сентябрь
2005
Экологический ежемесячник
ПРАВОВЫЕ АКТЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ,
принятые в августе-сентябре 2005 г.



В целях улучшения экологической обстановки в городе Нижнем Новгороде, повышения эффективности мер по осуществлению контроля при проектировании, строительстве и эксплуатации автозаправочных станций на территории города Нижнего Новгорода и координации деятельности органов и организаций в данной сфере и на основании статьи 6 Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 3, 7, 10, 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Положения о муниципальном контроле в области охраны окружающей среды (муниципальном экологическом контроле) на территории города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.03.2003 № 17, и в соответствии со статьями 9, 22, 37 Устава города Нижнего Новгорода Городская Дума постановляет:

  1. Утвердить Экологические требования при проектировании, строительстве и эксплуатации автозаправочных станций на территории города Нижнего Новгорода (прилагаются).
  2. Постановление вступает в силу с момента его опубликования.
  Глава города   В.Е.Булавинов
  Председатель Городской Думы   И.Н.Карнилин

Приложение
к постановлению Городской Думы
от 21 сентября 2005 г. № 69

Экологические требования при проектировании, строительстве и эксплуатации автозаправочных станций (АЗС) на территории города Нижнего Новгорода


1. Назначение и область применения

1.1. Экологические требования при проектировании, строительстве и эксплуатации автозаправочных станций (АЗС) на территории города Нижнего Новгорода (далее - Экологические требования) разработаны в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, с учетом действующих государственных экологических стандартов, нормативов качества окружающей среды, инструкций и правил технической эксплуатации автозаправочных станций, а также других нормативных и технических документов.

1.2. Настоящие Экологические требования при проектировании, строительстве и эксплуатации автозаправочных станций (АЗС) на территории города Нижнего Новгорода формулируют основные требования экологической безопасности, направленные на предупреждение неблагоприятного воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности автозаправочных станций, включая стационарные (АЗС), контейнерные (КАЗС) автозаправочные станции и автозаправочные комплексы (АЗК) (в дальнейшем автозаправочные станции - АЗС).

1.3. Экологические требования предназначены для предприятий, организаций, акционерных обществ, частных предприятий и иных владельцев, осуществляющих строительство новых, реконструкцию (техническое перевооружение), эксплуатацию и обслуживание автозаправочных станций (АЗС, КАЗС, АЗК) на территории города Нижнего Новгорода, для органа, осуществляющего муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории г. Н.Новгорода - МУ «Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов г. Н.Новгорода» (далее - МУ «Горкомэкологии г. Н.Новгорода»), других специально уполномоченных органов.

1.4. Настоящие Экологические требования являются обязательными для соблюдения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, акционерными обществами, частными предприятиями и иными владельцами (далее организациями), имеющими в эксплуатации автозаправочные станции на территории города Нижнего Новгорода независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

2. Основные экологические термины и определения

2.1. Загрязняющее атмосферу вещество - примеси в атмосфере, которые могут оказывать неблагоприятное влияние на здоровье людей и (или) на окружающую среду.

2.2. Источник загрязнения атмосферы - объект, распространяющий загрязняющие атмосферу вещества.

2.3. Предельно допустимая концентрация (ПДК) загрязняющего вещества в атмосферном воздухе - максимальная концентрация примеси в атмосфере, которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает на него вредного воздействия, включая отдаленные последствия, и на окружающую среду в целом.

2.4. Инвентаризация выбросов - систематизация сведений о распределении источников загрязнения атмосферы на определенной территории, количестве и составе выбросов.

2.5. Предельно допустимый выброс (ПДВ) - масса выбросов вредных веществ в единицу времени от данного источника или совокупности источников загрязнения атмосферы города или другого населенного пункта с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, создающая приземную концентрацию, не превышающую их предельно допустимые концентрации (ПДК) для населения, растительного и животного мира.

2.6. Разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов - документ, устанавливающий нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов, лимитов размещения отходов и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровье человека.

2.7. Канализационная сеть - система трубопроводов, каналов или лотков и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод.

2.8. Сточные воды - воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека, а также организованного удаления с территории атмосферных осадков.

2.9. Плата за загрязнение окружающей среды - плата за загрязнение окружающей среды и другие виды воздействия взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие загрязнения в пределах установленных лимитов, а также сверх установленных лимитов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.

2.10. Земли, расположенные в границах водоохранных зон - земли (территория), примыкающие к акватории поверхностных водных объектов, на которых установлен специальный режим хозяйственной и иной деятельности.

2.11. Захламление земель - размещение в не установленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки, бытовой мусор и др.).

2.12. Самовольное занятие земель - пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли.

2.13. Порча и уничтожение плодородного слоя почвы - частичное или полное его разрушение в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие неприятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами.

2.14. Загрязнение земель - ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы (карьеры, каменистые поверхности и т.д.), характеризующиеся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода).

3. Общие положения

3.1. Организации, осуществляющие строительство новых, реконструкцию (техническое перевооружение), эксплуатацию и обслуживание автозаправочных станций обеспечивают соблюдение установленных нормативов качества окружающей среды путем выполнения требований согласованных технологий; обеспечения надежной, эффективной работы очистных сооружений, технологического оборудования, установок и средств контроля; правильного складирования и своевременного обезвреживания отходов; проведения мероприятий по охране земель, вод и атмосферного воздуха.

3.2. Руководители организаций, имеющие в эксплуатации стационарные (АЗС), контейнерные автозаправочные станции (КАЗС) и автозаправочные комплексы (АЗК), обязаны принимать эффективные меры по выполнению природоохранных и экологических требований, соблюдению технологического режима, оздоровлению окружающей среды; организовать и обеспечивать проведение производственного экологического контроля на своих автозаправочных станциях (АЗС).

3.3. Порядок организации природоохранной деятельности, производственного экологического контроля в организациях, эксплуатирующих АЗС, регулируется соответствующими положениями, разработанными и утвержденными их руководителями в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, настоящих Экологических требований и согласованными в МУ «Горкомэкологии г. Н.Новгорода».

3.4. Ответственность за выполнение настоящих Экологических требований, правил технической эксплуатации автозаправочных станций, требований законодательных, нормативных и разрешительных документов по охране природы непосредственно на каждой автозаправочной станции возлагается на ответственное лицо (начальник, мастер или один из операторов автозаправочной станции), назначаемое руководителем организации по приказу.

3.5. Выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, имеющие место на всех типах автозаправочных станций, учитываются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Нижегородской области. Учет и нормирование выбросов, сбросов, размещения отходов осуществляется на основании результатов инвентаризации источников загрязнения, мест складирования отходов.

3.6. Выброс, сброс загрязняющих веществ в окружающую среду города Нижнего Новгорода, размещение отходов на автозаправочных станциях допускается на основе разрешений, лицензий на водопользование, выдаваемых специально уполномоченными на это органами. В разрешениях, лицензиях на водопользование должны быть установлены нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, состав размещаемых отходов и условия, обеспечивающие охрану окружающей среды.

3.7. Порядок и условия выдачи разрешений на выброс, сброс, размещение отходов и лицензий на водопользование определяются соответствующими распорядительными и нормативными документами Российской Федерации и Нижегородской области.

3.8. Контроль за выполнением настоящих Экологических требований, соблюдением требований природоохранного законодательства при эксплуатации автозаправочных станций осуществляет МУ «Горкомэкологии г. Н.Новгорода», другие специально уполномоченные органы.

3.9. Обязанности руководителей организаций, лиц, назначенных ответственными за осуществление природоохранных мероприятий при эксплуатации АЗС:

3.9.1. Обеспечивают контроль за своевременной разработкой проектов нормативов предельно допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ от источников загрязнения АЗС, а также проектов нормативов образования отходов и лимитов их размещения.

3.9.2. Своевременно в установленном порядке получают (продлевают) разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, на размещение отходов производства и потребления, а также лицензию на водопользование (при наличии артезианской скважины, сброса в водный объект или на рельеф).

3.9.3. Не реже одного раза в пять лет, и после реконструкции АЗС, организовывают и осуществляют проведение работ по инвентаризации источников выбросов, сбросов, размещенных на территории АЗС и инвентаризации образующихся отходов.

3.9.4. Выполняют требования по осуществлению производственного экологического контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов размещения отходов и выполнением природоохранных мероприятий.

3.9.4.1. Согласовывают с МУ «Горкомэкологии г. Н.Новгорода» места и периодичность отбора проб для проведения замеров, перечень контролируемых показателей, применяемые методики анализов, объем и порядок представления информации о размещении отходов.

3.9.4.2. Обеспечивают проведение инструментальных измерений, контроль за соблюдением разрешенных выбросов в атмосферный воздух и сбросов в водные объекты и на почву от источников загрязнения АЗС, в сроки, определенные планами - графиками контроля, согласованными МУ «Горкомэкологии г. Н.Новгорода».

3.9.4.3. Инструментальные измерения осуществляются отделом экологического мониторинга МУ «Горкомэкологии г. Н.Новгорода» или иными организациями, имеющими соответствующую область аккредитации, на основании договоров.

3.9.4.4. Порядок и условия проведения лабораторных исследований параметров воздуха рабочей зоны и атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны определяются соответствующими распорядительными и нормативными документами органов «Роспотребнадзора».

3.9.5. Планируют и реализуют мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию загрязняющих воздух веществ, сокращению или исключению их выбросов в атмосферу, а также улавливанию и обезвреживанию загрязняющих веществ, сбрасываемых в водные объекты и на почву.

3.9.6. Ведут в установленном порядке учет и отчетность по составу и количеству выбрасываемых и сбрасываемых загрязняющих веществ, образуемых, размещаемых и завозимых на АЗС отходов.

3.9.7. Выполняют предписания МУ «Горкомэкологии г. Н.Новгорода» и других специально уполномоченных органов по устранению нарушений требований природоохранительного законодательства и нормативно-технической документации.

3.9.8. Немедленно информируют МУ «Горкомэкологии г. Н.Новгорода» обо всех случаях аварийных и залповых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

3.9.9. С целью снижения, предупреждения и недопущения загрязнения окружающей среды своевременно проводят работы по техническому обслуживанию, ремонту и устранению неисправностей на резервуарах, очистных сооружениях и технологическом оборудовании АЗС.

3.9.10. Согласовывают с МУ «Горкомэкологии г. Н.Новгорода» и другими специально уполномоченными органами все изменения технологического процесса и оборудования, повлекшие изменения условий проектной и другой нормативной и разрешительной документации по охране окружающей среды.

3.9.11. До начала работ по реконструкции, дооснащению АЗС разрабатывают технико-экономическое обоснование и проект реконструкции, дооснащения и согласовывают разработанные материалы в МУ «Горкомэкологии г. Н.Новгорода».

3.9.12. При получении предупреждения о возможных неблагоприятных для рассеивания примесей метеорологических условиях проводят мероприятия по снижению или прекращению выбросов в атмосферу, в том числе ограничению или запрещению заливки нефтепродуктов в резервуары и заправку автомобилей бензинами.

4. Экологические требования при размещении, проектировании и строительстве АЗС
4.1. Экологические требования при размещении и проектировании АЗС.

4.1.1. При размещении автозаправочных станций должно быть обеспечено выполнение требований по охране окружающей среды, учету экологических и аварийных последствий деятельности автозаправочных станций.

4.1.2. Предоставление земельных участков под строительство АЗС должно производиться при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

4.1.3. Материалы по оценке воздействия АЗС на окружающую среду должны быть изложены в экологическом обосновании места размещения АЗС. Материалы и расчеты о влиянии АЗС на состояние окружающей среды и целесообразности строительства АЗС должны быть включены в состав материалов проекта строительства АЗС.

4.1.4. При размещении, проектировании АЗС должны предусматриваться меры по снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ путем использования передового оборудования, систем по улавливанию, обезвреживанию и утилизации вредных выбросов, сбросов, отходов, в том числе паров нефтепродуктов. Принимаемые меры должны обеспечивать соблюдение предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, в сбрасываемых сточных водах, в том числе и поверхностных.

4.1.5. Место размещения АЗС должно выбираться в строгом соответствии с утвержденными в установленном порядке генеральным планом развития города, проектами планировки и застройки. При выборе места размещения АЗС должны учитываться: рельеф местности, аэроклиматическая характеристика, естественное проветривание, распространение промышленных выбросов действующих предприятий и условия туманообразования.

Запрещается строительство АЗС на особо охраняемых территориях и объектах, включая охранные зоны, земли природоохранного, рекреационного, историко-культурного (памятники садово-паркового искусства и т. д.) назначения.

4.1.6. В соответствии с требованиями природоохранного законодательства размещение автозаправочных станций, проекты на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и ликвидацию, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, подлежат государственной экологической экспертизе и согласованию МУ «Горкомэкологии г. Н.Новгорода» и Нижегородского ЦГМСР.

4.1.7. Размеры санитарно-защитной зоны и комплекс мероприятий по ее организации подлежат утверждению в органах «Роспотребнадзора» по Нижегородской области, а благоустройство и озеленение в МУ «Горкомэкологии г. Н.Новгорода».

4.1.8. Положительное заключение государственной экологической экспертизы по проекту строительства является обязательным документом для выдачи разрешения на комплексное природопользование, а также для открытия финансирования и кредитования строительства АЗС.

4.1.9. Запрещается предоставление земельных участков под строительство АЗС без положительного заключения государственной экологической экспертизы по проекту строительства или при наличии в заключении замечаний о нарушении (не соблюдении) экологических правил, нормативов и требований.

При получении отрицательного заключения, предпроектные или проектные материалы должны быть доработаны в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и предложениями экспертной комиссии, после чего откорректированные материалы представляются на повторное рассмотрение.

4.1.10. При положительном заключении государственной экологической экспертизы по проекту строительства должно выдаваться разрешение на природопользование на все проектируемые и реконструируемые источники загрязнения. Разрешение на природопользование выдается специально уполномоченным органом.

4.1.11. Работы по дополнительному размещению на территории АЗС постов мойки, технического обслуживания автомобилей и других вспомогательных участков, не предусмотренных проектом строительства, считаются реконструкцией, а проекты их размещения, строительства подлежат обязательной государственной экологической экспертизе и согласованию с МУ «Горкомэкологии г. Н.Новгорода».

4.2. Экологические требования при строительстве АЗС

4.2.1. Строительство, реконструкция АЗС осуществляются по утвержденным проектам, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы, в строгом соответствии с требованиями действующих природоохранных, санитарных и строительных норм и правил.

4.2.2. Запрещается строительство, реконструкция АЗС без государственной экологической экспертизы проектной документации и отвода земельного участка в натуре. Не допускается изменение утвержденного проекта в ущерб требованиям экологической безопасности.

4.2.3. При выполнении строительных работ принимаются меры по охране природы, благоустройству территории и оздоровлению окружающей среды, в том числе мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды, предусмотренные проектом.

4.2.4. Работы по озеленению территории и санитарно-защитной зоны выполняются в строгом соответствии с проектными решениями.

4.2.5. Ввод в эксплуатацию АЗС производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом.

Запрещается ввод в эксплуатацию автозаправочных станций без завершения запроектированных работ по охране природы, рекультивации земель, оздоровлению окружающей среды.

4.2.6. Запрещается ввод в эксплуатацию оборудования АЗС с недоделками, препятствующими их нормальной эксплуатации и соблюдению установленных экологических требований, с отступлениями от утвержденного проекта, без опробования, испытания и проверки герметичности всего установленного оборудования и механизмов.

4.2.7. При выявлении представителями МУ «Горкомэкологии г. Н.Новгорода» и других специально уполномоченных органов нарушений требований природоохранного законодательства, в том числе требований, изложенных в данном документе, руководителям организаций выдаются предписания по устранению выявленных экологических правонарушений и, при необходимости, в рамках полномочий, постановления на приостановление строительных работ до полного устранения выявленных экологических правонарушений.

5. Экологические требования при эксплуатации и обслуживании АЗС

При эксплуатации АЗС с целью недопущения загрязнения окружающей среды запрещается:

  • Сливать нефтепродукты из автоцистерны через замерный люк АЗС.
  • Принимать нефтепродукты на АЗС при не плотностях в соединениях вентилей и трубопроводов, подтеканиях нефтепродукта из оборудования.
  • Принимать нефтепродукты при неисправности сливного устройства автомобильной системы.
  • Принимать и хранить нефтепродукты в резервуаре с подтоварной водой.
  • Сбрасывать неочищенные стоки в водоемы, на почву и в сети ливневой и бытовой канализации.
  • Эксплуатировать резервуары для хранения светлых нефтепродуктов с неисправными дыхательными клапанами и огневыми предохранителями.
  • Эксплуатировать АЗС при наличии неисправностей, влияющих на загрязнение окружающей среды.
  • Эксплуатировать неисправные или не отрегулированные предохранительные клапана.
  • Оставлять после приема, измерения уровня, плотности и температуры нефтепродуктов негерметично закрытыми сливные и замерные устройства (капоры), люки смотровых и сливных колодцев.
  • Переполнение резервуаров при их заправке, истекание нефтепродуктов с наливного рукава при его подъеме из резервуара после слива.
  • Разбрызгивание нефтепродуктов и перелив топливных баков автомобилей при их заполнении.


5.1. Экологические требования по охране атмосферного воздуха

5.1.1. Охрана атмосферного воздуха должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными документами в области охраны окружающей среды, с учетом инструкций и правил технической эксплуатации автозаправочных станций, а также других нормативных и технических документов.

5.1.2. При хранении нефтепродуктов резервуары и запорная арматура должны быть технически исправны и герметичны.

5.1.3. С целью снижения выбросов паров бензинов при хранении и сливе нефтепродуктов сливные устройства резервуаров и автоцистерн должны находиться в исправном состоянии, обеспечивающем соответствующую герметичность.

5.1.4. Топливораздаточные колонки не должны иметь подтеканий и допускать проливов нефтепродуктов.

5.1.5. Дыхательные клапана должны находиться в исправном состоянии.

5.1.6. При эксплуатации газоуравнительной системы газовая обвязка должна объединять резервуары с нефтепродуктами близкими по своим физико-химическим свойствам, при этом газоуравнительная система должна быть герметичной и обеспечивать работу дыхательного и предохранительного клапанов.

5.1.7. При измерении уровня и отборе проб нефтепродукта из резервуара, не должна нарушаться их герметизация. Измерение и отбор проб нефтепродуктов должны выполняться с помощью приборов, предусмотренных проектом или ГОСТ: уровнемерами, пробоотборниками и др.

Допускается измерение уровня и отбор проб через замерной люк вручную.

При отборе проб из резервуара разлив нефтепродуктов не допускается. При случайном разливе нефтепродукт должен быть немедленно удален.

5.1.8. Производительность наполнения (опорожнения) резервуара не должна превышать суммарной пропускной способности установленных на резервуаре дыхательных, предохранительных клапанов.

5.2. Экологические требования по охране поверхностных и подземных вод

5.2.1. Охрана поверхностных и подземных вод должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными документами в области охраны окружающей среды, с учетом инструкций и правил технической эксплуатации автозаправочных станций, а также других нормативных и технических документов.

5.2.2. Технические условия подсоединения к городским сетям водопровода, бытовой и дождевой (ливневой) канализации должны быть согласованы с организациями, эксплуатирующими указанные сети, в соответствии с утвержденными правилами пользования указанными сетями и приема в них сточных вод.

5.2.3. Сбор поверхностно-ливневых сточных вод должен обеспечиваться со всей площади АЗС путем прокладки ливневой канализационной сети или создания соответствующих уклонов территории для направления стока на очистные сооружения АЗС или в резервуар - накопитель.

Эксплуатация АЗС без оборудования их очистными сооружениями или резервуаром - накопителем запрещается.

5.2.4. Площадка АЗС должна быть оборудована инженерными устройствами (сооружениями) по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости бензовоза или контейнера, обрыва бункеровочных шлангов и т.п.

В обязательном порядке должны быть разработаны и согласованы с МУ «Горкомэкологии г. Н.Новгорода» противоаварийные мероприятия в соответствии с «Правилами охраны поверхностных вод» и требованиями к охране подземных вод.

5.2.5. Территория АЗС в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов должна быть выполнена из твердых материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов. На каждой автозаправочной станции должен быть запас сорбента для сбора нефтепродуктов в количестве, достаточном для ликвидации последствий максимально возможного пролива.

5.2.6. На АЗС должна обеспечиваться своевременная очистка канализационных сетей, резервуаров - накопителей и очистных сооружений от осадков и уловленных нефтепродуктов, замена фильтрующих материалов, вывоз загрязненного поверхностного стока на специализированные предприятия для очистки.

5.2.7. Очистные сооружения должны обеспечивать утвержденные нормативные параметры качества очистки сточных вод.

Владельцы АЗС должны организовать лабораторный контроль химического состава сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, на рельеф местности, в подземные горизонты, сети ливневой и бытовой канализации.

Отбор проб, химический анализ сточных вод и контроль за эффективностью работы очистных сооружений должен осуществляться в соответствии с действующими ГОСТами, нормативными и методическими документами. Условия отбора проб должны оговариваться заблаговременно при заключении договоров с отделом экологического мониторинга МУ «Горкомэкологии г. Н.Новгорода» или иными химико-аналитическими лабораториями, имеющими соответствующую область аккредитации.

В случае выявления ухудшения качества очистки сточных вод над установленными нормативами сброса, работа АЗС приостанавливается до устранения нарушений.

5.2.8. Нормативы сброса загрязняющих веществ, сбрасываемых в городскую канализацию и городскую ливневую сеть, определяются правилами приема сточных вод в эти сети, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Нижегородской области и города Нижнего Новгорода и закрепляются в договорах абонирования, заключаемых с владельцами сетей.

5.3. Экологические требования по обращению с отходами производства и потребления

5.3.1. Порядок обращения с отходами производства и потребления должен осуществляться в соответствии с действующими нормативными документами в области охраны окружающей среды, с учетом инструкций и правил технической эксплуатации автозаправочных станций, а также других нормативных и технических документов.

5.3.2. Разрешение на размещение отходов выдается специально уполномоченным органом.

5.3.3. Места складирования отходов на территории АЗС, их границы (площадь, объемы), обустройство, определяются приказом руководителя организации.

5.3.4. Лица, назначенные ответственными за осуществление природоохранных мероприятий, обязаны регулярно проверять соблюдение порядка и правил обращения с отходами на каждой АЗС, контролировать работы по определению массы размещаемых отходов, в соответствии с выданными разрешениями.

5.3.5. В случае выявления фактов самовольного размещения отходов, разрешение на размещение отходов приостанавливается, а к виновным применяются соответствующие санкции.

5.3.6. Отработанные масла и нефтепродукты должны приниматься на АЗС, специально оборудованных для этой цели и имеющих лицензию на сбор и хранение отработанных нефтепродуктов.

5.3.7. За прием, хранение и учет отработанных нефтепродуктов должно отвечать лицо, назначенное руководителем организации. Учет принятых отработанных нефтепродуктов должен вестись в соответствующем журнале.

5.3.8. Вывоз отработанных нефтепродуктов, бытового мусора должен осуществляться организацией, имеющей соответствующую лицензию, в места определенные для утилизации или переработке. Бытовой мусор должен собираться в контейнеры с плотно закрывающейся крышкой.

5.3.9. Загрязненные бензином опилки и песок должны быть собраны совком в ведро с крышкой и вынесены в специально отведенное место, герметически закрывающийся ящик. Сжигать пропитанные нефтепродуктами материалы или отжигать песок в необорудованных для этой цели местах, в том числе на территории АЗС и ее санитарно- защитной зоны категорически запрещается.

5.4. Экологические требования по охране почв и содержанию зеленых насаждений

5.4.1. Охрана почв и зеленых насаждений должны осуществляться в соответствии с действующими нормативными документами, с учетом инструкций и правил технической эксплуатации автозаправочных станций, а также других нормативных и технических документов.

5.4.2. Ответственность за охрану почв и сохранность зеленых насаждений на территории АЗС возлагается на руководителей организаций (землепользователей).

5.4.3. Землепользователи обязаны:

  • организовать мониторинг состояния почв на территории АЗС и санитарно-защитной зоны с участием отдела экологического мониторинга МУ «Горкомэкологии г. Н.Новгорода» или иной организации, имеющей соответствующую область аккредитации;
  • обеспечить сохранность и квалифицированный уход за зелеными насаждениями, находящимися на территории автозаправочной станции;
  • в летнее время и в сухую погоду поливать газоны, деревья и кустарники;
  • не допускать вытаптывания газонов и складирования на них песка, мусора, снега, сколов льда;
  • во всех случаях вырубку и пересадку деревьев и кустарников, изменение планировки газонов осуществлять только с разрешения МУ «Горкомэкологии г. Н.Новгорода», при этом должен возмещаться нанесенный ущерб.


6. Заключительные положения

6.1. Виновные в нарушении требований природоохранного законодательства, несоблюдении экологических требований при эксплуатации АЗС предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, материальную ответственность в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, Нижегородской области.

6.2. Нарушение требований природоохранного законодательства, настоящих Экологических требований, установленных нормативов выбросов и сбросов, размещения отходов и других условий, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей среды и здоровье населения, влечет за собой приостановление до устранения недостатков либо полное прекращение хозяйственной деятельности автозаправочной станции. Приостановление или прекращение хозяйственной деятельности АЗС осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным действующим законодательством.

6.3. Контроль за полнотой выполнения требований природоохранного законодательства, настоящих Экологических правил на автозаправочных станциях осуществляет МУ «Горкомэкологии г. Н.Новгорода», другие специально уполномоченные органы путем проведения плановых и других проверок.


Приложение

ПЕРЕЧЕНЬ
основных природоохранных документов, подлежащих хранению на автозаправочной станции


  1. Выписка из приказа об организации производственного экологического контроля (назначении ответственных лиц за охрану окружающей среды на АЗС).
  2. Должностные обязанности лиц, ответственных за выполнение природоохранных мероприятий на АЗС.
  3. Заключение о выборе земельного участка для размещения АЗС.
  4. Заключение экологической экспертизы по проекту строительства, реконструкции АЗС.
  5. Лицензия на производственную деятельность.
  6. Лицензия на водопользование.
  7. Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
  8. Разрешение на размещение отходов производства и потребления.
  9. Договоры с МП «Нижегородский водоканал» на отпуск воды и прием сточных вод в городскую канализацию и МП «Инженерная защита города» на прием сточных вод в ливневую канализацию.
  10. Планы-графики контроля за соблюдением:
    • нормативов ПДВ;
    • качества сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, на рельеф местности, в подземные горизонты, сети ливневой и бытовой канализации;
    • эффективности работы очистных сооружений;
    • состояния почв на территории АЗС и санитарно-защитной зоны.
  11. Инструкция по эксплуатации очистных сооружений (ОС) (на АЗС, где очистные сооружения имеются).
  12. Инструкция по сбору и хранению отработанных нефтепродуктов (на АЗС, где они имеются).
  13. Договора на вывоз ТБО, нефтешламов ОС или осадка ОС, передачу отходов на утилизацию, захоронение, переработку и пр.
  14. Правила технической эксплуатации стационарных, контейнерных и передвижных автозаправочных станций. (Утверждены Главным управлением по государственным поставкам и коммерческой деятельности ГП «Роснефть» 24 декабря 1993 года).

Предписания представителей МУ «Горкомэкологии г. Н.Новгорода» и специально уполномоченных органов по устранению экологических правонарушений, выявленных при проверке автозаправочных станций предприятия.

Примечание: заключение экологической экспертизы по проекту строительства, реконструкции АЗС должно храниться на станции при проведении работ по строительству, реконструкции и в течение года после ввода в эксплуатацию.

Утверждено постановлением Правительства Нижегородской области
от 23 сентября 2005 г. № 225




3. Функции Министерства


Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

3.28. Участвует в мероприятиях по повышению экологической безопасности организаций топливно-энергетического комплекса.

3.33. Участвует в координации деятельности организаций топливно-энергетического комплекса по выполнению мероприятий, направленных на осуществление производственного контроля на опасных производственных объектах и уменьшение выбросов веществ, отрицательно воздействующих на окружающую среду.

Утверждено постановлением Правительства Нижегородской области
от 26 сентября 2005 г. № 239




3. Функции Департамента


Для решения возложенных на него задач Департамент осуществляет следующие функции:

3.16. Участие в разработке и реализации мероприятий по охране окружающей природной среды и ресурсосбережению в транспортном комплексе.

Утверждено постановлением Правительства Нижегородской области
от 23 сентября 2005 г. № 226




3. Функции Министерства


В целях реализации возложенных задач Министерство осуществляет следующие функции:

3.33. Осуществление деятельности в сфере управления и регулирования лесного комплекса в рамках полномочий, определенных законодательством Российской Федерации. В том числе к этим полномочиям относятся:

  • обеспечение эффективного использования лесов, а также управление лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций в рамках полномочий, определенных статьей 47 Лесного кодекса Российской Федерации;
  • осуществление регулирующих и управляющих функций в отношении ГУ «Нижегородсельлес»;
  • организация экспертизы и утверждения проектов строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятий и организаций лесного комплекса;
  • утверждение предприятиям и организациям лесного комплекса нормативных запасов сырья и материалов, а также других норм и нормативов, которые в соответствии с действующим законодательством отнесены к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • организация мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций;
  • координация работы по тушению крупных лесных пожаров в лесном фонде на территории Нижегородской области;
  • подготовка и утверждение порядка организации охраны лесов от пожаров на землях городских поселений;
  • подготовка и заключение договоров на тушение лесных пожаров с хозяйствующими субъектами, специализирующимися на осуществлении этих функций;
  • согласование отвода насаждений в рубки главного пользования в счет недоиспользованных расчетных лесосек прошлых лет;
  • согласование отвода в рубки главного пользования без предварительного проведения подсочки леса;
  • разработка и утверждение технологических регламентов и экономических нормативов выполнения лесохозяйственных работ.
  • проверка целевого использования денежных средств выделенных из областного и федерального бюджетов;
  • проверка целевого использования лесосечного фонда;
  • проверка объемов и качества выполненных лесохозяйственных работ.


Утверждено постановлением Правительства Нижегородской области
от 23 сентября 2005 г. № 226