РќР° РёСЃС…РѕРґРµ двадцатого века человечество впервые подошло Рє осознанию важности проблем взаимодействия РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рё общества, необходимостью РїРѕРёСЃРєР°, РїРѕ существу, РЅРѕРІРѕР№ модели своего развития, которая могла Р±С‹ противостоять надвигающемуся глобальному экологическому РєСЂРёР·РёСЃСѓ. После проведения РІ 1972 Рі. Конференции РћРћРќ РїРѕ окружающей человека среде важность проблемы, связанных СЃ окружающей средой, была признана РІРѕ всем РјРёСЂРµ. Впервые определение понятия устойчивости развития было дано РІ отчете «РќР°С€Рµ общее будущее» (1987), представленном Комиссией РћРћРќ РїРѕ окружающей среде Рё развитию, возглавляемой премьер-министром Норвегии Р“.РҐ. Брундтландом, называемой также Комиссией Брундтланда. Р’ частности, РІ отчете было сказано, что «...Человечество СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕ сделать развитие устойчивым, создать такую ситуацию, РєРѕРіРґР° удовлетворение запросов сегодняшнего РґРЅСЏ РЅРµ будет ставить РїРѕРґ СѓРіСЂРѕР·Сѓ способность будущих поколений удовлетворить РёС… запросы». Тем самым, уже тогда РІРѕ всем РјРёСЂРµ была признана важность проблем, связанных СЃ окружающей средой.
Р’ РјРёСЂРѕРІРѕРј сообществе началось формирование теоретических РѕСЃРЅРѕРІ концепции устойчивого развития. Необходимо отметить, что эта простая, РЅРѕ эффективная формулировка дала толчок различного СЂРѕРґР° интерпретациям термина «СѓСЃС‚ойчивое развитие», определяющего отношение человека, общества Рё РїСЂРёСЂРѕРґС‹. Следует отметить, что концепция устойчивого развития первоначально понималась, главным образом, как концепция экологически устойчивого развития, что было обусловлено озабоченностью, связанной СЃ глобальным Рё крупномасштабным региональным воздействием различных РІРёРґРѕРІ деятельности человека РЅР° состояние окружающей среды.
Однако экологическая составляющая является лишь необходимым, но недостаточным фактором устойчивого развития. Переход к устойчивому развитию подразумевает достижение целей социальной, экономической и экологической устойчивости, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Разных исследователей, стоящих на различных позициях по отношению к устойчивому развитию, объединяет стремление разработать концептуальную систему, способную преодолеть остроту противоречий элементов отношения человек - общество - биосфера.
В широком смысле устойчивое развитие трактуется, как процесс, обозначающий новый тип функционирования цивилизации, основанной на радикальных изменениях ее исторически сложившихся ориентиров во всех, в сущности, параметрах бытия [7].
Вторая Конференция РћРћРќ РїРѕ окружающей среде Рё развитию (РљРћРЎР ), состоявшаяся РІ Р РёРѕ-РґРµ-Жанейро (Бразилия) РІ РёСЋРЅРµ 1992 РіРѕРґР°, закрепила РІ СЃРІРѕРёС… документах теоретические РѕСЃРЅРѕРІС‹ концепции «СѓСЃС‚ойчивого развития», приняла декларацию РїРѕ окружающей среде Рё развитию, состоящую РёР· 27 принципов, РІ которых определены права Рё обязанности стран РІ деле обеспечения последующего развития. Повестка РґРЅСЏ РЅР° XXI век - обширная программа, определяющая систему мер РїРѕ выходу цивилизации РЅР° уровень устойчивого развития. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ документ Конференции определяет, как сделать это развитие устойчивым СЃ социальной, экономической Рё экологической точек зрения (принятие национальных стратегий устойчивого развития).
Всемирная встреча РЅР° высшем СѓСЂРѕРІРЅРµ РїРѕ устойчивому развитию («Р РёРѕ + 10») РІ Йоханнесбурге (Южная Африка), которая проходила 26 августа - 4 сентября 2002 РіРѕРґР°, подтвердила приверженность РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ сообщества принципам устойчивого развития, необходимость осуществления Повестки РґРЅСЏ РЅР° XXI век.
Россия, подписавшая в Рио-де-Жанейро важнейшие документы, взяла на себя серьезные обязательства по реализации программы всемирного сотрудничества, принятой на основе всеобщего согласия. Последовательный переход России к устойчивому развитию должен осуществляться в соответствии с принципами, изложенными в Декларации и других документах КОСР. Вместе с тем, принимая свою национальную стратегию устойчивого развития Российская Федерация трансформирует общие принципы в соответствии с конкретными условиями, с учетом своих особенностей.
Понятие устойчивого развития было использовано РїСЂРё разработке серии концептуальных документов. Так Указом Президента Р Р¤ РѕС‚ 1 апреля 1996 Рі. № 440 была утверждена Концепция перехода Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рє устойчивому развитию.
Начальный этап перехода России к устойчивому развитию предопределен необходимостью решения острых экономических и социальных проблем. На первом этапе целью устойчивого развития России (в краткосрочной перспективе) является преодоление длительно развивающегося социально-экономического, экологического и структурного кризиса, обеспечение условий для перехода страны к стабильной, социально ориентированной рыночной экономике на базе использования преимущественно ее внутренних ресурсов. Должны быть заложены основы новой российской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство и обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста, позволяющей решать задачи повышения уровня и качества жизни, модернизации производственного аппарата, сохранения целостности и безопасности страны.
Особенности России - ее огромная территория и разнообразие природных, экономических, социальных и других условий. Поэтому, наряду с общими целями, задачами и критериями устойчивого развития региональный уровень имеет и свои отличительные особенности - свой набор, масштаб и характер проблем устойчивого развития, свои подходы к их решению, свои методы, используемые для реализации таких подходов, которые должны найти отражение в региональной политике в целом, в принципах и подходах к решению межрегиональных проблем, к перспективам развития регионов как комплексных территориальных систем.
Появление концепции «СѓСЃС‚ойчивого развития» было РІ первую очередь обусловлено озабоченностью, связанной СЃ глобальным Рё крупномасштабным региональным воздействием различных РІРёРґРѕРІ деятельности человека РЅР° состояние окружающей среды [8]. Однако оценка степени устойчивости общества, его нормального хозяйственного функционирования РІ условиях постоянно меняющихся условий РїРѕРіРѕРґС‹ Рё климата были предметом постоянных научных РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёР№ задолго РґРѕ упомянутой Конференции. РџСЂРё этом отмечалось, что общество РЅРµ только генерирует негативные воздействия РЅР° окружающую среду своей активной хозяйственной деятельностью. РћРЅРѕ одновременно испытывает РЅР° себе РІСЃРµ возрастающее обратной «РґР°РІР»РµРЅРёРµ» Рё, прежде всего, СЃРѕ стороны гидрометеорологических условий, оставляя РІСЃРµ меньше места благоприятным воздействиям условий РїРѕРіРѕРґС‹ Рё климата. Рменно поэтому, чтобы успешнее выживать, необходимо учитывать этот факт РІ масштабах страны.
Отличительной чертой современного этапа является резкое усиление обратной связи, а именно зависимости экономического развития от гидрометеорологических условий.
В силу этого важнейшего природного обстоятельства для обеспечения устойчивого социального и экономического развития общество неизбежно сталкивается с решением главной задачи: адаптации к существующим природным условиям - к их отрицательным и положительным воздействиям на экономику, которая не только не разрушает природную основу окружающей среды, но и черпает из нее необходимые ресурсы развития.
Рто требует новых Рё РІСЃРµ более сложных типов гидрометеорологического обеспечения почти РІ каждом секторе СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, например, РІ таких, как здравоохранение, транспорт, развитие РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… территорий, продовольственная безопасность, водохозяйственная деятельность, энергетика Рё использование РґСЂСѓРіРёС… ресурсов, туризм Рё отдых.
Хотя РЅР° протяжении последних десяти лет прошлого века велись многочисленные РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёРё относительно истинного смысла понятия устойчивого развития, которое интерпретировалось РїРѕ-разному, РѕРЅРѕ было использовано РїСЂРё разработке документа «Р“осударственная стратегия устойчивого развития Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» (утвержден Президентом Р Р¤ РІ апреле 1996 РіРѕРґР°).
Р’ частности, РІ документе отмечается, что «СЃС‚ратегия устойчивого развития направлена РЅР° достижение гармонии между людьми Рё между обществом Рё РїСЂРёСЂРѕРґРѕР№».
Однако гармонии между людьми и природой, между обществом и окружающей средой нельзя достичь без учета влияния природы и окружающей среды на деятельность общества, которое проявляется в виде ущерба и потерь в результате воздействия на общество опасных гидрометеорологических явлений (ОЯ), экологических и природных бедствий, влияния климата и его изменений, а также неблагоприятных условий погоды.
Таким образом, устойчивое развитие можно рассматривать как реализацию стратегии выживания Рё непрекращающегося развития общества РІ условиях сохранения РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ среды РїСЂРё обязательном учете ее влияния РЅР° производственную Рё РґСЂСѓРіРёРµ РІРёРґС‹ деятельности. Тем самым предполагается устранение сложившихся противоречий РІРѕ взаимоотношениях человека Рё РїСЂРёСЂРѕРґС‹, постепенное восстановление естественных экосистем, экономический СЂРѕСЃС‚, РЅРµ разрушающий РїСЂРёСЂРѕРґРЅСѓСЋ РѕСЃРЅРѕРІСѓ окружающей среды, Р° также адаптация человечества Рє существующим природным условиям Рё отрицательным воздействиям РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ среды [9]. Такой РїРѕРґС…РѕРґ РїСЂРё разработке Рё реализации стратегии, Р° также управлении процессом устойчивого развития требует использовать комплексное понятие системы «РїСЂРёСЂРѕРґР° - СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° - население».
Осознание того, что природные бедствия являются серьезным препятствием развития СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, побудило Генеральную ассамблею РћРћРќ принять 22 декабря 1989 РіРѕРґР° Резолюцию (№ 44/236), РІ которой период СЃ 1990 РїРѕ 2000 РіРѕРґС‹ провозглашен Международным Десятилетием РїРѕ уменьшению опасности стихийных бедствий [1]. Р’ СЃРІРѕСЋ очередь всемирная конференция РїРѕ природным катастрофам, состоявшаяся РІ мае 1994 РіРѕРґР° РІ Рокогаме (РЇРїРѕРЅРёСЏ), приняла Декларацию, РІ которой сказано, что Р±РѕСЂСЊР±Р° Р·Р° уменьшение ущербов РѕС‚ природных катастроф должна быть важным элементом государственной стратегии всех стран РІ достижении устойчивого развития [2].
Отличительной чертой последней четверти XX века стал глобальный характер безопасности, под которой в наиболее общем виде понимается защищенность жизненно важных интересов социального организма и его структур от внешних и внутренних угроз.
Понятия безопасности Рё устойчивого развития близки, РЅРѕ РЅРµ идентичны. Безопасность, принимаемая РІ самом широком смысле, является РѕРґРЅРѕР№ РёР· целей устойчивого развития Рё необходимым условием реализации стратегии устойчивого развития. Любое общество, государство, СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ обеспечить СЃРІРѕСЋ долговременную стабильность без перехода РЅР° путь устойчивого развития. Р’ то же время, «СЃРїСЂР°РІРµРґР»РёРІРѕРµ Рё устойчивое развитие является РѕРґРЅРёРј РёР· необходимых условий обеспечения безопасности, Р° обеспечение нормальных стандартов безопасности РІ СЃРІРѕСЋ очередь является РѕРґРЅРѕР№ РёР· предпосылок развития». Концептуально важно реализовать СЃРІСЏР·СЊ проблемы безопасности СЃРѕ стратегией устойчивого развития РІ практике принятия государственных решений. Такой РїРѕРґС…РѕРґ Рє понятию безопасности позволяет разрешить противоречия между национальными интересами государства Рё РЅРѕРІРѕР№ парадигмой глобального устойчивого развития. [3]
Р’ Концепции национальной безопасности Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (утверждена Указом Президента Р Р¤ РѕС‚ 10 января 2000 Рі. №24) сказано: «РќР°С†РёРѕРЅР°Р»СЊРЅС‹Рµ интересы Р РѕСЃСЃРёРё - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества Рё государства РІ экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической Рё РґСЂСѓРіРёС… сферах. РћРЅРё РЅРѕСЃСЏС‚ долгосрочный характер Рё определяют основные цели, стратегические Рё текущие задачи внутренней Рё внешней политики государства.
Реализация национальных интересов Р РѕСЃСЃРёРё возможна только РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ устойчивого развития СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё. Поэтому национальные интересы Р РѕСЃСЃРёРё РІ этой сфере являются ключевыми». Ркономическая безопасность является базисом национальной безопасности, определяющая РІСЃРµ остальные слагаемые национальной безопасности - военную, технологическую, экологическую, социальную, информационную, продовольственную Рё РґСЂСѓРіРёРµ РІРёРґС‹ безопасности [4].
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации определены национальные интересы и основные угрозы национальной безопасности Российской Федерации, в том числе в экологической сфере. Практически каждая из угроз прямо или косвенно в своем проявлении зависит от погодно-климатических факторов.
Поэтому назрела необходимость выделения в отдельную категорию угроз национальной безопасности угрозы гидрометеорологического происхождения.
Совет Глав правительств РЎРќР“ (Чолпон-Ата, 16 апреля 2004 РіРѕРґР°) РїСЂРёРЅСЏР» Концепцию гидрометеорологической безопасности государств-участников Содружества Независимых Государств. РџРѕ сути, это первый документ, который дал РІ развернутом РІРёРґРµ понятие гидрометеорологической безопасности: «Р“идрометеорологическая безопасность - состояние защищенности личности, общества Рё государства РѕС‚ воздействия опасных гидрометеорологических Рё/или гелиогеофизических явлений, глобальных изменений РїРѕРіРѕРґРЅРѕ-климатических условий».
Главной целью Концепции является формирование официального взгляда на роль и значение обеспечения гидрометеорологической безопасности как неотъемлемой части национальной безопасности каждого из государств-участников СНГ.
Национальные интересы государств-участников СНГ в области обеспечения гидрометеорологической безопасности, в первую очередь, обусловлены необходимостью повышения уровня безопасности населения, его жизнедеятельности от негативного воздействия опасных гидрометеорологических и/или гелиогеофизических явлений путем оперативного информирования и реагирования на чрезвычайные ситуации.
К области ответственности государства относится также проблема полного и правильного учета гидрометеорологических условий при формировании планов социально-экономического развития страны.
Р’СЃРµ РІРёРґС‹ деятельности человека РІ той или РёРЅРѕР№ мере зависели Рё зависят РѕС‚ гидрометеорологических условий. Однако долгое время причинно-следственная СЃРІСЏР·СЊ между стихийными явлениями РїРѕРіРѕРґС‹ Рё социально-экономическим развитием государства игнорировалась, разрабатываемые программы развития РЅРµ оценивались СЃ точки зрения воздействия РїРѕРіРѕРґРЅРѕ-климатических факторов РЅР° рациональное ведение хозяйственной деятельности. Ркстремальные погодные явления рассматривались Рё продолжают рассматриваться РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј СЃ точки зрения реагирования РЅР° РЅРёС… как РЅР° свершившийся факт, требующий принятия мер РЅР° ликвидацию РёС… последствий. Если же учесть, что РЅР° ликвидацию последствий экстремальных погодных климатических аномалий ежегодно расходуются значительные средства, то это РЅРµ может РЅРµ отражаться РЅР° социально-экономическом развитии страны, РЅРµ может РЅРµ затрагивать национальные интересы государства.
Таким образом, существенное влияние опасных явлений РЅР° жизнедеятельность общества Рё устойчивое развитие СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, возрастающая «Р°РіСЂРµСЃСЃРёРІРЅРѕСЃС‚СЊ» гидрометеорологической среды, насущная необходимость снижения чувствительности Рё уязвимости социально-экономических, экологических систем Рё общества РІ целом РїСЂРёРІРѕРґСЏС‚ Рє необходимости разработки концепции Рё стратегии гидрометеорологической безопасности СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Р РѕСЃСЃРёРё РЅР° долгосрочную перспективу.
Гидрометеорологическая безопасность в настоящее время определяется как состояние защищенности экономики, населения и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия опасных гидрометеорологических явлений, неблагоприятных условий погоды и экстремальных изменений климата и их последствий [6].
РР· этого определения непосредственно следует, что гидрометеорологическая безопасность должна стать составной частью экономической безопасности Р РѕСЃСЃРёРё, ее регионов Рё ориентироваться РЅР° реализацию кратко- Рё долгосрочных превентивных мер (мер защиты РѕС‚ СѓРіСЂРѕР· гидрометеорологического происхождения) РѕС‚ негативного воздействия опасных явлений Рё РёС… последствий Рё мер РїРѕ подготовке Рє РћРЇ. Рто означает, что для снижения чувствительности Рё уязвимости общества Рё социально-экономических систем должны быть разработаны, РІРѕ-первых, рекомендации РїРѕ планированию производственно-хозяйственной деятельности общества СЃ учетом влияния опасных явлений (РІ том числе СЃ учетом гидрометеорологических СЂРёСЃРєРѕРІ), присущих конкретной территории, Рё, РІРѕ-вторых, эффективная стратегия реагирования РЅР° РћРЇ, включая стратегию управления гидрометеорологическими рисками. РџСЂРё отсутствии такой сопротивляемости опасные явления Рё неблагоприятные условия РїРѕРіРѕРґС‹ Р±СѓРґСѓС‚ приводить Рє разрушениям Рё, тем самым, отбрасывать процесс устойчивого развития [1, 5]. Отсюда РІРёРґРЅРѕ, что гидрометеорологическая безопасность должна достигаться совокупностью мероприятий, которые направлены РЅР° максимальное снижение негативных последствий РћРЇ РЅР° основные отрасли СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Р РѕСЃСЃРёРё Рё РЅРµ препятствуют устойчивому развитию общества.
Поскольку реализация концепции гидрометеорологической безопасности должна создавать необходимые условия для достижения общих целей экономической безопасности Рё для устойчивого развития СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё одновременно, то это позволило определить ее РѕСЃРЅРѕРІРЅСѓСЋ цель Рё главную задачу. Основная цель была сформулирована как «РѕР±РµСЃРїРµС‡РµРЅРёРµ развития СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РїСЂРё котором создавались Р±С‹ условия максимального снижения материальных, социальных Рё иных потерь РѕС‚ негативного воздействия опасных гидрометеорологических явлений, неблагоприятных условий РїРѕРіРѕРґС‹ Рё экстремальных изменений климата Рё смягчения РёС… последствий» [6]. Главная задача - «СЃРґРµР»Р°С‚СЊ развитие СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Рё общества устойчивыми Рє негативному воздействию опасных гидрометеорологических явлений, неблагоприятных условий РїРѕРіРѕРґС‹ Рё экстремальных изменений климата Р·Р° счет применения РІ своей деятельности РїРѕРґС…РѕРґР°, охватывающего РІСЃРµ аспекты РѕС‚ защиты РґРѕ управления гидрометеорологическими рисками».
РР· определения Рё главной задачи гидрометеорологической безопасности РІРёРґРЅРѕ, что ее объектами являются человек, общество Рё основные элементы экономической системы, включая систему государственного регулирования основных отношений РІ области гидрометеорологии Рё смежных СЃ ней областях, обеспечивающих безопасность населения Рё жизнедеятельность СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё страны. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим концепция должна включать РІ себя: характеристику опасных явлений как совокупности гидрометеорологических факторов; характеристику степени влияния РћРЇ РЅР° жизненно важные экономические интересы общества Рё государства; мониторинг Рё прогнозирование факторов, определяющих СѓРіСЂРѕР·С‹ гидрометеорологической безопасности Рё подрывающих устойчивость развития социально-экономической системы государства; формирование эффективной стратегии государства Рё необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие гидрометеорологических факторов, подрывающих устойчивое развитие СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё. РџСЂРё этом концепция должна включать РІ себя также Рё показатели гидрометеорологической безопасности, включая критерии Рё параметры (пороговые значения), обеспечивающие устойчивое развитие СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё.
Серьезную СѓРіСЂРѕР·Сѓ достижению устойчивого развития представляют катастрофы РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ Рё техногенного характера, частота, масштабность Рё разрушительность которых РІ последние РіРѕРґС‹ значительно возросли. Рти явления РЅРµ только наносят большой ущерб народному хозяйству Рё окружающей среде, РЅРѕ Рё нередко сопровождаются разрушением населенных пунктов Рё человеческими жертвами.
Чрезвычайные ситуации могут возникнуть при инициации техногенных аварий природными факторами. В свою очередь техногенная деятельность может приводить к инициированию природных катастроф, опасных изменений климата и разрушений защитного озонового слоя.
РќР° ликвидацию последствий катастроф отвлекаются значительные финансовые, материально-технические Рё трудовые ресурсы, которые могли Р±С‹ быть использованы для развития СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Рё социальной сферы. Рто выдвигает РІ число приоритетных задач разработку Рё осуществление эффективных мер РїРѕ минимизации неизбежных ущербов РѕС‚ природных катастроф Рё концентрацию усилий РЅР° предотвращение катастроф техногенного Рё РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕ-техногенного характера [3].
Последствия опасных явлений весьма разнообразны [1]. Многие из них приводят к продолжительным и сложным последствиям, например, лишению людей жилищ, уничтожению сельскохозяйственных посевов, загрязнению воды и т.д. Другими словами, ОЯ приводят к материальным потерям в экономике, которые во многих случаях оказываются существенными (причем, как было показано, в некоторых случаях эти потери оказываются разрушительными), к возникновению проблем, связанных со здоровьем людей, а также влияют на жизненно важные интересы человека. Поэтому каждый шаг, ориентированный на снижение или смягчение последствий от опасных явлений (на снижение чувствительности и уязвимости экономики и общества от воздействия ОЯ), является шагом к повышению защищенности общества и общественных (социальных и экономических) систем от гидрометеорологической среды и, тем самым, к достижению их устойчивого развития [5].
РћРґРЅРёРј РёР· шагов является развитие гидрометеорологической науки, которое позволяет получать новые, подробные знания Рѕ РїРѕРіРѕРґРµ Рё климате. Рспользование этих знаний РІ оперативной деятельности учреждений Рё организаций Росгидромета позволяет совершенствовать технологии прогнозирования возникновения Рё развития РћРЇ. Р’ тоже время РёС… использование РІ производственно-хозяйственной деятельности страны позволяет применять более рациональные защитные мероприятия. Р’ совокупности РІСЃРµ это позволяет снижать чувствительность Рё уязвимость общества РѕС‚ воздействия опасных явлений. Однако, несмотря РЅР° это, РїСЂРёСЂРѕРґР° «РЅРµ унимается». Общество испытывает РЅР° себе РІСЃРµ возрастающую «Р°РіСЂРµСЃСЃРёРІРЅРѕСЃС‚СЊ» окружающей среды, Р° гидрометеорологической РІ особенности. Рто свидетельствует Рѕ наличии зависимости качества жизни населения, развития СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё РѕС‚ состояния Рё влияния окружающей РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ среды. Причем эта зависимость возрастает РїРѕ мере ускорения научно-технического прогресса, роста народонаселения, увеличения объемов безвозвратного использования природных ресурсов Рё антропогенного воздействия РЅР° РїСЂРёСЂРѕРґРЅСѓСЋ среду.
Гидрометеорологическая служба играет жизненно важную роль в сокращении потерь от стихийных бедствий, вызванных неблагоприятными погодными условиями:
- обслуживает предупреждениями о штормах, наводнениях и засухах, других стихийных гидрометеорологических явлений, что в сочетании с эффективным планированием мер по подготовке спасает многие жизни и в значительной мере сокращает экономические потери;
- обеспечивает основную оценку риска, частоты повторения и интенсивности экстремальных явлений и любых тенденций или изменений. Такие данные имеют большое значение для долгосрочного планирования с целью уменьшения потерь от стихийных бедствий путем безопасного проектирования зданий, мостов, плотин, транспортных коммуникаций и других инфраструктур;
- осуществляет изучение и классификацию климатических ресурсов и вырабатывает практические рекомендации по их использованию для получения максимальных результатов в сельскохозяйственном и промышленном производстве.
Кроме этого информация о фактическом и прогнозируемом состоянии природной среды позволяет при своевременном и правильном использовании получить существенный экономический эффект от ее использования.
Современный этап в области гидрометеорологической деятельности в России характеризуется особенностью, в которой происходит пересмотр взаимоотношений с различными организациями и выработка новых механизмов, направленных на повышение эффективности применения гидрометеорологической информации с целью снижения негативного воздействия опасных погодных явлений на экономику страны.
Один из перспективных способов возмещения различных ущербов от опасных и неблагоприятных погодных явлений - развитие системы страхования погодных рисков. В ее эффективном функционировании заинтересованы государство, население, хозяйствующие субъекты. Стратегия страхования погодных рисков непосредственно связана с вопросами изучения влияния погодных и климатических факторов на устойчивое развитие, снижение последствий такого влияния.
Необходимо отметить, что государственная система по выработке новых экономических механизмов защиты общества от опасных погодных явлений, включая компенсацию ущерба от них, пока еще недостаточно активно реагирует на слабую защищенность общества от опасных процессов природно-техногенного характера.
Литература:
- РўСЋРїРєРёРЅ Р®.РЎ. Международное десятилетие РїРѕ уменьшению ущерба РѕС‚ стихийных бедствий // Материалы гляциологических исследований. - 1990. - № 70. - 245 СЃ.
- Бедрицкий Рђ.Р., Коршунов Рђ.Рђ., Шаймарданов Рњ.Р—. Опасные гидрометеорологические явления Рё РёС… влияние РЅР° СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ Р РѕСЃСЃРёРё. // РћР±РЅРёРЅСЃРє. - 2001. - РР·Рґ-РІРѕ Р’РќРРГМР-МЦД. - 36 СЃ.
- РљРѕРјРёСЃСЃРёСЏ Государственной Думы РїРѕ проблемам устойчивого развития, Научная РѕСЃРЅРѕРІР° стратегии устойчивого развития Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации // Рњ. РР·Рґ-РІРѕ Государственной Думы, 2002. - 231 СЃ.
- Бабанов Р’.Рќ., Печенкина Р’.Р’., Цикорев Рќ.Рќ. Ркономическая безопасность региона. Учебное РїРѕСЃРѕР±РёРµ // Орел, РР·Рґ-РІРѕ ОРАГС, 2001. - 196 СЃ.
- Повышение защищенности РѕС‚ экстремальных метеорологических Рё климатических явлений. // Женева, Швейцария. - 2002. - Р’РњРћ-№ 936. - 36 СЃ.
- Коршунов Рђ.Рђ., Шаймарданов Рњ.Р—. Рћ концепции гидрометеорологической безопасности СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Р РѕСЃСЃРёРё: цели, основные задачи Рё показатели // РўСЂСѓРґС‹ Р’РќРРГМР-МЦД. - 2002. - Вып. 169. - РЎ. 3-12.
- Лось Р’.Рђ., РЈСЂСЃСѓР» Р’.Р”. Устойчивое развитие // Рњ. РР·Рґ-РІРѕ «РђРіР°С‚«, 2000. - 254СЃ.
- РћСЃРёРїРѕРІ Р’.Р. Природные катастрофы РЅР° рубеже XXI века // Проблемы безопасности РїСЂРё чрезвычайных ситуациях: РЎР±РѕСЂРЅРёРє. - РњРѕСЃРєРІР°. - 2001. - Вып. 1. - РЎ. 54-79.
- Бедрицкий Рђ.Р. Влияние РїРѕРіРѕРґС‹ Рё климата РЅР° устойчивость Рё развитие СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё // Бюллетень Р’РњРћ. - 1999. - Рў. 48, № 2. - РЎ. 215-222.
|