерпретировалось по-разному, оно было использовано при разработке документа «Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации» (утвержден Президентом РФ в апреле 1996 года).

В частности, в документе отмечается, что «стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой».

Однако гармонии между людьми и природой, между обществом и окружающей средой нельзя достичь без учета влияния природы и окружающей среды на деятельность общества, которое проявляется в виде ущерба и потерь в результате воздействия на общество опасных гидрометеорологических явлений (ОЯ), экологических и природных бедствий, влияния климата и его изменений, а также неблагоприятных условий погоды.

Таким образом, устойчивое развитие можно рассматривать как реализацию стратегии выживания и непрекращающегося развития общества в условиях сохранения природной среды при обязательном учете ее влияния на производственную и другие виды деятельности. Тем самым предполагается устранение сложившихся противоречий во взаимоотношениях человека и природы, постепенное восстановление естественных экосистем, экономический рост, не разрушающий природную основу окружающей среды, а также адаптация человечества к существующим природным условиям и отрицательным воздействиям природной среды [9]. Такой подход при разработке и реализации стратегии, а также управлении процессом устойчивого развития требует использовать комплексное понятие системы «природа - экономика - население».

Осознание того, что природные бедствия являются серьезным препятствием развития экономики, побудило Генеральную ассамблею ООН принять 22 декабря 1989 года Резолюцию (№ 44/236), в которой период с 1990 по 2000 годы провозглашен Международным Десятилетием по уменьшению опасности стихийных бедствий [1]. В свою очередь всемирная конференция по природным катастрофам, состоявшаяся в мае 1994 года в Иокогаме (Япония), приняла Декларацию, в которой сказано, что борьба за уменьшение ущербов от природных катастроф должна быть важным элементом государственной стратегии всех стран в достижении устойчивого развития [2].

Отличительной чертой последней четверти XX века стал глобальный характер безопасности, под которой в наиболее общем виде понимается защищенность жизненно важных интересов социального организма и его структур от внешних и внутренних угроз.

Понятия безопасности и устойчивого развития близки, но не идентичны. Безопасность, принимаемая в самом широком смысле, является одной из целей устойчивого развития и необходимым условием реализации стратегии устойчивого развития. Любое общество, государство, экономика не могут обеспечить свою долговременную стабильность без перехода на путь устойчивого развития. В то же время, «справедливое и устойчивое развитие является одним из необходимых условий обеспечения безопасности, а обеспечение нормальных стандартов безопасности в свою очередь является одной из предпосылок развития». Концептуально важно реализовать связь проблемы безопасности со стратегией устойчивого развития в практике принятия государственных решений. Такой подход к понятию безопасности позволяет разрешить противоречия между национальными интересами государства и новой парадигмой глобального устойчивого развития. [3]

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. №24) сказано: «Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми». Экономическая безопасность является базисом национальной безопасности, определяющая все остальные слагаемые национальной безопасности - военную, технологическую, экологическую, социальную, информационную, продовольственную и другие виды безопасности [4].

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации определены национальные интересы и основные угрозы национальной безопасности Российской Федерации, в том числе в экологической сфере. Практически каждая из угроз прямо или косвенно в своем проявлении зависит от погодно-климатических факторов.

Поэтому назрела необходимость выделения в отдельную категорию угроз национальной безопасности угрозы гидрометеорологического происхождения.

Совет Глав правительств СНГ (Чолпон-Ата, 16 апреля 2004 года) принял Концепцию гидрометеорологической безопасности государств-участников Содружества Независимых Государств. По сути, это первый документ, который дал в развернутом виде понятие гидрометеорологической безопасности: «Гидрометеорологическая безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от воздействия опасных гидрометеорологических и/или гелиогеофизических явлений, глобальных изменений погодно-климатических условий».

Главной целью Концепции является формирование официального взгляда на роль и значение обеспечения гидрометеорологической безопасности как неотъемлемой части национальной безопасности каждого из государств-участников СНГ.

Национальные интересы государств-участников СНГ в области обеспечения гидрометеорологической безопасности, в первую очередь, обусловлены необходимостью повышения уровня безопасности населения, его жизнедеятельности от негативного воздействия опасных гидрометеорологических и/или гелиогеофизических явлений путем оперативного информирования и реагирования на чрезвычайные ситуации.

К области ответственности государства относится также проблема полного и правильного учета гидрометеорологических условий при формировании планов социально-экономического развития страны.

Все виды деятельности человека в той или иной мере зависели и зависят от гидрометеорологических условий. Однако долгое время причинно-следственная связь между стихийными явлениями погоды и социально-экономическим развитием государства игнорировалась, разрабатываемые программы развития не оценивались с точки зрения воздействия погодно-климатических факторов на рациональное ведение хозяйственной деятельности. Экстремальные погодные явления рассматривались и продолжают рассматриваться в основном с точки зрения реагирования на них как на свершившийся факт, требующий принятия мер на ликвидацию их последствий. Если же учесть, что на ликвидацию последствий экстремальных погодных климатических аномалий ежегодно расходуются значительные средства, то это не может не отражаться на социально-экономическом развитии страны, не может не затрагивать национальные интересы государства.

Таким образом, существенное влияние опасных явлений на жизнедеятельность общества и устойчивое развитие экономики, возрастающая «агрессивность» гидрометеорологической среды, насущная необходимость снижения чувствительности и уязвимости социально-экономических, экологических систем и общества в целом приводят к необходимости разработки концепции и стратегии гидрометеорологической безопасности экономики России на долгосрочную перспективу.

Гидрометеорологическая безопасность в настоящее время определяется как состояние защищенности экономики, населения и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия опасных гидрометеорологических явлений, неблагоприятных условий погоды и экстремальных изменений климата и их последствий [6].

Из этого определения непосредственно следует, что гидрометеорологическая безопасность должна стать составной частью экономической безопасности России, ее регионов и ориентироваться на реализацию кратко- и долгосрочных превентивных мер (мер защиты от угроз гидрометеорологического происхождения) от негативного воздействия опасных явлений и их последствий и мер по подготовке к ОЯ. Это означает, что для снижения чувствительности и уязвимости общества и социально-экономических систем должны быть разработаны, во-первых, рекомендации по планированию производственно-хозяйственной деятельности общества с учетом влияния опасных явлений (в том числе с учетом гидрометеорологических рисков), присущих конкретной территории, и, во-вторых, эффективная стратегия реагирования на ОЯ, включая стратегию управления гидрометеорологическими рисками. При отсутствии такой сопротивляемости опасные явления и неблагоприятные условия погоды будут приводить к разрушениям и, тем самым, отбрасывать процесс устойчивого развития [1, 5]. Отсюда видно, что гидрометеорологическая безопасность должна достигаться совокупностью мероприятий, которые направлены на максимальное снижение негативных последствий ОЯ на основные отрасли экономики России и не препятствуют устойчивому развитию общества.

Поскольку реализация концепции гидрометеорологической безопасности должна создавать необходимые условия для достижения общих целей экономической безопасности и для устойчивого развития экономики одновременно, то это позволило определить ее основную цель и главную задачу. Основная цель была сформулирована как «обеспечение развития экономики Российской Федерации, при котором создавались бы условия максимального снижения материальных, социальных и иных потерь от негативного воздействия опасных гидрометеорологических явлений, неблагоприятных условий погоды и экстремальных изменений климата и смягчения их последствий» [6]. Главная задача - «сделать развитие экономики и общества устойчивыми к негативному воздействию опасных гидрометеорологических явлений, неблагоприятных условий погоды и экстремальных изменений климата за счет применения в своей деятельности подхода, охватывающего все аспекты от защиты до управления гидрометеорологическими рисками».

Из определения и главной задачи гидрометеорологической безопасности видно, что ее объектами являются человек, общество и основные элементы экономической системы, включая систему государственного регулирования основных отношений в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, обеспечивающих безопасность населения и жизнедеятельность экономики страны. В связи с этим концепция должна включать в себя: характеристику опасных явлений как совокупности гидрометеорологических факторов; характеристику степени влияния ОЯ на жизненно важные экономические интересы общества и государства; мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы гидрометеорологической безопасности и подрывающих устойчивость развития социально-экономической системы государства; формирование эффективной стратегии государства и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие гидрометеорологических факторов, подрывающих устойчивое развитие экономики. При этом концепция должна включать в себя также и показатели гидрометеорологической безопасности, включая критерии и параметры (пороговые значения), обеспечивающие устойчивое развитие экономики.

Серьезную угрозу достижению устойчивого развития представляют катастрофы природного и техногенного характера, частота, масштабность и разрушительность которых в последние годы значительно возросли. Эти явления не только наносят большой ущерб народному хозяйству и окружающей среде, но и нередко сопровождаются разрушением населенных пунктов и человеческими жертвами.

Чрезвычайные ситуации могут возникнуть при инициации техногенных аварий природными факторами. В свою очередь техногенная деятельность может приводить к инициированию природных катастроф, опасных изменений климата и разрушений защитного озонового слоя.

На ликвидацию последствий катастроф отвлекаются значительные финансовые, материально-технические и трудовые ресурсы, которые могли бы быть использованы для развития экономики и социальной сферы. Это выдвигает в число приоритетных задач разработку и осуществление эффективных мер по минимизации неизбежных ущербов от природных катастроф и концентрацию усилий на предотвращение катастроф техногенного и природно-техногенного характера [3].

Последствия опасных явлений весьма разнообразны [1]. Многие из них приводят к продолжительным и сложным последствиям, например, лишению людей жилищ, уничтожению сельскохозяйственных посевов, загрязнению воды и т.д. Другими словами, ОЯ приводят к материальным потерям в экономике, которые во многих случаях оказываются существенными (причем, как было показано, в некоторых случаях эти потери оказываются разрушительными), к возникновению проблем, связанных со здоровьем людей, а также влияют на жизненно важные интересы человека. Поэтому каждый шаг, ориентированный на снижение или смягчение последствий от опасных явлений (на снижение чувствительности и уязвимости экономики и общества от воздействия ОЯ), является шагом к повышению защищенности общества и общественных (социальных и экономических) систем от гидрометеорологической среды и, тем самым, к достижению их устойчивого развития [5].

Одним из шагов является развитие гидрометеорологической науки, которое позволяет получать новые, подробные знания о погоде и климате. Использование этих знаний в оперативной деятельности учреждений и организаций Росгидромета позволяет совершенствовать технологии прогнозирования возникновения и развития ОЯ. В тоже время их использование в производственно-хозяйственной деятельности страны позволяет применять более рациональные защитные мероприятия. В совокупности все это позволяет снижать чувствительность и уязвимость общества от воздействия опасных явлений. Однако, несмотря на это, природа «не унимается». Общество испытывает на себе все возрастающую «агрессивность» окружающей среды, а гидрометеорологической в особенности. Это свидетельствует о наличии зависимости качества жизни населения, развития экономики от состояния и влияния окружающей природной среды. Причем эта зависимость возрастает по мере ускорения научно-технического прогресса, роста народонаселения, увеличения объемов безвозвратного использования природных ресурсов и антропогенного воздействия на природную среду.

Гидрометеорологическая служба играет жизненно важную роль в сокращении потерь от стихийных бедствий, вызванных неблагоприятными погодными условиями:

  • обслуживает предупреждениями о штормах, наводнениях и засухах, других стихийных гидрометеорологических явлений, что в сочетании с эффективным планированием мер по подготовке спасает многие жизни и в значительной мере сокращает экономические потери;
  • обеспечивает основную оценку риска, частоты повторения и интенсивности экстремальных явлений и любых тенденций или изменений. Такие данные имеют большое значение для долгосрочного планирования с целью уменьшения потерь от стихийных бедствий путем безопасного проектирования зданий, мостов, плотин, транспортных коммуникаций и других инфраструктур;
  • осуществляет изучение и классификацию климатических ресурсов и вырабатывает практические рекомендации по их использованию для получения максимальных результатов в сельскохозяйственном и промышленном производстве.

Кроме этого информация о фактическом и прогнозируемом состоянии природной среды позволяет при своевременном и правильном использовании получить существенный экономический эффект от ее использования.

Современный этап в области гидрометеорологической деятельности в России характеризуется особенностью, в которой происходит пересмотр взаимоотношений с различными организациями и выработка новых механизмов, направленных на повышение эффективности применения гидрометеорологической информации с целью снижения негативного воздействия опасных погодных явлений на экономику страны.

Один из перспективных способов возмещения различных ущербов от опасных и неблагоприятных погодных явлений - развитие системы страхования погодных рисков. В ее эффективном функционировании заинтересованы государство, население, хозяйствующие субъекты. Стратегия страхования погодных рисков непосредственно связана с вопросами изучения влияния погодных и климатических факторов на устойчивое развитие, снижение последствий такого влияния.

Необходимо отметить, что государственная система по выработке новых экономических механизмов защиты общества от опасных погодных явлений, включая компенсацию ущерба от них, пока еще недостаточно активно реагирует на слабую защищенность общества от опасных процессов природно-техногенного характера.

Литература:
  1. Тюпкин Ю.С. Международное десятилетие по уменьшению ущерба от стихийных бедствий // Материалы гляциологических исследований. - 1990. - № 70. - 245 с.
  2. Бедрицкий А.И., Коршунов А.А., Шаймарданов М.З. Опасные гидрометеорологические явления и их влияние на экономику России. // Обнинск. - 2001. - Изд-во ВНИИГМИ-МЦД. - 36 с.
  3. Комиссия Государственной Думы по проблемам устойчивого развития, Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации // М. Изд-во Государственной Думы, 2002. - 231 с.
  4. Бабанов В.Н., Печенкина В.В., Цикорев Н.Н. Экономическая безопасность региона. Учебное пособие // Орел, Изд-во ОРАГС, 2001. - 196 с.
  5. Повышение защищенности от экстремальных метеорологических и климатических явлений. // Женева, Швейцария. - 2002. - ВМО-№ 936. - 36 с.
  6. Коршунов А.А., Шаймарданов М.З. О концепции гидрометеорологической безопасности экономики России: цели, основные задачи и показатели // Труды ВНИИГМИ-МЦД. - 2002. - Вып. 169. - С. 3-12.
  7. Лось В.А., Урсул В.Д. Устойчивое развитие // М. Изд-во «Агат«, 2000. - 254с.
  8. Осипов В.И. Природные катастрофы на рубеже XXI века // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях: Сборник. - Москва. - 2001. - Вып. 1. - С. 54-79.
  9. Бедрицкий А.И. Влияние погоды и климата на устойчивость и развитие экономики // Бюллетень ВМО. - 1999. - Т. 48, № 2. - С. 215-222.